Практическое занятие №3. Анализ внутренней и внешней среды предприятия

Анализ внутренней и внешней среды предприятия

Методические указания

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заклю­чает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функциониро­вания организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен­циала на должном уровне. Организация находится в состоянии по­стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безгранич­ны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегическо­го управления состоит в обеспечении такого взаимодействия орга­низации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее по­тенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной пер­спективе.

Стратегическое управление рассматривает окружениекак сово­купность трех сред: макроокружения, непосредственного окруже­ния и внутренней среды организации.

 

Этап 1.

Проведение PEST-анализа

Требуется выполнить:

- Определить взвешенные оценки по каждому фактору и суммарную оценку.

- Сделать вывод, на каком уровне находится реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды.

Задание 1

Результаты анализа внешних стратегических факторов ОАО «Клен»

Внешние стратегические факторы Вес Оценка Взвешенная оценка
Возможности Благоприятная демографическая ситуация   0.15      
Развитие розничной сети 0.05    
Государственная поддержка малого бизнеса 0.05    
Экономическая стабилизация 0.15    
Угрозы Усиление государственного регулирования   0.10    
Конкуренция на внутреннем рынке 0.25    
Новые технологии 0.15    
Снижение активности потребителей 0.10    
Суммарная оценка   -  

Задание 2

Результаты анализа внешних стратегических факторов ОАО «Юг-арома»

Внешние стратегические факторы Вес Оценка Взвешенная оценка
Возможности Благоприятная демографическая ситуация   0.05      
Развитие розничной сети 0.10    
Государственная поддержка малого бизнеса 0.15    
Экономическая стабилизация 0.15    
Угрозы Усиление государственного регулирования   0.15    
Конкуренция на внутреннем рынке 0.15    
Новые технологии 0.10    
Снижение активности потребителей 0.15    
Суммарная оценка   -  

 

Этап 2

Анализ внутренней среды предприятия

Задание

Сформулируйте вопросы для анализа компонент внутренней среды и их составляющих ОАО «Клен» и ОАО «Юг- арома», если известно, что

Организация управления: организационная структура, престиж и имидж фирмы, организация системы коммуникаций, общая для всей организации система контроля (эффективность и использование), организационный климат, культура, использование систематизированных процедур и техники при принятии решений, квалификация способности и интересы высшего руководства, система стратегического планирования.

Производство: стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками, система контроля запасов, оборот запасов, местонахождение производственных помещений, расположение использование мощностей, экономия от масштаба производства, техническая эффективность мощностей и их загруженность, эффективное использование системы субконтрактирования, степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль, эффективность и отдача от использования оборудования, эффективность процедуры контроля за процессом изготовления продукта, проектирование, составление графика работы, закупка, контроль качества, сравнительные по отношению к конкурентам и отрасли величина издержек и качество технологии, исследования и разработки, инновации, патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.

Маркетинг: продукты (услуги), производимые фирмой; концентрация продажи на нескольких продуктах или нескольких покупателях; возможность собирать необходимую информацию о рынке; доля рынка; номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения; жизненный цикл основных продуктов (услуг); каналы распределения: число, охват и контроль; организация эффективного сбыта; знание потребностей покупателей; имидж, репутация и качество товара (услуги); результативность и эффективность продвижения товаров на рынок и их реклама; ценовая политика и гибкость в установлении цен; процедуры установления обратной связи с рынком и развития новых продуктов (услуг) и рынков; послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара; отношение к марке.

Финансы: возможность получения краткосрочных капиталов, возможность получения долгосрочного капитала; стоимость капитала по сравнению с отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов; отношение к налогам; отношение к хозяевам, акционерам; возможность использования альтернативных финансовых стратегий; рабочий капитал (гибкость его структуры); эффективный контроль за издержками (возможность их снижения); эффективная и действенная система расчетов для учета издержек бюджета и планирования прибыли.

Кадры: управленческий персонал, мораль и квалификация сотрудников, стоимость трудовых отношений в сравнении с отраслевой и стоимостью трудовых отношений у конкурентов, кадровая политика, использование стимулов для мотивирования выполнения работы, возможность контролировать перепады в найме рабочей силы, текучесть кадров и прогулы, особенная квалификация сотрудников, опыт.

Контрольные вопросы

1. Перечислите факторы внешней среды предприятия.

2. Какие факторы можно отнести к факторам непосредственного окружения?

3. Перечислите факторы внешней среды предприятия.

4. Каковы цели анализа факторов внутренней и внешней среды предприятия?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: