double arrow

Самостоятельная работа студентов и рекомендации к выполнению контрольных работ

Пояснительная записка

Учебный курс «История педагогики и образования» предназначен для студентов педагогических вузов. Эта фундаментальная гуманитарная дисциплина, которая интегрирует знания студентов из культурологического и педагогического блоков, так как позволяет раскрыть процесс последовательного проникновения человечества в суть воспитательных и образовательных явлений, выявить особенности практической реализации поставленных педагогических проблем, освоить все богатство культурного наследия.

Данный курс, как учебный предмет, играет важную роль в профессиональной подготовке педагогов:

- Расширяет общий культурный кругозор;

- Способствует формированию научного мировоззрения;

- Формирует готовность к систематическому самообразованию.

Образовательная цель курса: развитие у студентов культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения, приобщение к «полифонизму» эволюции существующей системы образования и актуальных педагогических проблем.

Освоение курса «История педагогики и образования» позволяет реализовать себя посредством:

· Формирования историко-педагогической культуры в логике развития основных компонентов исторического сознания;

· Выработке творческого педагогического мышления на основе ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого;

· Осознание ценности мирового историко-педагогического опыта с точки зрения его прогностической значимости;

· Освоение структуированной информации об основных закономерностях, традициях и тенденциях развития педагогической культуры.

Особенность данного курса состоит в установлении разнообразных и разноуровневых связей истории педагогики в социально-культурной схеме с философией, социологией, культурологией, историей религии

Экономическими и политическими учениями и другими подсистемами с учетом их взаимной детерминации.

Организационно-педагогическая цель курса: создание условий для формирования исторического сознания и самосознания студентов как основы личностной рефлексии и осознание себя в триаде «прошлое-настоящее-будущее».

 

Требования к выбору темы контрольной работы

 

Студент должен выполнить одну работу по определенной ему теме (Номер темы определяется по последним цифрам зачетной книжки. Если номер зачетной книжки заканчивается на «0» или вообще нет номера (б/н), то студент выбирает тему 10 или 11). Номер зачетной книжки обязательно указывается на титульном листе.

Самостоятельная работа студентов и рекомендации к выполнению контрольных работ.

В общей системе подготовки специалиста важное место занимает самостоятельная исследовательская деятельность студента, задачей которой является:

· Развитие умений по установке связей теории с практикой;

· Развитие навыков самообразования;

· Приобщение студента к научно-исследовательской работе;

· Углубление и расширение теоретических знаний студента в области психолого-педагогических дисциплин.

Контрольная работа – этап самостоятельной учебной работы студента по усвоению научной информации, приобщение к научному исследованию. Особенностью контрольной работы по истории образования и педагогической мысли является то, что она должна представлять собой не только изложение определенной научной публикации, но и критический её анализ, аналитический обзор по историко-педагогической проблеме.

Написание контрольной работы целесообразно начинать с изучения и конспектирования предложенной литературы.

Работа с первоисточниками и конспектирование.

Конспектирование произведений по курсу «История образования и педагогической мысли» имеет свою специфику, так как студенты знакомятся с сочинениями, написанными философами, педагогами, психологами и общественными деятелями разных стран и разных эпох.

Прежде чем приступить к изучению первоисточника, рекомендуется ознакомиться не только с биографией автора, но и с историей, условиями создания данного произведения. Эту информацию можно взять из вступительных статей полного или избранного собрания сочинений автора или литературы биографического характера.

Целесообразно вначале прочитать произведение или рекомендованные главы в целом, чтобы уяснить смысл всего текста и понять специфику изложения автора своих идей.

При написании цитаты, или дословно приведенной выдержки из высказываний и сочинений разных авторов, являются разновидностью прямой речи, и, поэтому выделяются кавычками. Если цитата переписывается не полностью, то на месте пропуска ставится три точки. Но это не должно изменить смысл предложения. Если цитата включается в текст в качестве самостоятельного предложения, например, при формулировке выводов, знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи. Например, К.Д. Ушинский, оценивая педагогическое значение сказок, писал: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Если же цитата сливается со словами автора в одно предложение, ставятся те знаки препинания, которые требуются для данного предложения.

Одно из заданий в контрольной работе это написать аннотацию, рецензию, отзыв, конспект.

Аннотация – краткая характеристика текста, книги, статьи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора.

Компоненты содержания:

· Основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения;

· Значимость текста.

Конспект – краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.

Компоненты содержания:

· В плановых конспектах: соответствие определенной части конспекта плану;

· В текстуальных конспектах: цитаты;

· В свободных конспектах: сочетание выписок, цитат, тезисов;

· В тематических конспектах: ответы на поставленные вопросы по нескольким источникам.

Отзыв – критическое суждение, мнение, содержащее оценку чего-либо.

Компоненты содержания:

· Заключение о соответствии работы заявленной теме;

· Оценка качества выполнения исследования;

· Оценка полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости исследования;

· Оценка работы.

Рецензия – критический отзыв, о каком-либо сочинении0о педагогической работе (статье). Это краткое объективное воспроизведение взглядов автора в статье и развернутое научно-обоснованное оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемого источника.

Компоненты содержания (структура может быть различной):

· Изложение позиции автора по ключевым вопросам исследуемой проблемы, как в целом, так и к главным её положениям;

· Изложение отношения рецензента к исследуемой проблеме; критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств;

· Выводы рецензента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: