Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Медицинский институт
Кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»
Кисурина Н.А.
доцент, к.т.н.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
«организация деятельности гостиничного предприятия»
Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии
(туризм и гостиничное хозяйство)
Форма обучения: очная, заочная
Тула, 2010
Рассмотрено на заседании кафедры ТИГ факультета ФКСиТ,
протокол № 12 от «16» июня 2010 г.
Зав. кафедрой ТИГ_____________________ И.Ю. Пономарева
Оглавление
1 История развития предприятий индустрии гостеприимства. 5
2 Современные тенденции развития индустрии гостеприимства. 10
3 Общие понятия и определения.. 15
3.1 Функциональное назначение гостиничного предприятия.. 15
3.2 Характеристика и особенности гостиничных услуг. 19
4 Типология гостиниц и классификация гостиниц.. 22
|
|
5 Классификация гостиничных номеров.. 37
5.1 Европейская система классификации гостиничных номеров.. 37
5.2 Российская система классификации гостиничных номеров.. 38
6 Организация гостиничного дела. 40
6.1 Модели организации гостиничного бизнеса и разновидности гостиниц.. 40
6.2 Система франчайзинга. 41
6.3 Как построить гостиницу. 43
6.4 Проектирование и оснащение отеля.. 46
6.5 Юридические аспекты строительства гостиничного комплекса. 52
АНАЛИЗ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ.. 53
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ЦЕНОВЫЕ СТРАТЕГИИ... 58
ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ: КОМУ ПРОДАВАТЬ?. 60
Прямые каналы продаж.. 61
Внешние каналы продаж.. 62
7 Управление предприятиями индустрии гостеприимства. 65
7.1 Организационная структура управления предприятием.. 65
7.1.1 Общие понятия организационной структуры... 65
7.1.2 Формирование штата сотрудников.. 77
7.1.3 Управление персоналом.. 86
7.2 Методы управления.. 93
7.2.1 Экономические методы управления.. 94
7.2.2 Организационно-административные методы управления.. 95
7.2.3 Социально-психологические методы управления.. 97
7.3 Стиль управления.. 99
7.3.1 Понятие и характеристика стилей руководства. 99
7.3.3 Процесс принятия решений.. 104
7.3.4 Методы принятия решений.. 106
7.4 Индивидуальные стили принятия решений.. 109
7.5 Организация и контроль за исполнением решений.. 113
7.6 Система управления гостиничным имуществом.. 116
8 Управление качеством услуг в гостинице. 117
9 Необычные отели мира. 119
Капсульная гостиница. 119
Лодочный дом.. 119
The Hemp Hotel 120
Отель Arau Jungle Tower 120
Rogner Bad Blumau. 121
Desert Cave Hotel 121
Das Park, Австрия. 122
Dog Bark Park, США... 122
Hotel de Glace, Канада. 122
Отель «Propeller Island City Lodge 4*». 123
|
|
История развития предприятий индустрии гостеприимства
Эволюция предприятий индустрии гостеприимства происходила в несколько этапов, которые в историческом плане соответствуют периодам развития человеческого общества:
· Древний;
· Средневековье;
· Новое время;
· Современный период.
Древний период (IV тысячелетие до н.э. – 476 г. н.э.)
К этому периоду общественного развития большинство историков относят появление первых гостевых предприятий – прообразов современных гостиниц и ресторанов. Упоминание о подобных предприятиях – тавернах – содержится в древних манускриптах, одним из которых является кодекс царя Вавилонии Хаммурапи, написанный примерно в 1700 году до н.э.
В Древней Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и религиозной жизни. Хотя в тавернах имелись помещения для размещения путешественников, в большей степени они предназначались для предоставления услуг питания. Развитие же торговли и связанные с ней длительные разъезды требовали организации не только питания, но и ночлега. Это обстоятельство и предопределило появление другого типа предприятий – постоялых дворов.
Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. Древнеримские постоялые дворы располагались вдоль главных дорог в городах и деревнях на расстоянии один от другого примерно в 25 миль (40,225 км).
Строгая классовая структура, лежавшая в основе Римского государства, оказала влияние на деятельность предприятий гостеприимства того времени. В частности, расселение путешествующих здесь проводилось по классовому признаку. Никогда купцы, торговцы и другие путешествующие из простого народа не могли быть поселены рядом с государственными служащими и правительственными гонцами. Это обстоятельство повлияло на качественное состояние постоялых дворов. Те, в которых останавливались представители аристократии и государственные чиновники, строились по всем правилам архитектурного искусства и предлагали по тем временам широкий спектр услуг. Впоследствии Марко Поло говорил, что на таких постоялых дворах и "королю остановиться не зазорно".
Таверны и постоялые дворы, предназначенные для обслуживания граждан низших сословий, предлагали минимальные условия для ночлега и отдыха. Например, очень часто путешествующие спали просто на соломе, а чтобы не замерзнуть в холодное время года, прижимались к теплому боку своей лошади. О каком-то дополнительном комфорте не было и речи.
Огромную роль в появлении предприятий гостеприимства сыграло развитие торговых связей на Ближнем Востоке, в Азии и Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым длинными потоками двигались караваны с товаром. Для организации ночлега участников караванов вдоль торговых путей создавались специальные пункты размещения – караван-сараи, включающие, как правило, помещения для людей и загоны для верблюдов и лошадей. Все это было окружено крепостной стеной, защищающей от природных стихий (ветра, дождя, бури), а также от грабителей и разбойников.
После падения Римской империи в 476 году н.э. начался новый этап в развитии предприятий гостеприимства.