Результаты деятельности компании по регионам

(тыс. долл.)

 

 

Показатель Операционные сегменты
восточный западный южный северный
Операционные доходы, в том числе: продажи внешним клиентам межсегментные передачи     2 600   2 100 3 200  
Финансовый результат        
Активы     3 500  
Обязательства        

 

Руководствуясь требованиями МСФО 8, необходимо выделить отчетные сегменты.

1. Оценим операционные сегменты по критерию выручки. Совокупная выруч­ка составит

700 + 1580 + 2600 + 3200 - 8080 (тыс. долл.).

10% совокупной выручки равно 808 тыс. долл. Таким образом, все операци­онные сегменты кроме восточного, соответствуют данному критерию.

2. Приняв в качестве критерия финансовый результат, получим
250 + 480 + 800 + 1600 = 3130 (тыс. долл.).

10% этой суммы равно 313 тыс. долл. Снова к отчетным сегментам можно отнести западный, южный и северный.

3. Оценим операционные сегменты по показателю стоимости активов:
700 + 900 + 3500 + 4700 - 9800 (тыс. долл.).

10% этой суммы равно 980 тыс. долл. Данному критерию соответствуют лишь южный и северный сегменты.

Полученные результаты позволяют признать в качестве отчетных три операци­онных сегмента: западный, южный и северный (по критерию выручки).

Оценим размер внешней выручки, приходящейся на выделенные отчетные сегменты:

1000 + 2100 + 1800 = 4900 (д. е.).

Разделим полученный результат на общую сумму выручки:

4900: 5400 х 100% - 90,7%.

 

Рис. 13.4. Блок-схема выделения отчетных сегментов

Полученный результат превышает 75%, установленные стандартом, следова­тельно, дополнительные отчетные сегменты выделять не требуется.

Сведения о сегменте «Восточный» будут представлены в финансовой отчет­ности в рубрике «Прочие сегменты».

Вместе с тем МСФО (1FRS) 8 определяет предельное количе­ство отчетных сегментов. Оно не должно превышать 10. Если это количество достигнуто, то компании не следует далее углублять и детализировать сегментную отчетность.

Оценка. Каждый сегментный показатель должен быть представ­лен в отчетности в оценке, сообщаемой руководителю, принимаю­щему операционные решения, для целей распределения ресурсов между сегментами и оценки результатов их деятельности. МСФО (IFRS) 8 не допускает корректировки оценок данных внутренней сегментной отчетности для целей их включения в финансовую от­четность — они должны быть показаны в том же измерении, в ко­тором представлены в управленческой отчетности. Это положение стандарта является принципиально новым.

Как следует из МСФО (IFRS) 8, финансовая отчетность компании должна содержать объяснение оценки сегментной прибыли (убытка), сегментных активов иобязательств по каждому отчетному сегменту. В связи с этим обязательно раскрытие следующей информации:

• метода учета операций между отчетными сегментами;

• причин различий, возникших при оценке прибыли (убытка)
отчетных сегментов, и прибыли (убытка) до налогообложе­-
ния компании в целом;

• причин изменений в применяемых методах оценки в сравне­-
нии с предыдущим отчетным периодом (при наличии таковых);

• причин ифинансовых последствий несимметричного ра-с­
пределения данных компании между отчетными сегментами
(например, при наличии в отчетности сегмента статьи «Амор-­
тизация» амортизируемые активы на него не отнесены).

Числовые сверки. В соответствии с МСФО (IFRS) 8 в финансо­вой отчетности компании должны присутствовать числовые сверки следующих показателей:

• суммарной выручки отчетных сегментов с выручкой всей
компании;

• суммарной прибыли (убытка) отчетных сегментов с прибы-­
лью компании до налогообложения;

• суммарных активов и обязательств отчетных сегментов с ак-­
тивами и обязательствами всей компании;

• суммарных данных по другим существенным показателям де­-
ятельности отчетных сегментов с соответствующими показа­-
телями по компании в целом.

Раскрытие информации об обязательствах сегментов необходи­мо лишь в том случае, если она представляется лицу, ответственно­му за принятие операционных решений.

Представим примеры числовых сверок названных показателей в рамках деятельности компании, производящей кондитерскую продукцию.

ПРИМЕР 13.10

го н

Проводится сверка суммарной выручки и прибыли до налогообложения отчет­ных сегментов с выручкой и консолидированной прибылью до налогообложения компании в целом.

 

 

 

 

Показатель Операционные сегменты Не рас­преде­лено По компа­нии в целом
шоколад и шоко­ладные изделия конфеты карамель­ная про­дукция восточ­ные сладости
Выручка, долл.: отчетный год предыдущий год   960 000 679010 2980 940 2164 300   1815 300 1756 800   900 560 853 679   580 900 590 100   7 237 700 6 043 889
Доля выручки сег­ментов в общей выручке, %: отчетный год предыдущий год   13,3 11,2   42,2 30,8   25,1 32,4   12,4 10,8   7,0 14,8   100,0 100,0
Прибыль до налого­обложения, долл.: отчетный год предыдущий год   439620 227110   536140 433500   298512 304820   246440 208564   580900 590100   2 101612 1 764094
Доля прибыли сегмента в общей сумме прибы-ли,%:. отчетный год предыдущий год     20,9 12,9     25,5 24,6     14,2 17,3     11,7 11,8     27,7 33,4     100,0 100,0

 

На отчетные операционные сегменты приходится более 75% всей выручки ком­пании: 93% - в отчетном году и 85,2% - в предыдущем году. Доминируют в выруч­ке каждого сегмента доходы, полученные от продажи внешним покупателям.

МСФО 8 содержит требование раскрывать информацию о трансфертных ценах, используемых в межсегментных передачах, а также раскрывать различия, возникшие в показателях сегментной отчетности и соответствующих статьях консолидированной финан­совой отчетности.

ПРИМЕР 13.11

Проводится сверка активов и обязательств отчетных сегментов с активами и обязательствами компании в целом. Активы и обязательства, которые не могут быть напрямую увязаны с деятельностью подразделений (например, стоимость административных помещений, нематериальных активов, используемых в обще- корпоративных целях), между ними не распределены.

(долл.)

 

 

 

 

Показатель   Операционные сегменты Не рас­преде­лено По компа­нии в целом
шоколад и шоко­ладные изделия конфеты карамель­ная про­дукция восточ­ные сладости
Активы
Оборотные активы: отчетный год предыдущий год   630 100 600 340   890 050 650 789   590 213 400 970   290 818 542 380 -   2401181 2194 479
Внеоборотные активы: отчетный годпредыдущий год     583 170 359 780     220 689 220 689     672 199 510 987     122 678     203 000     1 801736 1 209 402
Итого активов: отчетный годпредыдущий год   960 120   1 110 739 871478   1262 412 911957   413 497 660 326   203 000   4 202 918 3403 881
Обязательства
Текущие обяза­тельства: отчетный год предыдущий год     115 762 100 340     64 820 45 657     100 000 100 150     148 516 256 638 -     429098 502 785
Долгосрочные обязательства: отчетный годпредыдущий год - - - -     14635 4752     14635 4752
Итого обязательств: отчетный год предыдущий год   115 762 100 340   64 820 45 657   100 000 100 150   148 516 256 638   14 635 4752   443 733 507 537

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет заключить следующее. Наи­большая сумма активов компании принадлежит сегменту «Карамельная продукция»: по данным отчетного года - 1 262 412 долл., предыдущего года - 911957 тыс. руб. Таким образом, за анализируемый период стоимость активов этого сегмента вы­росла на 127,5%. Самый «маленький» по этому показателю — сегмент «Восточные сладости». Стоимость активов данного подразделения продолжает снижаться - с 542 380 долл. в предыдущем году до 290 818 долл. в отчетном году.

Анализ распределения обязательств компании формирует иную картину. Отстающий по стоимости активов сегмент «Восточные сладости» обременен наибольшими (по сравнению с другими подразделениями) обязательствамив предыдущем году их сумма составила 256 638 тыс. руб., в отчетном году -148 516 тыс. руб.

В целом по компании рост активов сопровождается снижением размера обя­зательств, что является благоприятной тенденцией.

Информация по географическим регионам. МСФО (1FRS) 8 обя­зывает компании раскрывать следующую информацию по геогра­фическим регионам:

1) выручку от внешних покупателей, полученную:

• в стране регистрации,

• во всех зарубежных странах, где компания ведет свой бизнес;

2) сумму внеоборотных активов (кроме финансовых инструмен­
тов, отложенных налоговых активов, активов пенсионных планов и
активов по договорам страхования), расположенных:

• в стране регистрации,

• во всех зарубежных странах, где у компании имеются активы.

Эти суммы должны быть рассчитаны на базе финансовой ин­формации, использованной при подготовке внешней финансовой отчетности компании.

Пример раскрытия такой информации по компании, произво­дящей кондитерские изделия и реализующей их в странах Ближне­го зарубежья, приведен в табл. 13.1.

Таблица 13.1

 

 

Показатель Операционные сегменты По компании в целом
Украина Россия Молдова не распре­делено
Выручка от про­даж сегмента: отчетный год предыдущий год     2107 7001 779 010     714000 917979     3 835 100 2 756 800     580 900 590 100     7 237700 6 043 889
Внеоборотные активы: отчетный год предыдущий год     745937 458 275     672199 300 987     180600 450 140     203 000 -     1 801 736 1 209 402

Информация об основных покупателях. МСФО (IFRS) 8 предпи­сывает компаниям раскрывать в публикуемой ими финансовой от­четности информацию о степени зависимости от своих основных по­купателей. Если выручка от операций с одним покупателем состав­ляет не менее 10% общей выручки компании, то этот факт подлежит обязательному раскрытию. Кроме того, в финансовой отчетности необходимо привести данные о суммарной выручке от каждого такого покупателя с указанием сегмента, которому эта выручка принадлежит.

Если покупатели компании находятся под общим контролем одной материнской компании или одних итех же акционеров, то в соответствии с положениями МСФО (IFRS) 8 они идентифици­руются как единый покупатель. То же относится к покупателям, находящимся под общим контролем государственных органов.

Раскрытие информации в примечаниях к финансовой отчетности. МСФО (JFRS) 8 требует при раскрытии сегментной информации представления как общих сведений, так и данных по каждому от­четному сегменту.

В первую очередь раскрывается информация о компании в целом:

• доходы от внешних клиентов по каждому продукту и услуге
или по каждой группе подобных продуктов и услуг;

• доходы от внешних клиентов, относящиеся к стране реги-­
страции компании и относящиеся ко всем иностранным го-­
сударствам, в которых компания получает доход;

• доходы от внешних клиентов, относящиеся к отдельному го­-
сударству, если сумма существенна;

• долгосрочные активы (за исключением финансовых инстру­-
ментов, отложенных налоговых активов, активов по возна­-
граждениям по окончании трудовой деятельности, а также
прав по страховым договорам), расположенные в стране ре­
гистрации компании и во всех иностранных государствах, где
у компании имеются активы;

• долгосрочные активы в отдельном иностранном государстве
(если они существенны);

• степень зависимости от основных клиентов, включая более
подробную информацию в случае, если доход клиента пре­-
вышает 10% совокупного дохода компании.

Далее за каждый отчетный период раскрывается следующая сегментная информация:

• факторы, определившие идентификацию сегментов, вклю-­
чая основу их выделения (основой сегментации, к примеру,
могут стать отдельные виды производства продукции (работ,
услуг), отдельные регионы ведения бизнеса, а также любая
комбинация этих и других признаков);

• данные о прибылях, убытках, активах и обязательствах сег­-
ментов;

• сверка суммарных доходов, прибыли и убытков, активов
и обязательств сегментов, а также иная существенная сегмент-­
ная информация с соответствующими суммами, определенны­
ми по компании в целом.

МСФО(1РЛ8) 8 содержит следующее положение: если перечис­ленные далее данные включаются в расчет прибыли или убытка сегмента, выполняемый для руководителя, принимающего управ­ленческие решения, или иным образом регулярно ему сообщаются, они также должны быть раскрыты:

• выручка, полученная от внешних покупателей;

• межсегментная выручка;

• процентные доходы (расходы);

• амортизация;

• иные существенные неденежные статьи, отличные от амор­-
тизации;

• прочие существенные статьи доходов и расходов, раскрывае-­
мые в отчете о совокупном доходе;

• доля в доходах ассоциированных совместных компаний, учи­-
тываемых по методу долевого участия;

• расход (доход) по налогу на прибыль;

• сверки сумм дохода сегмента, его прибыли (убытка), активов
и обязательств и прочих существенных сегментных статей
с соответствующими суммами в консолидированной финан-­
совой отчетности.

Российские правила ведения учета. Обращаясь к российской практике, отметим, что методические аспекты решения вопро­сов, связанных с сегментацией отчетной информации, изложены в ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утвержденным при­казом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 143н.

Под сегментом подразумевается часть деятельности организа­ции, отвечающая трем условиям:

1) она способна приносить экономические выгоды и требует
соответствующих расходов;

2) ее результаты систематически анализируются лицами, наделен­
ными в организации полномочиями по принятию решений о распре­
делении ресурсов внутри организации и об оценке этих результатов;

3) по ее результатам могут быть сформированы финансовые по­
казатели отдельно от показателей других частей деятельности орга­
низации.

ПБУ 12/2010 предлагает возможные подходы к выделению сегментов. В зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также от ее системы внутренней отчет­ности основой выделения сегментов могут стать: производимая продукция (оказываемые услуги); основные покупатели (заказчи­ки) продукции (товаров, работ, услуг); географические регионы, в которых осуществляется деятельность; структурные подразде­ления организации и др. При выделении сегментов учитываются информация, используемая полномочными лицами организации, сведения, размещаемые в средствах массовой информации, иная доступная информация, в частности, управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на интернет-сайте организации.

Как и МФСО (FFRS) 8, ПБУ 12/2010 устанавливает критерии признания выделенного сегмента отчетным: должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

а) выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) орга­-
низации и выручка от операций с другими сегментами составляет
не менее 10% общей суммы выручки всех сегментов;

б) финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента со-­
ставляет не менее 10% наибольшей из двух величин: суммарной
прибыли сегментов, финансовым результатом которых является
прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым резуль­-
татом которых является убыток;

в) активы сегмента составляют не менее 10% суммарных акти­-
вов всех сегментов.

Как и МФСО (IFRS) 8, в ПБУ 12/2010 отмечается, что на от­четные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75% выручки от продаж покупателям (за­казчикам) организации. Если названный показатель составляет ме­нее 75%, то должны быть выделены дополнительные отчетные сег­менты независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них в от­дельности приведенным критериям.

В пояснениях к бухгалтерской отчетности организации пред­писано раскрыть следующую информацию по отчетным сегментам: общую информацию; показатели отчетных сегментов; способы оценки показателей отчетных сегментов; сопоставление совокуп­ных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации.

По каждому отчетному сегменту раскрываются следующие по­казатели: финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период; общая величина активов на отчетную дату; общая величи­на активов на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации).

Кроме того, организации следует раскрыть по каждому геогра­фическому региону деятельности:

а) величину выручки от продаж покупателям (заказчикам) орга­
низации, в том числе отдельно от продаж в Российской Федерации
и от продаж за рубежом;

б) стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерско­
го баланса организации, в том числе размещенных на территории
Российской Федерации и размещенных за рубежом;

Если величина выручки от продаж, полученной в отдельной стране, или стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтер­ского баланса организации, размещенных на территории отдельной страны, является существенной, такой показатель раскрывается обособленно. При этом организация должна раскрыть правила от­несения выручки от продаж к отдельным странам.

Дополнительного раскрытия требует информация о покупате­лях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10% общей выручки от продаж покупателям (заказчикам) органи­зации. В этом случае организация указывает наименование покупа­теля (заказчика); общую величину выручки от продаж такому по­купателю (заказчику); наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка.

Даже столь краткий сравнительный анализ позволяет заклю­чить: современная российская практика раскрытия информации по сегментам в значительной мере приближена к требованиям МФСО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: