Оценка стоимости заемного капитала строится на таком базовым показателе как стоимость обслуживания долга, которая выражается в форме процента за кредит, купонной ставки по облигации и т.п. Этот показатель обычно прямо оговорен условиями кредитного договора, проспектом эмиссии облигации или в других документах определяющих выпуск предприятием долговых обязательств. Так как выплаты по обслуживанию долга в основном относятся на в состав себестоимости продукции, то они вычитаются из налогооблагаемой базы предприятия, а соответственно на ставку налога на прибыль снижается фактическая стоимость заемного капитала. Оценка стоимости заемного капитала имеет определенные особенности для различных видов долговых инструментов.
С тоимость банковского кредита, определяется на основе ставки процента за кредит, которая формирует основные затраты по его обслуживанию. Эта ставка требует нескольких уточнений, во-первых, включения в нее дополнительных расходов по обслуживанию кредита (страхования заложенного имущества и т.д.), и, во-вторых, уменьшена на ставку налога на прибыль, в третьих, должна быть отражена реально получаемая сумма заемных средств за вычетом фиксированных платежей, которые предприятие должно выплатить сразу же после получения кредита (выплаты комиссионных вознаграждений, проведения обязательного аудита и т.п.), в-четвертых, наличие обеленного периода может привести к снижению ставки процента..
|
|
С учетом этих положений стоимость заемного капитала в форме банковского кредита оценивается по следующей формуле:
Pб= rб * (1 – Снп)*L/ (L - OPб)
где Pб —стоимость заемного капитала, привлекаемого в форме банковского кредита, rб —ставка процента за банковский кредит; Снп — ставка налога на прибыль; OPб — фиксированные платежи связанные с привлечением банковского кредита в размере L.
Если размер дополнительных затрат не значителен (как например при кредитах овердрафт), то может использоваться просто процентная ставка по кредиту.
При взятии валютных кредитов необходимо учитывать поправки на изменение валютных курсов национальной валюты и валюты кредита (см раздел 4.9 части 1). Введение подобных поправок может сделать стоимость привлечения кредита отрицательной.
Управление стоимостью банковского кредита сводится к поиску таких банковских учреждений, которые были бы готовы выдать его на наиболее выгодных условиях (с учетом всех корректировок). В этих целях используется специальный показатель — "грант-элемент", позволяющий сравнивать стоимость привлечения финансового кредита на условиях отдельных коммерческих банков.
|
|
где ГЭ —показатель грант-элемента, характеризующий размер отклонений стоимости конкретного финансового кредита на условиях, предложенных коммерческим банком, I(t) — сумма уплачиваемого процента в интервале t кредитного периода; B(t) —сумма возврата основного долга и дополнительных платежей в интервале t кредитного периода; L—общая сумма банковского кредита, привлекаемого предприятием; r —средняя ставка процента за кредит за 1 интервал, сложившаяся на финансовом рынке по аналогичным кредитным инструментам; T—общая продолжительность кредитного периода, выраженная числом входящих в него интервалов t.
Чем меньше значение грант-элемента, тем выгоднее условия привлечение кредита.
Стоимость финансового лизинга основывается на размере лизинговых платежей. При этом следует учитывать, что лизинговый платеж включает две составляющие (см. раздел 4.8 части 1):
· возврат основной ссуды;
· проценты по непогашенной части ссуды.
С учетом этой особенностей стоимость финансового лизинга оценивается по следующей формуле:
Pл = (ЛП – Ал)*(1-Снп) / ((L-LZ)*(1-OPфл)
где Pл -стоимость заемного капитала, привлекаемого на условиях финансового лизинга, ЛС — годовые лизинговые платежи (включая платежи на страхование лизингового имущества); Ал —годовая амортизации актива, приобретенного на условиях финансового лизинга, начисленная исходя из сроков полезного использования; Снп—ставка налога на прибыль; L – стоимость актива; LZ –величина первого взноса по лизингу;
ОРфл —уровень расходов по заключению договора финансового лизинга.
При управлении финансовым лизингом желательно соблюдать следующие принципы:
· стоимость финансового лизинга не должна превышать стоимости банковского кредита, предоставляемого на аналогичный период (так как при покупке актива на основе кредита оно получает его в собственность, а при лизинге только во временное владение);
· лизингодатель должен быть определен на основе критерия минимальной стоимости лизинга.
Стоимость привлечения средств при выпуске корпоративных купонных облигаций, оценивается на базе ставки купонного процента по ней, формирующего сумму периодических купонных выплат.
Pк = rк *(1-Снп)*L/ (L-OPо)
где Pк — стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии купонных облигаций; rк —ставка купонного процента по облигации; OPо —уровень эмиссионных затрат при выпуске облигаций в размере L.
Для бескупонных облигаций базой оценки выступает общая сумма дисконта по ней, выплачиваемая при погашении.
Pд = (Pдn - Pг)*(1-Снп)*Ko/ (Ko*Pr – OPо) /t
где Pд —стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии бескупонной облигаций, Pг —продажная стоимость облигациии; Pдn —номинал облигации, подлежащей погашению; ОРо —эмиссионные затраты на выпуск бескупонных облигаций; Ko - число эмитированных бескупонных облигаций; t - период, на который выпущены бескупонные облигации.
Управление привлечением заемного капитала в форме облигаций сводится к разработке эмиссионной политики, обеспечивающей полную реализацию эмитируемых облигаций на условиях не хуже среднерыночных.
В качестве основных моментов, на которые необходимо обращать внимание при разработке эмиссионной политики при выпуске облигаций рассматриваются:
а) номинал облигации - он определяется с учетом основных категорий предполагаемых покупателей.
б) вид облигации – (купонные или бескупонные)
в) период обращения облигации
г) среднегодовой уровень доходности облигации, при определении которого учитывается - средняя эффективная ставка процента по аналогичным кредитным инструментам, средний уровень доходности базовых облигаций аналогичного вида, кредитный рейтинг предприятия; прогнозируемый темп инфляции, уровень спроса и ликвидности аналогичных долговых ценных бумаг на фондовом рынке.
|
|
д)порядок выплаты процентного дохода
е) порядок погашения облигации
ж) возможность и условия досрочного выкупа облигаций
з) разнообразные льготы
и) порядок замещения облигации при утере или утрате.
Все эти условия должны быть отражены в эмиссионном проспекте.
Важным элементом эмиссионной политики по размещению облигаций является выбор андеррайтеров, которым предприятие передает облигации для размещения займа.