Раскрытие информации в примечаниях к финансовой отчетности

При наличии в финансовой отчетности корректировок показате­лей, вызванных изменением МСФО или интерпретаций, учетной политики или исправлением ошибок, раскрытию подлежат:

 

• название стандарта (интерпретации), обусловившего измене­ния в учете;

• характер изменений в учетной политике;

• указания на положения переходного периода, содержащиеся
в стандарте;

• влияние условий переходного периода на финансовые показатели деятельности компании в перспективе;

• обстоятельства, обусловившие невозможность применения
ретроспективного метода корректировок отчетности (если
таковые имеются);

• сумма корректировок, относящихся к текущему и каждому
предшествующему периоду;

• воздействие выполненных корректировок на показатели ба­зовой и разводненной прибыли на акцию в соответствии
с МСФО 33 «Прибыль на акцию».

В отношении ошибок предшествующего периода компания должна раскрыть:

• характер ошибки соответствующего предшествующего периода;

• по каждому предшествующему периоду, представленному в
отчетности, — сумму соответствующего исправления каждой
затронутой линейной статьи в финансовой отчетности, а так­
же базовой и разводненной прибыли на акцию (если при­меняется МСФО 33 «Прибыль на акцию» (см. параграф 9.4
учебника));

• сумму исправления на начало самого раннего из представ­ленных предшествующих периодов;

• при отсутствии возможности ретроспективного пересче­та — обязательства, которые привели к такому положению,
и описание того, каким образом и начиная с какого времени
ошибка была исправлена.

Раскрытие информации об исправлении ошибок при использовании ретро­спективного подхода

Пример 9.22

(долл.)

Сальдо нераспределенной прибыли на 1 января 2011 г. 400

Исправление ошибки за предыдущие периоды -10 000

Пересчитанное сальдо нераспределенной прибыл на 1 января 2011 г. 390 000

Чистая прибыль 80 000

Нераспределенная прибыль на 31 декабря 2011 г. 470 000.

Российские правила ведения учета. Учетные проблемы, кото­рым посвящен МСФО 8, в российской практике охвачены тремя стандартами: ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» и ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Та­ким образом, по своему содержанию МСФО 8 значительно шире ПБУ 1/2008.

Вопросы формирования учетной политики российскими организациями регламентируются ПБУ 1/2008 «Учетная политика орга­низации», утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н. Оно заменило собой ранее действовавшее ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфи­на России от 9 декабря 1998 № 60н.

В российском бухгалтерском учете под учетной политикой подразумевается принятая организацией совокупность способов веде­ния бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Видно, что приведенное опреде­ление отлично от трактовки учетной политики, представленной в МСФО 8.

В своей новой редакции ПБУ 1/2008 в отличие от предыдущей версии стандарта разрешает российским организациям применение положений МСФО при выборе способа учета в ходе формирова­ния учетной политики. Указанная норма применяется в тех случа­ях, когда в нормативно-правовых актах Российской Федерации не установлены способы учета по конкретному вопросу. Разрабатывая такие способы, организация должна руководствоваться требовани­ями и рекомендациями, изложенными в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Президентским советом ИПБ России и Методологическим советом по бухгалтер­скому учету при Минфине России. Кроме того, можно обратиться к действующей бухгалтерской практике.

В ПБУ 1/2008 уточнено, что изменение учетной политики воз­можно не только с начала отчетного года, но и в течение года. Таким образом, российские организации получили право менять учетную политику в течение года в случае изменения требований законодательства Российской Федерации, вступающих в действие в течение года.

Стандарт описывает порядок отражения в бухгалтерской отчетности организации последствий внесения изменений в учет­ную политику. Если эти изменения вызваны изменениями зако­нодательства Российской Федерации и (или) нормативных актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в бухгалтерском уче­те и отчетности в порядке, установленном этими документами. В иных случаях последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно при условии, что их денежная оценка может быть проведена с достаточной степенью надежности.

Учетная политика раскрывается организациями, публикующи­ми бухгалтерскую отчетность, полностью или частично в поясни­тельной записке. В составе информации, подлежащей раскрытию, должны приводиться сведения об утвержденных и опубликован­ных, но не вступивших в силу нормативных правовых актах по бух­галтерскому учету.

Указанные положения ПБУ 1/2008 «Учетная политика орга­низации» существенно приблизили российскую учетную политику к требованиям, определенным МСФО 8. Вместе с тем сохранились некоторые различия:

• учетная политика по МСФО 8 ориентирована на финансо­вую отчетность, а учетная политика по ПБУ 1/2008 — на ве­дение бухгалтерского учета. Как следствие, в МСФО 8 нет
положений, регламентирующих организационные вопросы
учетной политики;

• в МСФО предусмотрено ретроспективное исправление оши­бок, а ПБУ 1/2008 предписывает применение перспективного
подхода, за исключением случаев, когда ошибки обнаружены
до даты утверждения годовой отчетности;

• в отличие от МСФО 8 в ПБУ 1/2008 определены способы
ведения бухгалтерского учета: группировка и оценка фактов
хозяйственной деятельности, погашение стоимости активов,
организация документооборота, инвентаризация и т.д.;

• МСФО 8 требует более детального раскрытия информации
об изменении учетной политики, чем ПБУ 1/2008.

Правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности российских организаций информации об изменении оценочных значений определены ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значе­ний». Согласно стандарту изменение оценочного значения — это кор­ректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отра­жающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации и проводимая исходя из оценки существующе­го положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обя­зательств и не являющаяся исправлением ошибки в бухгалтерском учете.

Стандарт определяет общие подходы к признанию и раскрытию изменений оценочных значений, но не устанавливает перечня показателей, которые должны такие значения иметь.

В соответствии с ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения признается в бухгалтерском учете и отражается в отчетности перспективно, т.е. с даты появления такого изменения. При этом осо­бо подчеркивается, что изменение способа оценки активов и обя­зательств не является изменением оценочного значения. Измене­ние оценочного значения в отчетности может признаваться либо путем включения в доходы или расходы организации (например, при формировании резерва), либо путем корректировки соответ­ствующих статей капитала (в случае переоценки объектов основных средств и нематериальных активов).

Информация об изменениях в оценочных значениях раскрывает­ся в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, а именно:

• содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую от­
четность отчетного периода;

• содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую
отчетность будущих периодов (за исключением случаев, ког­да оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность
за будущие периоды невозможно).

Факт невозможности такой оценки тоже подлежит раскрытию.

Подводя итог, можно констатировать: нормы, прописанные в ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» в целом соот­ветствуют положениям, затрагиваемым МСФО 8 в части изменения оценочных значений.

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» утверждено приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н. Этот стандарт определяет порядок исправления ошибок, обнаруженных между датой подписания бухгалтерской от­четности и датой ее представления. Такая ошибка должна быть ис­правлена в отчетности, а отчетность должна быть выпущена заново. Если она уже была представлена внешним пользователям (включая налоговые органы), их необходимо известить об этом.

ПБУ 22/2010 содержит требование ретроспективного исправле­ния существенной ошибки: если организация обнаружила в теку­щем периоде существенную ошибку, она должна исправить ее та­ким образом, как если бы ошибка никогда не была совершена. Для этого требуется пересчитать сравнительные показатели отчетности. Как видим, по основным вопросам ПБУ 22/2010 воспроизводит положения МСФО 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: