Общее представление о В.А. Сухомлинском и его вкладе в разработку теории воспитания возможно получить из учебного пособия Д.И. Латышиной (с. 547-560).
Конкретизировать взгляды Сухомлинского на проблему гражданского и патриотического воспитания поможет обращение к выдержкам из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека» (см. Дидактические материалы, CD).
! Используя предложенный цитатный материал, заполните таблицу:
Таблица 13.
“Идеи гражданско-патриотического воспитания в педагогике В.А. Сухомлинского”.
элементы педагогической системы | сущность, идеи | цитаты из первоисточников |
Цели, задачи гражданско-патриотического воспитания. | Цель: формирование идейной сердцевины личности – гражданских взглядов, убеждений, чувств – моральной культуры. Задачи: раскрыть и помочь усвоить нормы нравственности; научить совершать общественные поступки; утвердить привычку к труду; пробудить доброту, чуткость ко всему живому. | |
Содержание воспитания. | Идейно-нравственные убеждения и чувства формируются в труде, в борьбе, в деятельности на благо общества. | |
Методы и средства гражданско-патриотического воспитания. | Рассказы о подвигах советского народа; воспитательные беседы с использованием наиболее ярких проявлений духовной красоты; труд; школьные организации «для борьбы со злом». |
Подумайте, какие из идей Сухомлинского о гражданском и патриотическом воспитании сохраняют свою актуальность.
|
|
L Вопросы для самоконтроля.
♦ В чём сущность патриотического воспитания?
♦ В чём своеобразие патриотического воспитания? В каких условиях можно постичь высшую меру патриотического воспитания и раскрыть истинную сущность патриота?
♦ К какому методу воспитания лучше не прибегать, и какой стратегии надо придерживаться в патриотическом воспитании?
♦ Каким должно быть школьное обучение в рамках патриотического воспитания?
♦ Что такое патриотическое сознание? Что помогает учить детей видеть мир глазами патриота?
♦ Какое значение для патриотического воспитания имеют рассказы подросткам о подвигах героев Великой отечественной войны?
♦ С чего, по мнению Сухомлинского, начинается родина каждого гражданина? И в чём смысл гражданского становления?
♦ Что является критерием в воспитании гражданина?
♦ Что значит жить гражданской жизнью, сидя за школьной партой? Как надо преподнести учащимся знания о Родине, чтобы воспитать в них гражданственность?
♦ В чём сущность взаимосвязи гражданского и патриотического воспитания?