При наличии в финансовой отчетности корректировок показателей, вызванных изменением МСФО или интерпретаций, учетной политики или исправлением ошибок, раскрытию подлежат:
• название стандарта (интерпретации), обусловившего изменения в учете;
• характер изменений в учетной политике;
• указания на положения переходного периода, содержащиеся
в стандарте;
• влияние условий переходного периода на финансовые показатели деятельности компании в перспективе;
• обстоятельства, обусловившие невозможность применения
ретроспективного метода корректировок отчетности (если
таковые имеются);
• сумма корректировок, относящихся к текущему и каждому
предшествующему периоду;
• воздействие выполненных корректировок на показатели базовой и разводненной прибыли на акцию в соответствии
с МСФО 33 «Прибыль на акцию».
В отношении ошибок предшествующего периода компания должна раскрыть:
• характер ошибки соответствующего предшествующего периода;
• по каждому предшествующему периоду, представленному в
отчетности, — сумму соответствующего исправления каждой
затронутой линейной статьи в финансовой отчетности, а так
же базовой и разводненной прибыли на акцию (если применяется МСФО 33 «Прибыль на акцию» (см. параграф 9.4
учебника));
|
|
• сумму исправления на начало самого раннего из представленных предшествующих периодов;
• при отсутствии возможности ретроспективного пересчета — обязательства, которые привели к такому положению,
и описание того, каким образом и начиная с какого времени
ошибка была исправлена.
Раскрытие информации об исправлении ошибок при использовании ретроспективного подхода
Пример 9.22
(долл.)
Сальдо нераспределенной прибыли на 1 января 2011 г. 400
Исправление ошибки за предыдущие периоды -10 000
Пересчитанное сальдо нераспределенной прибыл на 1 января 2011 г. 390 000
Чистая прибыль 80 000
Нераспределенная прибыль на 31 декабря 2011 г. 470 000.
Российские правила ведения учета. Учетные проблемы, которым посвящен МСФО 8, в российской практике охвачены тремя стандартами: ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» и ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Таким образом, по своему содержанию МСФО 8 значительно шире ПБУ 1/2008.
Вопросы формирования учетной политики российскими организациями регламентируются ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н. Оно заменило собой ранее действовавшее ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 № 60н.
|
|
В российском бухгалтерском учете под учетной политикой подразумевается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Видно, что приведенное определение отлично от трактовки учетной политики, представленной в МСФО 8.
В своей новой редакции ПБУ 1/2008 в отличие от предыдущей версии стандарта разрешает российским организациям применение положений МСФО при выборе способа учета в ходе формирования учетной политики. Указанная норма применяется в тех случаях, когда в нормативно-правовых актах Российской Федерации не установлены способы учета по конкретному вопросу. Разрабатывая такие способы, организация должна руководствоваться требованиями и рекомендациями, изложенными в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Президентским советом ИПБ России и Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России. Кроме того, можно обратиться к действующей бухгалтерской практике.
В ПБУ 1/2008 уточнено, что изменение учетной политики возможно не только с начала отчетного года, но и в течение года. Таким образом, российские организации получили право менять учетную политику в течение года в случае изменения требований законодательства Российской Федерации, вступающих в действие в течение года.
Стандарт описывает порядок отражения в бухгалтерской отчетности организации последствий внесения изменений в учетную политику. Если эти изменения вызваны изменениями законодательства Российской Федерации и (или) нормативных актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном этими документами. В иных случаях последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно при условии, что их денежная оценка может быть проведена с достаточной степенью надежности.
Учетная политика раскрывается организациями, публикующими бухгалтерскую отчетность, полностью или частично в пояснительной записке. В составе информации, подлежащей раскрытию, должны приводиться сведения об утвержденных и опубликованных, но не вступивших в силу нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету.
Указанные положения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» существенно приблизили российскую учетную политику к требованиям, определенным МСФО 8. Вместе с тем сохранились некоторые различия:
• учетная политика по МСФО 8 ориентирована на финансовую отчетность, а учетная политика по ПБУ 1/2008 — на ведение бухгалтерского учета. Как следствие, в МСФО 8 нет
положений, регламентирующих организационные вопросы
учетной политики;
• в МСФО предусмотрено ретроспективное исправление ошибок, а ПБУ 1/2008 предписывает применение перспективного
подхода, за исключением случаев, когда ошибки обнаружены
до даты утверждения годовой отчетности;
• в отличие от МСФО 8 в ПБУ 1/2008 определены способы
ведения бухгалтерского учета: группировка и оценка фактов
хозяйственной деятельности, погашение стоимости активов,
организация документооборота, инвентаризация и т.д.;
• МСФО 8 требует более детального раскрытия информации
об изменении учетной политики, чем ПБУ 1/2008.
Правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности российских организаций информации об изменении оценочных значений определены ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений». Согласно стандарту изменение оценочного значения — это корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации и проводимая исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не являющаяся исправлением ошибки в бухгалтерском учете.
|
|
Стандарт определяет общие подходы к признанию и раскрытию изменений оценочных значений, но не устанавливает перечня показателей, которые должны такие значения иметь.
В соответствии с ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения признается в бухгалтерском учете и отражается в отчетности перспективно, т.е. с даты появления такого изменения. При этом особо подчеркивается, что изменение способа оценки активов и обязательств не является изменением оценочного значения. Изменение оценочного значения в отчетности может признаваться либо путем включения в доходы или расходы организации (например, при формировании резерва), либо путем корректировки соответствующих статей капитала (в случае переоценки объектов основных средств и нематериальных активов).
Информация об изменениях в оценочных значениях раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, а именно:
• содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую от
четность отчетного периода;
• содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую
отчетность будущих периодов (за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность
за будущие периоды невозможно).
Факт невозможности такой оценки тоже подлежит раскрытию.
Подводя итог, можно констатировать: нормы, прописанные в ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» в целом соответствуют положениям, затрагиваемым МСФО 8 в части изменения оценочных значений.
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» утверждено приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н. Этот стандарт определяет порядок исправления ошибок, обнаруженных между датой подписания бухгалтерской отчетности и датой ее представления. Такая ошибка должна быть исправлена в отчетности, а отчетность должна быть выпущена заново. Если она уже была представлена внешним пользователям (включая налоговые органы), их необходимо известить об этом.
|
|
ПБУ 22/2010 содержит требование ретроспективного исправления существенной ошибки: если организация обнаружила в текущем периоде существенную ошибку, она должна исправить ее таким образом, как если бы ошибка никогда не была совершена. Для этого требуется пересчитать сравнительные показатели отчетности. Как видим, по основным вопросам ПБУ 22/2010 воспроизводит положения МСФО 8.