В соответствии с СП 48.13330.2011 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.
До начала производства работ по строительству водоотвода и водосбросных сооружений необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;
- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;
- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;
- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;
- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.
- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;
- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;
- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;
- составить акты готовности объекта к производству работ;
- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.
Перед устройством водоотвода и водосбросных сооружений должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
- произведена геодезическая разбивка прокладки лотков и мест водосбросов;
- доставлены и сложены в штабеля на стройплощадке бетонные блоки, ПГС и щебень;
- проверены заводские паспорта на бетонные блоки водосбросов;
- подготовлены к работе машины и механизмы;
- подготовлен инвентарь, приспособления и средства для безопасного ведения работ.
Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).
До начала строительно-монтажных работ Заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для выполнения работ и передать Подрядчику техническую документацию на нее и закрепленные на местности знаками пункты этой основы. Геодезическая разбивочная основа для строительства должна включать:
а) высотные реперы (марки);
б) пункты, закрепляющие продольные оси проездов и городских дорог.
В геодезическую разбивочную основу должны быть включены также пункты, с которых можно производить разбивку осей проездов и дорог и осуществлять контроль за их положением в процессе строительства.
Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны
постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).
Приемку геодезической разбивочной основы для строительства следует оформлять актом. К акту приемки геодезической разбивочной основы должен быть приложен схематический план благоустройства территории с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.
В состав работ по устройству водоотвода вдоль проезжей части автодороги входят следующие операции:
- подготовительные работы;
- разбивочные работы;
- отрывка траншеи под блоки водоотводного лотка;
- планировка основания траншеи перед укладкой бетонного лотка;
- укладка конструкций лотка на цементный раствор;
- заполнение поперечных швов между блоками цементным раствором;
- заполнение швов сжатия и сопряжения с проезжей частью битумной мастикой.
Перед устройством прикромочного лотка необходимо:
- произвести разбивку контура корыта под лоток;
- завезти и складировать железобетонные блоки лотка, строительные материалы и необходимое оборудование, инструменты. Завезенные блоки лотка укладываются в штабеля на деревянные подкладки, песок и щебень - в кучи;
- отрыть корыто и подготовить основание под лоток.
Устройство водоотвода начинают с разбивки осей траншей для укладки водоотводных лотков. Геодезическая разбивка траншей заключается в обозначении их размеров на местности. Разбивку ведут в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной.
При горизонтальной разбивке определяют и закрепляют на местности положение осей, а при вертикальной - расчетную глубину. Разбивку ведут от оси автодороги в следующем порядке.
Разбивку траншей начинают с нахождения и закрепления продольной оси автодороги, выполняя следующие действия:
- восстанавливают ось дороги;
- измеряют стальной лентой (дважды) расстояние от центра лотка до указанного ПК на продольной оси дороги;
- забивают в полученной точке стальной гвоздь длиной 100-120 мм;
- центрируют над гвоздем теодолит и переносят в натуру угол между продольной осью дороги и осью траншеи, он должен быть равным проектному значению;
- закрепляют полученную продольную ось траншеи контрольными столбиками, промежуточные колья забивают по визиркам;
- переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера, а также отметки верха дорожной одежды.
Разбитую таким образом ось водоотвода в плане закрепляют, натягивая шнур (причалку) между забитыми кольями. Разбивку траншеи под лоток производят от кромки проезжей части, шириной на 10-15 см шире блока лотка.
Разбивку делают на сменный объем работ. Закрепительные знаки (колышки с отметками) сохраняются до сдачи площадки заказчику. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить.
Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта приёмки геодезической разбивки площадки, в соответствии с СНиП 3.01.03-84.
Отрывку траншеи под лоток производят экскаватором ЭО-2621. Дорожные рабочие вручную производят зачистку траншеи и выравнивание основания гравийно-песчаной смесью, слоем 10 см и затем уплотняют виброплитой TSS-VP90N за 4-6 проходов по следу. Дно лотка выравнивают по отметкам продольного профиля водоотвода с соблюдением уклонов. Подготовку грунтового основания (планировка, уплотнение) начинают с низовой стороны. На выравнивающий песчано-гравийный слой расстилают цементный раствор М-100 слоем 2-3 см.
Рис.1 - Одноковшовый экскаватор ЭО-2621В
Рис. 2 - Виброплита TSS-VP90T
Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Актов освидетельствования скрытых работ по отрывке траншеи под лоток, устройству выравнивающего слоя из песчано-гравийной смеси и монтажного слоя из цементного раствора, в соответствии и разрешения последующих работ по монтажу блоков лотка.
Блоки лотка к месту укладки доставляют автосамосвалами КамАЗ-65115 с приобъектного склада, где они уложены в штабеля.
Монтаж блоков лотка Б-2-20 производят автомобильным краном КС-55713-1 с установкой его на аутригеры. Укладку начинают от начала траншеи. В траншею укладывают блоки с гранями и дном, прогрунтованными битумом. Укладку ведут, совмещая операции выгрузки и укладки.
Поворотом крана стрелу устанавливают над блоком на автомобиле и стропуют его, продевая крюки четырехпетлевого захвата, подвешенного на кране в монтажные петли блока. Машинист краном переносит блок на место укладки, удерживая его на высоте 0,5 м над слоем цементного раствора. Монтажники, стоя по краям блока, удерживают его от раскачивания. Затем машинист крана опускает блок в траншею так, чтобы его нижняя плоскость не доходила до поверхности слоя раствора на 7-10 см. Оттягивая блок на себя, монтажники смещают его до упора в край дорожного покрытия, и машинист крана опускает блок на слой раствора.
В этот момент двое монтажников ломиками-шаблонами контролируют ширину поперечного шва, которая не должна превышать 8-12 мм.
Рис.3 - Автомобильный кран КС-55713-1 Рис.4 - Блок водоотводного лотка Б-2-20
Поперечные швы заливают цементным раствором.