Система кондиционирования воздуха. 7.2.1. Общая характеристика системы кондиционирования воздуха

 

7.2.1. Общая характеристика системы кондиционирования воздуха.

 

Система предназначена для подачи необходимого количества воздуха в гермокабину и поддержания нормальной температуры в гермокабине как на земле, так и в полёте.

Состав СКВ:

· система обогрева гермокабины;

· система вентиляции гермокабины.

Воздух для СКВ отбирается из-за 4-й ступени компрессора высокого давления (КВД) каждого двигателя. Отбор воздуха происходит через заслонки 2517 (пилоны двигателей), которые управляются нажимными переключателями «НАДДУВ КАБИНЫ ЛЕВ (ПРАВ) ДВИГАТ – МЕНЬШЕ – БОЛЬШЕ» (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш с АБСУ-134А – на верхнем пульте лётчиков; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш без АБСУ-134А – на правой панели кабины лётчиков, рабочее место ПЛ).

ПРИМЕЧАНИЕ: при открытии заслонки 2517 загорается табло «НАДДУВ ВКЛЮЧЁН» и гаснет табло «НАДДУВ ВЫКЛЮЧЕН» (средняя часть приборной доски лётчиков). При полном закрытии заслонки 2517 – наоборот. Время полного открытия-закрытия заслонки 2517 не более 6,5с.

После заслонок 2517 потоки воздуха от двигателей объёдиняются в общий трубопровод. А уже от него происходит отбор воздуха на системы обогрева и вентиляции гермокабины. При этом магистраль системы обогрева проложена под полом гермокабины, а магистраль вентиляции – под потолком гермокабины. В систему вентиляции, кроме того воздух может подаваться от ВСУ, а так же от наземного кондиционера (только на Ту-134А,Б). Штуцер подключения от наземного кондиционера находится с низу хвостовой части фюзеляжа.

Параметры отбираемого воздуха:

Параметр При отборе от двигателей При отборе от ВСУ
Расход воздуха (кг/ч) 3500…4000 2880…3060
Избыточное давление (кгс/см2) 0,7…6,0 3,5…3,7
Температура (оС) 120…300 200…2310

 

 

7.2.2. Система вентиляции гермокабины.

 

Предназначена для охлаждения воздуха, поступающего от двигателей или ВСУ, до температуры «–15…+25оС» и подачи его в гермокабину.

Работа системы от двигателей.

Воздух, отбираемый в систему вентиляции от общего трубопровода СКВ, проходит через ограничители абсолютного давления 2134АТ (2шт., шп.55, хвостовой технический отсек, снизу). Здесь его давление понижается до 3,1+0,2-0,3кгс/см2. Далее воздух поступает на охлаждение в ВВР1615 (шп.56…58, левый борт). В ВВР 1515 температура воздуха понижается до +35…+75оС. Продувка этого ВВР в полёте осуществляется защёт скоростного напора. При этом, продувочный воздух заходит через воздухозаборник, расположенный на форкиле, а выбрасывается через жалюзи с левой стороны ХЧФ. На земле же, когда нет скоростного напора, продувка ВВР 1615 происходит защёт воздуха, идущего на загрузку ТХ 1621 (шп.58…59, левый борт). В этом случае, выход продувочного воздуха через жалюзи перекрывается обратным клапаном.

 

После ВВР1615, для дальнейшего охлаждения, воздух поступает в ТХ1621. На турбине ТХ1621 воздух охлаждается до температуры «-15…+25оС». Загрузка компрессора ТХ осуществляется воздухом, забираемым из выходного туннеля ВВР 1615.

Температура воздуха за ТХ 1621 регулируется путём подмеса более горячего воздуха из линии перед ВВР1615 и из линии перед ТХ1621через заслонки 1408 (2шт., шп.56…58). Эти заслонки управляются либо в автоматическом либо в ручном режимах. В автоматическом режиме управление происходит, при установке переключателей «ВЕНТИЛЯЦИЯ ТХ АВТОМАТ – ХОЛ – ГОР» (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш – на верхнем пульте лётчиков) в положение «АВТОМАТ». При этом, управление заслонками осуществляет система автоматического регулирования температуры АРТ56-1 в соответствии с положением задатчика «Т ВЕНТИЛЯЦИИ» (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш – шп.16…17, правый борт, в районе входной двери). В ручном режиме управление происходит, при установке переключателей «ВЕНТИЛЯЦИЯ ТХ» в положение «ХОЛ» или «ГОР».

ПРИМЕЧАНИЕ:

1) для включения АРТ56-1 необходимо включить выключатель «ВЕНТИЛЯЦИЯ ПИТАНИЕ АВТОМ 115В» (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш – на верхнем пульте лётчиков);

2) время полной перекладки заслонки 1408 – 15…50с.

Контроль температуры за ТХ 1621 осуществляется по указателю ТУЭ-48 (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш – приборная доска ПЛ), при установке галетного переключателя «ВЕНТ – ОБОГРЕВ САЛОНОВ1 – 2» (рядом с указателем ТУЭ-48) в положение «ВЕНТ». Температура за ТХ1621 не должна быть больше 60оС.

 

После ТХ1621, воздух проходит через регулятор избыточного давления 4833 (шп.58), который поддерживает избыточное давление (по сравнению с гермокабиной) 0,1±0,03кгс/см2. Далее воздух, пройдя через глушитель шума 507Т (шп.56…58, левый борт) и мерную шайбу (шп.56), по коробам и трубопроводам вентиляции поступает в гермокабину. Мерная шайба служит датчиком для указателя расхода воздуха «РАСХОД ВОЗДУХА ВЕНТ» (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш – приборная доска ПЛ). Шкала указателя расхода воздуха проградуирована в условных единицах. 1-а единица равна 700кг/ч. По коробам вентиляции воздух подается в кабину курсантов (пассажирскую кабину). По трубопроводам вентиляции воздух подводится в кабину экипажа, где он через ручную заслонку выходит вовнутрь кабины и через насадки индивидуальной вентиляции (рабочие места членов экипажа) поступает на обдув лётчиков и штурмана (только на Ту-134А,УБ-Ш). Ручная заслонка находится (1шт) под потолком кабины лётчиков в проходе (на самолётах Ту-134А,УБ-Ш 2шт., 1-а из них под потолком кабины лётчиков в проходе, а 2-я на рабочем месте Ш).

Контроль температуры в кабине экипажа не предусмотрен. Контроль температуры в кабине курсантов (пассажирской кабине) осуществляется по указателям «Т НАЧАЛА САЛОНА», «Т КОНЦА САЛОНА» (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш – шп.16…17, правый борт, в районе входной двери).

 

Работа системы от ВСУ (применяется только на земле).

Воздух от ВСУ поступает в линию пред ограничителем абсолютного давления 2134АТ. В работе участвуют те же агрегаты, что и при отборе воздуха от двигателей.

Для включения отбора воздуха от ВСУ необходимо:

· включить выключатель ВЕНТИЛЯЦИЯ ПИТАНИЕ АВТОМАТ 115В»;

· установить задатчиком «Т ВЕНТИЛЯЦИИ» необходимую температуру за ТХ 1615;

· выключить отбор воздуха от двигателей;

· переключатель «ОТБОР ВОЗДУХА ОТ ВСУ АВТОМАТ – ЗАКРЫТО» (правый борт кабины, рабочее место БТ) установить в положение «АВТОМАТ» В этом случае, открывается заслонка регулятора отбора воздуха от ВСУ, при этом, должно погаснуть табло «ГОТОВ К ЗАПУСКУ» (правый борт кабины, рабочее место БТ);

· включить выключатель «ВЕНТИЛЯЦИЯ НА ЗЕМЛЕ ОТ ВСУ»» (правый борт кабины, рабочее место БТ; у Ту-134А,Б,УБ-Ш верхний пульт лётчиков). В результате, открывается заслонка 2517 (шп.55), при этом, должна загореться лампа ПЕРЕД ВЗЛЁТОМ ВЫКЛ» (правый борт кабины, рабочее место БТ; у Ту-134А,Б,УБ-Ш верхний пульт лётчиков).

После проделанных манипуляций воздух от ВСУ начинает поступать в систему вентиляции.

 

Работа системы от скоростного напора.

Вентиляция гермокабины от скоростного напора применяется при полёте самолёта на Н£3000м, в случае отказа системы вентиляции от двигателей.

Для включения вентиляции от скоростного напора необходимо:

· выключить отбор воздуха от двигателей;

· включить выключатель «ВЕНТИЛЯЦИЯ НА МАЛЫХ ВЫСОТАХ ОТКРЫТО» (правый борт кабины, рабочее место БТ; у Ту-134А,Б,УБ-Ш верхний пульт лётчиков). В результате, открывается заслонка 513Б (шп.55…57, левый борт), при этом, загорается белая лампа «ВЕНТИЛЯЦИЯ НА МАЛЫХ ВЫСОТАХ ОТКРЫТО» (рядом с выключателем).

После этого, воздух, поступающий из воздухозаборника (на форкиле) на продувку ВВР1615, через заслонку 513Б начинает поступать в короба и трубопроводы вентиляции, минуя другие агрегаты системы вентиляции.

ПРИМЕЧАНИЕ: при включенном наддуве кабин включать вентиляцию от скоростного напора запрещается.

 

 

7.2.3. Система обогрева гермокабины.

 

Система предназначена для обогрева гермокабины, а так же остекления фонаря кабины экипажа.

Воздух отбирается в систему обогрева от общего трубопровода СКВ через заслонку 2517 (шп.52, устанавливается на самолётах с №40120), которая управляется выключателем «ОБОГРЕВ КАБИН ОБЩИЙ» (правый борт кабины, рабочее место БТ). После заслонки 2517 воздух проходит мерную шайбу (шп.49), регулятор избыточного давления 4832 и поступает в общий трубопровод системы обогрева (левый борт под полом). Мерная шайба служит датчиком для указателя расхода воздуха «РАСХОД ВОЗДУХА ОБОГРЕВ» (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш – приборная доска ПЛ). Шкала указателя расхода воздуха проградуирована в условных единицах. 1-а единица равна 105…155кг/ч. Регулятор избыточного давления 4832 (шп.38) служит для поддержания избыточного давления (по сравнению с гермокабиной) 0,13±0,03кгс/см2.

 

От общего трубопровода системы обогрева:

· через заслонку 514Б (шп.36 под полом) происходит отбор воздуха на обогрев задней части кабины курсантов (пассажирской кабины);

· через заслонку 514Б (шп.23 под полом) происходит отбор воздуха на обогрев передней части кабины курсантов (пассажирской кабины);

· через заслонку 1408 (шп.15…15д под полом) происходит отбор воздуха на обогрев кабины экипажа.

Заслонка 1408 кабины экипажа и заслонки 514Б кабины курсантов (пассажирской кабины) управляются либо в автоматическом либо в ручном режимах. В автоматическом режиме управление происходит, при установке переключателей «ОБОГРЕВ КАБИН ЭКИПАЖ», «ОБОГРЕВ КАБИН ПЕРЕДНЯЯ» и «ОБОГРЕВ КАБИН ЗАДНЯЯ» (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш – на верхнем пульте лётчиков) в положение «АВТОМАТ». При этом, управление заслонками осуществляет система автоматического регулирования температуры АРТ56-2 в соответствии с положением задатчиков «Т КАБИНЫ ЭКИПАЖА» (правый борт кабины, рабочее место ПЛ), «Т НАЧАЛА САЛОНА» и), «Т КОНЦА САЛОНА» (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш – шп.16…17, правый борт, в районе входной двери). В ручном режиме управление происходит, при установке этих переключателей в положение «ХОЛ» или «ГОР».

ПРИМЕЧАНИЕ:

1) для включения АРТ56-2 необходимо включить выключатель «ВЕНТИЛЯЦИЯ ПИТАНИЕ АВТОМ 115В» (тот же, что и в системе вентиляции);

2) время полной перекладки заслонок 1408 и 514Б – 15…50с.

 

Воздух, идущий на обогрев кабины курсантов (пассажирской кабины) после заслонок 514Б, поступает в групповые эжекторы, находящиеся в обогреваемых панелях, которые в свою очередь располагаются на боковых стенках кабины курсантов (пассажирской кабины). Воздух поступающий в групповой эжектор (Т=70оС) подсасывает из под пола холодный воздух (Т=-20…0оС). Смешанный воздух после циркуляции в обогреваемых панелях, выходит во внутрь кабины из нижней части обогреваемых панелей.

Контроль температуры в линиях обогрева осуществляется по указателю ТУЭ-48 (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш – приборная доска ПЛ), при установке галетного переключателя «ВЕНТ – ОБОГРЕВ САЛОНОВ1 – 2» (рядом с указателем ТУЭ-48) в положение «ОБОГРЕВ САЛОНОВ1» или «ОБОГРЕВ САЛОНОВ2». Температура в линиях обогрева не должна быть больше 70оС.

Контроль температуры в кабине курсантов (пассажирской кабине) см. систему вентиляции.

 

Воздух, идущий на обогрев кабины экипажа после заслонки 1408, поступает в кабину через эжектор и ручные заслонки (левый и правый борт кабины лётчиков, рабочие места лётчиков). Контроль температуры воздуха, идущего на обогрев кабины экипажа не предусмотрен. Воздух из линий обогрева кабины экипажа используется для обогрева тамбуров входной и служебной двери.

 

Отбор воздуха на обогрев остекления фонаря осуществляется так же от общего трубопровода системы обогрева через заслонку 1408 (шп.15…15д, под полом), которая управляется переключателем «ОБГРЕВ ФОНАРЯ БОЛЬШЕ – НЕЙТР – МЕНЬШЕ» (правый борт кабины, рабочее место БТ; на самолётах Ту-134А,Б,УБ-Ш – верхний пульт лётчиков, и кроме этого, у Ту-134А, УБ-Ш на приборной доске штурмана. Контроль температуры воздуха, идущего на обогрев фонаря не предусмотрен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: