В специальном исследовании автором методики С. Л. Братченко были выделены следующие виды НЛО:
– диалогическая коммуникативная направленность (Д-НЛО);
– монологическая коммуникативная направленность, включающая варианты: авторитарная (АВ-НЛО), манипулятивная (М-НЛО), альтероцентристская (АЛ-НЛО),конформная (К-НЛО), индифферентная (И-НЛО).
Эти виды коммуникативной направленности характеризуются следующими признаками (которые служат одновременно и критериями для оценки проективного материала).
1. Д-НЛО – (Диалогическая направленность) ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, к сотворчеству.
2. АВ-НЛО – (Авторитарная направленность) ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, коммуникативная агрессия, когнитивный эгоцентризм, требование быть понятым (а точнее – требование согласия с собственной позицией) и нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное «общение – функционирование», коммуникативная ригидность.
3. М-НЛО – (Манипулятивная направленность) ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения разного рода выгоды. Отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций, стремление понять (вычислить) собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью, ориентация на развитие и даже «творчество» (хитрость) в общении, но односторонняя – только для себя, за счет другого.
4. АЛ-НЛО – (Альтероцентристская направленность) добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т. д. и бескорыстное жертвование своими интересам и т. д., стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию.
5. К-НЛО – (Конформная направленность) отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета, на «объектную» позицию для себя, ориентация на некритическое согласие (уход от противодействия), отсутствие стремления к действительному пониманию и желания быть понятым, направленность на подражание, реактивное общение, готовность подстроиться под собеседника.
6. И-НЛО – (Индифферентная направленность) отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, доминирование ориентации на сугубо деловые вопросы, уход от общения как такового.
В случае, если отвечающего не устроит ни один из пяти предложенных вариантов ответов и он предложит свой – этот ответ интерпретируется в соответствии с описанием категорий.
Вопросы для закрепления и самоконтроля
1. Назовите основные виды общения.2. В чем особенность вербальных и невербальных компонентов общения?3. Барьеры в общении и их преодоление.4. Позиции в общении, ведущие к успеху.5. Как сделать свою речь убедительной?6. В чем необходимость умения слушать активно? 7. Что такое коучинг?8. Каковы методы коучинга?Литература
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2005. - 327 с
Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. - 246 с
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: АСТ, 1998. - 397 с
Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. - М.: ФАИР-Пресс, 2002. - 352 с
Дилтс Р. НЛП: навыки эффективной презентации. - СПб.: Питер, 2002. - 192 с.
Пиз А., Гарнер А. Язык разговора / Пер. с англ. Т. Новикова. - М.: Эксмо, 2007. - 223 с.
http://www.booksite.ru/
Практические задание № 8 Тема « Эмоциональная сфера личности ».
Выполните тест « Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко».
Инструкция.
Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет»:
1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на Партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).
3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.
9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.
10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится излишне выразительной, экспрессивной.
13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.
14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.
17. Разговаривая, излишне жестикулирую.
18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.
22. Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.
23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.
24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Подведите итоги самооценивания:
| «помехи» в установлении эмоциональных контактов | номера вопросов и ответы по ключу |
| 1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их | +1; -6; +11; +16; -21; |
| 2. Неадекватное проявление эмоций | -2; +7; +12; +17; +22; |
| 3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций | +3; +8; +13; +18; -23; |
| 4. Доминирование негативных эмоций | +4; +9; +14; +19; +24; |
| 5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе | +5; +10; +15; +20; +25. |
Сумма набранных баллов может колебаться в пределах от 0 до 25.
Чем больше баллов, тем очевиднее эмоциональная проблема в повседневном общении.
Если вы набрали мало баллов (0-2). Либо вы были не искренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны.
Если вы набрали не более 5 баллов — эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами: 6-8 баллов— у вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 9-12 баллов— свидетельство того, что ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами, 13 баллов и больше — эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у вас — это пункты, по которым вы набрали 3 и более баллов.
Выполните тест на определение уровня Эмоционального Интеллекта (Н. Холл)
Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1. Эмоциональная осведомленность.
2. Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность).
3. Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14).
4. Эмпатия.
5. Распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).
Инструкция
Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.
Обозначение баллов:
- Полностью не согласен (–3 балла).
- В основном не согласен (–2 балла).
- Отчасти не согласен (–1 балл).
- Отчасти согласен (+1 балл).
- В основном согласен (+2 балла).
Полностью согласен (+3 балла).
| № | Высказывание | |
| Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни. | ||
| Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни. | ||
| Я спокоен, когда испытываю давление со стороны. | ||
| Я способен наблюдать изменение своих чувств. | ||
| Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни. | ||
| Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор. | ||
| Я слежу за тем, как я себя чувствую. | ||
| После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами. | ||
| Я способен выслушивать проблемы других людей. | ||
| Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях. | ||
| Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. | ||
| Я могу действовать успокаивающе на других людей. | ||
| Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия. | ||
| Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам. | ||
| Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей. | ||
| Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности. | ||
| Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема. | ||
| Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения. | ||
| Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы». | ||
| Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто. | ||
| Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица. | ||
| Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать. | ||
| Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются. | ||
| Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей. | ||
| Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью. | ||
| Я способен улучшить настроение других людей. | ||
| Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми. | ||
| Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей. | ||
| Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей. | ||
| Я могу легко отключиться от переживания неприятностей. |
Шкалы методики Н. Холла
| Шкалы | Баллы |
| Шкала «Эмоциональная осведомленность» | |
| Шкала «Управление своими эмоциями» | |
| Шкала «Самомотивация» | |
| Шкала «Эмпатия» | |
| Шкала «Распознавание эмоций других людей» | |
| Интегративный уровень: |
Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:
- 14 и более — высокий;
- 8–13 — средний;
- 7 и менее — низкий.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:
- 70 и более — высокий;
- 40–69 — средний;
- 39 и менее — низкий.
Ключ к методике
- Шкала «Эмоциональная осведомленность» — пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
- Шкала «Управление своими эмоциями» — пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
- Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
- Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
- Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.
По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.
Вопросы для закрепления и самоконтроля
Чем эмоции отличаются от чувств?
Каковы эффекты экспрессии лица?Каковы конфликтные эмоциональные состояния (аффект, стресс, фрустрация? В чем суть стрессового состояния?Какие группы методов управления эмоциональными состояниями вы можете перечислить?
В чем отличие социального интеллекта от эмоционального интеллекта?
В чем заключается роль эмоций в коммуникации?
Литература
1. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000
2. Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979
3. Практическая психология: Учебник / М.К. Тутушкина, С.А. Волков, О.Б. Годлиник, М.А. Гулина и др.; под ред. М.К. Тутушкиной – 3-е изд., перераб., доп.- СПб: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. - 336с.
Итоговое задание
В конце работы попробуйте проанализировать результаты всех тестов, которые вы выполнили. Можно ли их сопоставить? Какие выводы можно сделать из сравнения этих результатов между собой? Для начала составьте перечень характеристик, получившихся у вас. Составьте таблицу Ваших индивидуальных результатов, представьте данные в виде своего психологического портрета.
Литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982, Т. 1, 2.
2. С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. – СПб, «Питер», 1998.
3. Ганезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996.






