V. Принципы патриотического воспитания

 

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их формирования у молодежи. Без развития у граждан ДНР с раннего возраста этих ценностей не может быть созидательного общества и сильного государства.

 

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются гуманизм и демократизм, научность, единство теории и практики, приоритетность исторического, культурного наследия ДНР, ее духовных ценностей и традиций, системность, преемственность в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи, высокий уровень организационного обеспечения функционирования системы, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе оптимального сочетания коллективного и индивидуального подходов, тесная и неразрывная связь с другими направлениями воспитания, социальное партнерство.

 

Кроме того, важными принципов патриотического воспитания являются:

 

· Принцип системно-организованного подхода, который предполагаетскоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан ДНР;

 

· Принцип адресного подхода в формировании патриотизма,предполагающийиспользование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;

 

· Принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу

в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы ДНР;

· Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания,

предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

· Принцип учета региональных условийв пропаганде патриотических идей и ценностей,

означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.

 

· Принцип активного деятельностного характера воспитания

 

Принципы данной концепции взаимосвязаны и реализуются в единстве.


 


VI. Система патриотического воспитания в общеобразовательных школах, дошкольных, профессионально-технических заведениях, учреждениях дополнительного образования детей и учащейся молодежи, высших учебных заведениях

 

В основу системы патриотического воспитания в Донецкой Народной Республике положена интегрированная модель сетевого взаимодействия органов государственной власти и управления, социальных институтов, всех субъектов образовательной и смежных сфер, построенная на принципах социального партнерства, личностно-социально-деятельностного, интегративного, культурологического, компетентностного, системного подходов, охватывающая всю вертикаль системы образования (от дошкольного до высшего) и реализуемая через традиционные, специфические и эмоционально-мотивационные формы работы.

 

Система патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях формирования

молодой Республики. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Сегодня радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.

 

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение призвано формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

 

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие формы и методы работы с педагогами, дошкольниками, семьей.

 

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью определенных средств и методов.

· Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

 

· Природа родного края, которая вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

 

· Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.

 

· Общению как средству нравственно-патриотического воспитания отводится особое место. Оно выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.

 

· Окружающая ребенка обстановка (атмосфера, в которой живет ребенок) становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирование нравственных и патриотических качеств.

 

 


Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

 

Не менее важной в нравственно-патриотическом воспитании детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает уребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

 

Система патриотического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является

формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

 

Система патриотического воспитания в общеобразовательных школах формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников и включает учебную и научно-исследовательскую деятельность в урочное и внеурочноевремя.

 

В рамках учебной деятельности, которая осуществляется во время уроков, факультативных и кружковых занятий, патриотическое воспитание реализуется через содержание предметов инвариантной и вариативной составляющей.

 

Общественные дисциплины позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмыслениешкольниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями.

В содержании гуманитарных дисциплин трансформирован социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческогомышления. Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей (в том числе экологической, правовой, физической) культуры и др. Именно при изучении гуманитарных дисциплин учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы содержания и методики саморазвития.

 

Патриотическим воспитательным потенциаломобладают и изучаемые в школе естественно-математические науки (математика,физика,химия,биология,физическая география).Преподавание их основ подводит учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывного изменения под влиянием естественных причин. Эти же учебные предметы знакомят учащихсясдостижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию патриотизма.

Основными факторами, оказывающими патриотическое воспитательное влияние на школьников в преподавании учебных дисциплин, являются:

· содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность;



· четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения;

 

· отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между самими обучаемыми;

 

· влияние личных качеств преподавателя, его педагогического мастерства;

· общий режим и атмосфера учебного процесса школы.

 

Эффективность решения воспитательных задач зависит от того, в какой мере будут реализованы воспитательные возможности всех этих факторов в совокупности.

 

Воспитание учебным материалом — один из важнейших факторов патриотического воспитательного влияния на школьников, определяемого умением учителя вычленить стержневые, ведущие идеи науки, раздела, темы, организовать вокруг патриотических идей остальной материал и довести его до глубокого сознания обучающихся.

Четкая организация занятий и разнообразная методика обучения приносит желаемые результаты при условии, когда:

· ставятся ясные образовательные и воспитательные цели занятий;

 

· обеспечивается строгая, обоснованная последовательность учебной работы;

· применяются различные методы обучения, активизирующие познавательную деятельность школьников, придающие ей творческий, близкий к исследовательскому характер, стимулирующие как коллективную, так и индивидуальную работу;

 

· подводятся итоги занятия и вносятся соответствующие коррективы в систему планируемых познавательных и воспитательных задач;

 

· создается необходимый психологический настрой на учебную работу.

Вариативная составляющая учебного процесса (факультативы,кружки патриотического направления) способствует формированию у детей глубокого понимания гражданского долга.

Так, например, на факультативе «Юный патриот» с раннего возраста необходимо прививать чувство ответственности об интересах Родины; изучать военную историю, знать Дни воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны; сохранить воинские традиции, связи поколений защитников Родины, организовать встречи учащихся с ветеранами войны и труда.

 

Факультатив «Родной край» поможет расширить и систематизировать знания детей об истории края, воспитать любовь к родной земле, её жителям.

Кружок «Историческое краеведение» позволяет детям углубить свои знания о героическом прошлом своего народа, систематизировать понятия о символах государственной власти.

Научно-исследовательская деятельность включает участие школьников в конкурсах,конференциях, в работе Малой академии наук.

Целью данной деятельности должно стать воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

 

Социализации молодежи в системе патриотического воспитания базируется на деятельности школьной общественной организации и Совета профилактики школы, сотрудничестве с государственными органами власти и общественными организациями (такими как Совет ветеранов, медицинские службы, детская комната милиции, Красный Крест, полиция по делам несовершеннолетних).

 

В процессе взаимосвязанной работы названых компонентов социализации учащихся формируется не только нравственно устойчивая цельная личность, обладающая такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу, но и позитивное отношение к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье.

 

Важной составляющей системы патриотического воспитания является работа классного руководителя и воспитателя как с учащимися, так и родителями. На родительских собраниях и лекториях главной задачей должно стать обучение родителей воспитания законопослушного гражданина. В индивидуальных беседах с учащимися и во время классных часов классный


 


руководитель может рассматривать вопросы уважения к семье, родителям, семейным традициям; отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.

 

Работа педагога-организатора с учащимися предполагает развитие реально действующего школьного самоуправления, которое реализуется в организации общешкольных мероприятий и линеек.

 

Работа социально-психологической службы школы оказывает влияние на восприятие учащихся окружающего мира и себя, в том числе и на понимание патриотизма благодаря различным тренингам, тестам, беседах.

 

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

 

В основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств, поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за родителей, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.

 

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

Всё вышеизложенное можно представить в виде системы триединства (обучение, воспитание, социализация), где каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг друга, взаимопроникая. При выпадении одного из звеньев, система будет неполной и престанет функционировать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: