Оценка стоимости привлечения заемных средств

 

Оценка стоимости заемного капитала строится на таком базовым показателе как стоимость обслуживания долга, которая выражается в форме процента за кредит, купонной ставки по облигации и т.п. Этот показатель обычно прямо оговорен условиями кредитного до­говора, проспектом эмиссии облигации или в других документах определяющих выпуск предприятием долговых обязательств. Так как выплаты по обслужива­нию долга в основном относятся на в состав себестоимости продукции, то они вычитаются из налогооблагаемой базы предприятия, а соответственно на ставку налога на прибыль снижается фактическая стои­мость заемного капитала. Оценка сто­имости заемного капитала имеет определенные особенности для различных видов долговых инструментов.

С тоимость банковского кредита, определяется на основе ставки процента за кредит, которая формиру­ет основные затраты по его обслуживанию. Эта ставка требует нескольких уточнений, во-первых, включения в нее дополнительных расходов по обслуживанию кредита (страхования заложенного имущества и т.д.), и, во-вторых, уменьшена на ставку налога на прибыль, в третьих, должна быть отражена реально получаемая сумма заемных средств за вычетом фиксированных платежей, которые предприятие должно выплатить сразу же после получения кредита (выплаты комиссионных вознаграждений, проведения обязательного аудита и т.п.), в-четвертых, наличие обеленного периода может привести к снижению ставки процента..

С учетом этих положений стоимость заемного ка­питала в форме банковского кредита оценивается по следующей формуле:

Pб= rб * (1 – Снп)*L/ (L - OPб)

где Pб —стоимость заемного капитала, привлекаемо­го в форме банковского кредита, rб —ставка процента за банковский кредит; Снп — ставка налога на прибыль; OPб — фиксированные платежи связанные с привлечением банков­ского кредита в размере L.

Если размер дополнительных затрат не значителен (как например при кредитах овердрафт), то может использоваться просто процентная ставка по кредиту.

При взятии валютных кредитов необходимо учитывать поправки на изменение валютных курсов национальной валюты и валюты кредита (см раздел 4.9 части 1). Введение подобных поправок может сделать стоимость привлечения кредита отрицательной.

Управление стоимостью банковского кредита сво­дится к поиску таких банковских учреждений, которые были бы готовы выдать его на наиболее выгодных условиях (с учетом всех корректировок). В этих целях используется специальный показатель — "грант-эле­мент", позволяющий сравнивать стоимость привлече­ния финансового кредита на условиях отдельных ком­мерческих банков.

где ГЭ —показатель грант-элемента, характеризующий размер отклонений стоимости конкретного финансового кредита на условиях, предложен­ных коммерческим банком, I(t) — сумма уплачиваемого процента в интервале t кредитного периода; B(t) —сумма возврата основного долга и дополнительных платежей в интервале t кредитного периода; L—общая сумма банковского кредита, привлека­емого предприятием; r —средняя ставка процента за кредит за 1 интервал, сложив­шаяся на финансовом рынке по аналогич­ным кредитным инструментам; T—общая продолжительность кредитного пери­ода, выраженная числом входящих в него ин­тервалов t.

Чем меньше значение грант-элемента, тем выгоднее условия привлечение кредита.

Стоимость финансового лизинга основывается на размере лизинговых платежей. При этом следует учитывать, что лизинговый платеж включает две составляющие (см. раздел 4.8 части 1):

· возврат основной ссуды;

· проценты по непогашенной части ссуды.

С учетом этой особенностей стоимость фи­нансового лизинга оценивается по следующей формуле:

Pл = (ЛП – Ал)*(1-Снп) / ((L-LZ)*(1-OPфл)

 

где Pл -стоимость заемного капитала, привлекаемо­го на условиях финансового лизинга, ЛС — годовые лизинговые платежи (включая платежи на страхование лизингового имущества); Ал —годовая амортизации актива, приобретенного на условиях финансового лизинга, начисленная исходя из сроков полезного использования; Снп—ставка налога на прибыль; L – стоимость актива; LZ –величина первого взноса по лизингу;

ОРфл —уровень расходов по заключению договора финансового лизинга.

 

При управлении финансовым лизингом желательно соблюдать следующие принципы:

· стоимость финансо­вого лизинга не должна превышать стоимости банков­ского кредита, предоставляемого на аналогичный период (так как при покупке актива на основе кредита оно получает его в собственность, а при лизинге только во временное владение);

· лизингодатель должен быть определен на основе критерия мини­мальной стоимости лизинга.

Стоимость привлечения средств при выпуске корпоративных купонных облигаций, оценивается на базе ставки ку­понного процента по ней, формирующего сумму перио­дических купонных выплат.

Pк = rк *(1-Снп)*L/ (L-OPо)

где Pк — стоимость заемного капитала, привлекаемо­го за счет эмиссии купонных облигаций; rк —ставка купонного процента по облигации; OPо —уровень эмиссионных затрат при выпуске облигаций в размере L.

 

Для бескупонных облигаций базой оценки выступает общая сумма дисконта по ней, выплачиваемая при погашении.

 

Pд = (Pдn - Pг)*(1-Снп)*Ko/ (Ko*Pr – OPо) /t

 

где Pд —стоимость заемного капитала, привлекаемо­го за счет эмиссии бескупонной облигаций, Pг —продажная стоимость облигациии; Pдn —номинал облигации, подлежащей погашению; ОРо —эмиссионные затраты на выпуск бескупонных облигаций; Ko - число эмитированных бескупонных облигаций; t - период, на который выпущены бескупонные облигации.

Управление привлечением заемного капитала в форме облигаций сводится к разработке эмис­сионной политики, обеспечивающей полную реализацию эмитируемых облигаций на условиях не хуже средне­рыночных.

В качестве основных моментов, на которые необходимо обращать внимание при разработке эмиссионной политики при выпуске облигаций рассматриваются:

а) номинал облигации - он определяется с учетом ос­новных категорий предполагаемых покупателей.

б) вид облигации – (купонные или бескупонные)

в) период обращения облигации

г) среднегодовой уровень доходности облигации, при определении которого учитывается - средняя эффективная ставка процента по анало­гичным кредитным инструментам, средний уровень доходности базовых облигаций аналогичного вида, кредитный рейтинг предприятия; прогнозируемый темп инфляции, уровень спроса и ликвидности аналогичных долговых цен­ных бумаг на фондовом рынке.

д)порядок выплаты процентного дохода

е) порядок погашения облигации

ж) возможность и условия досрочного выкупа облигаций

з) разнообразные льготы

и) порядок замещения облигации при утере или утрате.

Все эти условия дол­жны быть отражены в эмиссионном проспекте.

Важным элементом эмиссионной политики по размещению облигаций является выбор андеррайтеров, которым предприятие передает облигации для размещения займа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: