Виды информации используемой в маркетинговых исследованиях

  Первичная информация Вторичная информация
Характе-ристика Получена в соответствии с поставленными целями исследования, как правило, в ходе непосредственного изучения рынка, его субъектов, отношений между ними Собрана изначально для решения других задач, доступна по печатным изданиям, отчётам собственных специалистов и внешних организаций
Методы сбора Наблюдение, эксперимент, опрос, в т.ч. панельные исследования Методы работы с документами
Достоин-ства Простота и быстрота получения, относительно низкая стоимость. Высокая степень соответствия целям исследования, меньше доля устаревших данных, трудность получения аналогичной информации онкурентами.
Недостатки Низкое соответствие целям конкретного исследования, устаревание и неполнота собранных данных, конкурентам аналогичные данные легко доступны Процесс получения более сложный, относительно дорогой, длительный и трудоёмкий, требующий проведения полевых исследований. Их результаты зависят от квалификации персонала и финансовых возможностей фирмы, а значит, в некоторых случаях, будет получена лишь часть требуемых данных, выше риск получения ошибочных сведений.

 

 


Рис. 3.1 Виды вторичной информации

 

При планировании исследования конъюнктуры, а также в процессе самого исследования, особенно на первых этапах широко используется вторичная информация. Это обусловлено, тем, что её получение процесс требует меньше времени, труда специалистов фирмы, меньше денежных затрат, а полученные таким образом сведения помогут более эффективно провести полевые исследования, т.е. сбор первичной информации.

Перечень источников информации. Возможные методы сбора сведений о конъюнктуре зависят от вида данных и источников их получения. Источники вторичной информации включают в себя внешние и внутренние публикации и документы (см. рис. 3.1).

Источники внешней вторичной информации могут содержать широкий круг сведений (рис. 3.2) [5, 6].

 

Основные группы источников Возможный перечень данных
  · Официальные издания и документы; · Неофициальные источники; · Специфические источники; · Синдикативные источники.   · численность населения, структурированного по географическим и демографическим группам, по уровню доходов; · объемы продаж, импорта и экспорта товаров; · происхождение и предназначение имеющихся в наличии товаров, их характеристики; · объемы выпуска новых товаров; · уровень цен; · описание новых участников рынка; · финансовые показатели партнеров и конкурентов; · структуру и мощь различных каналов распределения; · уровень рекламных расходов по товарам, отраслям и конкретным участникам рынка; · новые заключенные контракты и перспективность покупателей для крупных контрактов; · движение рабочей силы на рынке труда; · изменения в законодательстве, в расстановке политических сил и общественных движений; · характер научно-технических достижений; · возникшие экологические проблемы, новые источники сырьевых ресурсов и энергии; · характеристика международных факторов внешней среды фирмы.

 

Рис. 3.2. Источники внешней вторичной информации

Официальные издания и документы -эта группа источников включает в себя

· издания государственных учреждений, статистические справочники (в том числе электронные);

· средства массовой информации;

· экономическую и техническую специальную литературу;

· годовые отчеты и другие данные публикуемые организациями;

· документы профессиональных ассоциаций;

· различные специальные издания.

Данная группа источников характеризуется высокой доступностью, низкой стоимостью, предсказуемой достоверностью, но, как правило, предоставляет устаревшую информацию; данные могут быть неполными, несопоставимыми, информация хорошо известна и конкурентам [4, 5, 6]. Далее будут более подробно охарактеризованы некоторые из групп.

Издания государственных учреждений предоставляют сведения о нормативно-правовых актах, а также некоторые данные о состоянии отраслей, регионов, отдельных рынков. Получить документы официальных структур можно, в печатном виде и в электронном, через Интернет, организовав подписку на деловые базы данных, например «Гарант», «Консультант+» и др.

Сайт Правительства России содержит информацию об аппарате кабинета министров, планы и программы правительства, электронные версии текстов распоряжений и постановлений (уникальная база данных объединяет более 17 тысяч правительственных документов).

При Правительстве РФ созданы информационные службы, обязанностью которых является сбор, обработка и анализ информации для государственных структур:

· Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) создало более 50 баз данных на основе результатов работы своих служб, официальной и открытой информации.

· Центр конъюнктуры при Правительстве РФ проводит ежеквартальный письменный опрос 1500 директоров предприятий и фирм различных отраслей, результаты которого публикуются в сборнике «Итоги обследования деловой активности промышленных предприятий России».

· Госкомитет по науке и технике (ГКНТ) в настоящее время сокращает масштабы своей информационной работы, но сохраняет многие структуры, например ВИНИТИ.

Интернет-адреса некоторых официальных органов РФ представлены в таблице 3.2 [5]

Государственный комитет по статистике РФ, региональные статистические службы также предоставляют информационные ресурсы в Интернете (см. Приложение 3), издаются ежегодники и тематические статистические выпуски. При этом часть данных можно получить сразу с сайта, часть доступна будет после оплаты в электронном или бумажном виде. Перечень данных официальной статистики, который может быть использован при исследовании конъюнктуры, например, оценке ёмкости рынка приведён в приложении 4. Следует отметить сайт Центрального банка РФ, где можно найти широкий спектр финансовых и экономических показателей.

 

Таблица 3.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: