Рынок недвижимости оказывает большое воздействие на все стороны жизни и деятельности людей, выполняя ряд общих и специ- альных функций.
Одна из главных функций рынка – установление равновесных цен, при которых платежеспособный спрос соответствует объему предложений. При ценах ниже равновесной имеет место избыточный спрос, а в случае превышения равновесной цены – избыточные пред- ложения. В цене концентрируется и большой объем информации о насыщенности рынка, предпочтениях покупателей, затратах на стро- ительство, хозяйственной и социальной политике государства в обла- сти, например жилищного строительства и т.д.
Рынок недвижимости в национальной экономике выполняет следующие функции:
- эффективное решение социальных задач, связанных с созда- нием и использованием полезных свойствнедвижимости;
- отчуждение полных или частичных прав собственности на объекты недвижимости от одного экономического субъекта к друго- му и защиту егоправ;
- свободное формирование цен на объекты иуслуги;
|
|
- перераспределение инвестиционных потоков между конкури- рующими видами объектовнедвижимости;
- перераспределение инвестиционных потоков между конкури- рующими способами использованияземель.
Важное значение рынка недвижимости как сектора рыночной экономики подтверждается:
- колоссальной стоимостью национального богатства, матери- ализованного в недвижимости, из которого, по крайней мере, поло- вина может быть вовлечена в рыночный оборот и приносить ренту – владельцам, доход – предпринимателям, налоговые и другие плате- жи – в федеральный, региональные бюджеты, бюджеты муници- пальныхобразований;
- достигнутой уже сегодня высокой долей рынка недвижимости в валовом национальномпродукте;
- достигнутым в ряде регионов и городов высоким уровнем до- ходов бюджета от первичной продажи, сдачи в аренду государствен- ной и муниципальной недвижимости (в том числеземли);
- высоким уровнем сборов в бюджет от налогов на недвижи- мость и сделок с ней;
- большим количеством рабочих мест, созданных в ходе ста- новления и развития рынканедвижимости.
2.3. Управление рынком недвижимости Основные цели управления рынкомнедвижимости:
- реализация конституционных прав граждан на недвижимое имущество и обязанностей, связанных с владениемим;
- установление на рынке определенного порядка и условий для работы всем егоучастникам;
- защита участников от недобросовестности, мошенничества и преступных организаций илиц;
- обеспечение свободного ценообразования на объекты недви- жимости в соответствии с предложением испросом;
- создание условий для инвестиций, стимулирующих предпри- нимательскую деятельность в сферепроизводства;
|
|
- оздоровление экологической среды, достижение экономиче- ского роста, снижениебезработицы;
- справедливое налогообложение недвижимого имущества и участников рынканедвижимости;
- создание благоприятных условий решения жилищной про- блемы в стране ирегионах.
Принципы управления рынком недвижимости во многом зави- сят от политических и экономических условий в стране, но одновре- менно они должны учитывать сложившийся мировой опыт.Достиже-
ние сформулированных целей возможно при учете следующих прин- ципов управления.
Разделение процедур – применение особых подходов к регули- рованию отношении различных видов недвижимости – жилых и не- жилых помещений, земельных, лесных участков и других объектов.
Открытость информации обо всех участниках и объектах рынка недвижимости для принятия деловых решений.
Гласность нормотворчества – публичное обсуждение проектов законов и других нормативных актов. Например, обсуждение про- граммы жилищной реформы, затрагивающей интересы всех слоев населения.
Конкурентность как механизм повышения качества услуг на рынке и снижения их стоимости.
Разделение полномочий между регулирующими органами – нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться в од- ном лице.
Объекты недвижимости государственной и муниципальной собственности находятся в общем совместном владении и пользова- нии всего населения соответствующего региона.
Простота и понятность правил и процедур,установленныхзаконодательными актами о недвижимости, надежностьзашиты соб-ственников – добросовестных приобретателей – от любого произвола. Применение дополнительных мер защиты на рынкежилыхпомещений граждан группы риска – несовершеннолетних, одиноких
пенсионеров, инвалидов и др.
Рациональное распределение функций управления рынком недвижимости между государственными органами и профессиональ- ными участниками – коммерческими и общественными организация- ми (ассоциациями риэлтеров, оценщиков и др.).
Политика в области управления недвижимостью должна обес- печивать эффективное использование земель в соответствии с утвер- жденными схемами зонирования территорий и исключительное ад- ресное и обоснованное предоставление льгот по налогообложению с постепенным переходом от предоставления льгот по земельным пла- тежам к адресным компенсационным выплатам из бюджета в соот- ветствии с проводимой социальной политикой.
Представительные органы государственной власти (феде- ральные, территориальные и муниципальные) в интересах населения принимают законы и иные нормативные правовые акты, устанавли-
вающие порядок владения, пользования и распоряжения объектами недвижимости.
Распоряжение государственной недвижимостью в соответ- ствии с действующим законодательством осуществляют исполни- тельные органы государственной власти.
Приватизация государственной и муниципальной недвижи- мости и возмездная передача прав на негосударственные объекты должна производиться по рыночной стоимости, а не по инвентариза- ционной.
Сборы и налоговые платежи, взимаемые с объектов недвижи- мости, в том числе и по сделкам с ними, делятся по уровням управле- ния в соответствии с установленными нормами.
Соблюдение преемственности российской системы управле- ния рынком недвижимости, имеющей свою историю и традиции, с учетом мирового опыта регулирования прав собственности на раз- личные объекты недвижимого имущества, его творческое осмысле- ние и адаптацию к нашим отечественным условиям.