Деление истории педагогики на периоды

История педагогики как учебный предмет и ее значение.

Одной из самых актуальных проблем человечества является проблема воспитания и образования. Чтобы глубже понять современные проблемы и перспективы этих социокультурных явлений необходимо обратиться к истории образования и педагогической мысли, которая в последние годы стремится, не просто описывать в хронологической последовательности, исторически сменявшиеся образовательные идеи и педагогические воззрения, а представляет собой их анализ и интерпретацию в максимально широком социально-культурном контексте. Обзор истории образования и его современное состояние подтверждает его неразрывность с конкретным временем. В любую историческую эпоху, в любом обществе воспитание и система образования, их цели и задачи, структура и организация всегда выражают наличное состояние конкретного общественного строя, тенденции и перспективы его развития.

Школа и педагогическая наука прошли сложный и многовековой путь развития. Педагогика постепенно из суммы идей и разрозненных концепций превратилась в самостоятельную, фундаментальную науку. Изучение истории школы и педагогики является важным условием формирования общей педагогической культуры, поскольку дает знание о генезисе теории и практики воспитания и образования, содействует становлению профессионального мировоззрения и общей педагогической культуры.

История педагогики является отраслью педагогической науки и учебной дисциплиной. Как учебная дисциплина она изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества. Учебная дисциплина «История педагогики» логически связана с основными курсами педагогики и психологии и имеет целью на историко-педагогическом материале проанализировать возникновение, развитие различных педагогических явлений, их связь с конкретно-историческими условиями развития общества и философскими, мировоззренческими позициями авторов педагогических течений и концепций.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих учебных задач:

- показать общечеловеческий и конкретно-исторический характер развития воспитания и образования как особого вида человеческой деятельности;

- раскрыть сущность и содержание различных педагогических систем;

- проследить логику развития зарубежной и отечественной педагогической мысли, выявив общие черты и принципиальные отличия;

- помочь самовоспитанию и профессиональному становлению студентов педагогических специальностей и совершенствованию у них навыков самостоятельной исследовательской работы.

Деление истории педагогики на периоды.

Специальная задача ее – показать, каким образом понимаема была на протяжении веков идея воспитания теоретически и насколько она была осуществляема практически. История педагогики раскрывает критическую деятельность человеческого разума в области воспитания, образования, обучения.

Изучение истории педагогики помогает представить картину воспитания у разных народов от младенческого периода, когда все исходит от семейного авторитета, а позднее от принципов, установленных общиной до юношеского, когда воспитанием начинает заниматься государство, и периоды мужской зрелости, когда воспитание исходит из свободно выработаны, сознательно принятых истин как о цели, так и средствах ее достижения.

Из сущности истории педагогики вытекаете значение. Осмысливая прошлое, мы лучше можем представить себе воспитательный процесс, исторический опыт – основание для педагогического искусства. История педагогики – это школа педагогической науки. Она представляет нам самую совершенную, самую объективную и научную часть педагогики, в которой нет личных пристрастий, ибо все, о чем нам предстоит говорить, прошло испытание времени и признано лучшим.

История педагогики имеет свои периоды развития.

1 периоддохристианское воспитание. Высшее признание человека в этот период ограничивалось гражданственностью в своем государстве.

Воспитание в дохристианский период подразделяется:

а) субстанциональное воспитание восточных народов, у которых отдельная личность исчезает, в общем, и воспитывается именно с целью уничтожения;

б) индивидуальное воспитание древнеклассических народов – греков, римлян. Вместо восточной общности в воспитании уже выступает индивидуальность, но в пределах государственности. Идеалам воспитания у греков была прекрасная личность, а у римлян – практическая личность.

в) теократическое воспитание израильского народа, где отдельный человек входит в своего Бога и теряется своим бытием в своем Боге, закон и воля которого служат основанием его воспитания.

2 периодхристианское воспитание (период гуманного развития человечества и гуманного воспитания).

Этот период делится:

а) на историю педагогики до возрождения наук, когда сначала залаживались те основы, которые дало христианство для воспитания, и вознесло монашество, а потом, благодаря рыцарству и развитию городской жизни, воспитание стало высвобождаться от католицизма и схоластики.

б) на историю педагогики после возрождения наук, со времени Реформации, начавшей борьбу с ортодоксально-иезуитским взглядом на воспитание.

3 период – Период общечеловеческого воспитания, которым было воодушевлено все прошлое столетие и которое переняло в христианстве гуманное воспитание нашего времени.

3. Воспитан­­ие детей и юношества в архаической Греции IX - VIII вв. до н. э.

Культурное развитие в Древней Греции и на Крите было задержано вторжением с Балкан дорийских племен, воинственных обитателей периферии рабовладельческого мира. Воспитание и обучение юношества в эту эпоху получило отражение в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее». Школьных форм обучения гомеровская Греция еще не знала, но внимание к воспитанию детей было высоким. Сложился образ совершенного человека, личности образованной, развитой и физически, и нравственно.

В воспитательной практике этим образом руководствовались как педагогической целью. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило, старцами. Таким предстает перед нами Феникс, учитель Ахилла. Он формулирует образовательную цель так: «Да, тебя всему научу я: был бы в речах ты вития и делатель дел знаменитый».

Герои Гомера в совершенстве владеют устной яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего рода, прекрасно поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания. Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыслить, мудрого». Грек архаической эпохи должен быть развит физически, уметь пользоваться оружием. В эпических поэмах в связи с этим даются следующие характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой».

Художественно раскрыт Гомером и идеал нравственного воспитания, его герой «славный в потомках», «действующий как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания, по Гомеру, — достичь славы, превзойти в доблести своего отца: «Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя: он и отца превосходит!» — говорит Гектор о своем сыне. Воспитателями применялись эмпирически сложившиеся способы, с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой — порицающие и пресекающие нежелательное. Подросткам внушалось быть «лучшими среди сверстников». К исходу архаического периода гомеровский идеал образованного человека стал общеэллинским.

На рубеже VIII-VII вв. до н. э. традиционное древнегреческое воспитание нашло описание в поэме Гесиода «Труды и дни». Здесь в художественной форме изложены правила житейской мудрости, приведены бытовавшие в то время назидания юношеству. Тем самым Гесиод положил начало дидактической поэзии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: