Анализ внутренней и внешней среды предприятия
Методические указания
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
|
|
Стратегическое управление рассматривает окружениекак совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации.
Этап 1.
Проведение PEST-анализа
Требуется выполнить:
- Определить взвешенные оценки по каждому фактору и суммарную оценку.
- Сделать вывод, на каком уровне находится реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды.
Задание 1
Результаты анализа внешних стратегических факторов ОАО «Клен»
Внешние стратегические факторы | Вес | Оценка | Взвешенная оценка |
Возможности Благоприятная демографическая ситуация | 0.15 | ||
Развитие розничной сети | 0.05 | ||
Государственная поддержка малого бизнеса | 0.05 | ||
Экономическая стабилизация | 0.15 | ||
Угрозы Усиление государственного регулирования | 0.10 | ||
Конкуренция на внутреннем рынке | 0.25 | ||
Новые технологии | 0.15 | ||
Снижение активности потребителей | 0.10 | ||
Суммарная оценка | - |
Задание 2
|
|
Результаты анализа внешних стратегических факторов ОАО «Юг-арома»
Внешние стратегические факторы | Вес | Оценка | Взвешенная оценка |
Возможности Благоприятная демографическая ситуация | 0.05 | ||
Развитие розничной сети | 0.10 | ||
Государственная поддержка малого бизнеса | 0.15 | ||
Экономическая стабилизация | 0.15 | ||
Угрозы Усиление государственного регулирования | 0.15 | ||
Конкуренция на внутреннем рынке | 0.15 | ||
Новые технологии | 0.10 | ||
Снижение активности потребителей | 0.15 | ||
Суммарная оценка | - |
Этап 2
Анализ внутренней среды предприятия
Задание
Сформулируйте вопросы для анализа компонент внутренней среды и их составляющих ОАО «Клен» и ОАО «Юг- арома», если известно, что
Организация управления: организационная структура, престиж и имидж фирмы, организация системы коммуникаций, общая для всей организации система контроля (эффективность и использование), организационный климат, культура, использование систематизированных процедур и техники при принятии решений, квалификация способности и интересы высшего руководства, система стратегического планирования.
Производство: стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками, система контроля запасов, оборот запасов, местонахождение производственных помещений, расположение использование мощностей, экономия от масштаба производства, техническая эффективность мощностей и их загруженность, эффективное использование системы субконтрактирования, степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль, эффективность и отдача от использования оборудования, эффективность процедуры контроля за процессом изготовления продукта, проектирование, составление графика работы, закупка, контроль качества, сравнительные по отношению к конкурентам и отрасли величина издержек и качество технологии, исследования и разработки, инновации, патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.
Маркетинг: продукты (услуги), производимые фирмой; концентрация продажи на нескольких продуктах или нескольких покупателях; возможность собирать необходимую информацию о рынке; доля рынка; номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения; жизненный цикл основных продуктов (услуг); каналы распределения: число, охват и контроль; организация эффективного сбыта; знание потребностей покупателей; имидж, репутация и качество товара (услуги); результативность и эффективность продвижения товаров на рынок и их реклама; ценовая политика и гибкость в установлении цен; процедуры установления обратной связи с рынком и развития новых продуктов (услуг) и рынков; послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара; отношение к марке.
Финансы: возможность получения краткосрочных капиталов, возможность получения долгосрочного капитала; стоимость капитала по сравнению с отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов; отношение к налогам; отношение к хозяевам, акционерам; возможность использования альтернативных финансовых стратегий; рабочий капитал (гибкость его структуры); эффективный контроль за издержками (возможность их снижения); эффективная и действенная система расчетов для учета издержек бюджета и планирования прибыли.
Кадры: управленческий персонал, мораль и квалификация сотрудников, стоимость трудовых отношений в сравнении с отраслевой и стоимостью трудовых отношений у конкурентов, кадровая политика, использование стимулов для мотивирования выполнения работы, возможность контролировать перепады в найме рабочей силы, текучесть кадров и прогулы, особенная квалификация сотрудников, опыт.
|
|
Контрольные вопросы
1. Перечислите факторы внешней среды предприятия.
2. Какие факторы можно отнести к факторам непосредственного окружения?
3. Перечислите факторы внешней среды предприятия.
4. Каковы цели анализа факторов внутренней и внешней среды предприятия?