Тема 8. Значение Pr для социально-экономического развития

8.1. Цивилизованное лоббирование

Институт лоббизма (от англ. lobby — кулуары) как инструмента взаимодействия предпринимательских и властных структур или как средство влияний различных заинтересованных групп, в частности предпринимателей, на органы государственной власти и управления стал довольно распространенным явлением, немаловажным звеном в отношениях между государственными органами и бизнесом. Можно сказать, что в этом качестве институт лоббизма служит показателем признания предпринимательскими кругами регулирующей роли государства. Как массовое социальное явление он представляет собой одну из форм политической деятельности, универсальное политическое явление, разновидность политики, связанной с выражением и реализацией интересов определенных социальных общностей.

Широкое развитие институт лоббизма принял в XX в. по мере расширения регулирующей роли государства в экономике. Можно выделить некоторые основные границы этого понятия:

1) лоббирование связано лишь с принятием государственных решений. Решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены влиянию интересов определенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом;

2) все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние. Многие действия или события могут воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние, то это не лоббизм;

3) лоббирование подразумевает наличие посредника или представителя как связующего звена между группой граждан страны и государственными официальными лицами. Гражданин, который по своей собственной воле и пользуясь доступными ему средствами стремиться повлиять на правительственного чиновника, не может считаться лоббистом;

4) всякое лоббирование неизменно связано с установлением контактов для передачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять влияние.

Таким образом, в широком смысле лоббизм — это установление контактов и передача сообщений (лицами, не являющимися гражданами, действующими от своего собственного имени), адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения.

Наибольшего распространения лобби получило в условиях рыночной экономики и зрелого гражданского общества, либеральной хозяйственной и плюралистической общестненно-политической системы. Именно с этим связано усиление внимания российской общественности в целом и предпринимателей в особенности к этому социальному институту подготовки и принятия социально значимых законов и нормативно-правовых актов, осуществления действий государственных органов.

Главная цель лоббирования — добиться закрепления в принимаемых нормативных, законодательных актах частных интересов различных групп и организаций. Процесс лоббирования по своей сути оформляет обратную связь с властью, сдерживает одностороннюю командную деятельность властных структур. Лоббирование в той или иной форме неизбежно в любой политической системе.

Лоббирование включает в себя следующие элементы:

— группы представителей от избирателей, которые могут оказывать давление на комитеты в законодательных собраниях;

— общественные служащие;

— система рассылки писем или организованных телефонных звонков по организованному сценарию;

— система выдвижения и вознаграждения кандидатов от организаций и групп на важные посты;

— массированные кампании по информированию общественности;

— участие в работе разных комиссий.

При любом лоббировании действуют два обязательных условия:

— с точки зрения информационного обеспечения нужны специалисты, знающие сам вопрос лоббирования, владеющие компетентными аргументами и данными, обосновывающими важность предлагаемого решения;

— для реализации механизма лоббирования нужны оперативные, авторитетные люди, способные устанавливать необходимые контакты и связи с представителями соответствующих учреждений.

Среди основных направлений в работе лоббистов выделяют следующие:

— поиск достоверной фактической информации. Эта информация сосредоточена в огромном количестве фактов, статистических данных, экономической информации, экспертных оценок и решений в структурах госаппарата;

— оценка действий представителей государственной власти. Лоббисты предсказывают ход законотворческой деятельности и рекомендуют соответствующие действия в процессе их рассмотрения;

— защита позиций своих клиентов. Лоббисты имеют возможность и стремление донести до властных структур мнения и интересы различных кругов общества, что, безусловно, влияет на принимаемые решения.

Помимо данных направлений лоббистской деятельности, можно выделить ряд других, которые будут зависеть уже от типа решаемых вопросов (экономические, административные и др.).

Процесс лоббирования играет весьма важную роль в политической системе. Он поддерживает баланс устойчивости между государственными институтами. Эта особенность процесса лоббирования интересов важна для государства, но для нас важно другое — поддерживая баланс устойчивости политической системы, лоббирование создает первые предпосылки для формирования сетей уже на уровне государственной власти. В процессе перераспределения полномочий внутри органов государственной власти создается некоторое подобие конкурентной борьбы, которая в процессе лоббирования замещает прямое властное или управленческое воздействие (например, кооперация между министерствами в «проталкивании» определенных указов Президента или постановлений Правительства или правительственных программ). При этом это не приводит к формированию альтернативных центров принятия решений. Итоговые решения утверждаются в рамках формальной процедуры. Здесь важно, что подобные механизмы лоббирования создавали гармоничную систему гори­зонтальных связей в результате межведомственной конкуренции.

В России в отличие от многих других стран, где группы давления могут отстаивать свои интересы на основании законов, прямо или косвенно оговаривающих их права и обязанности, лобби остаются до сих пор вне закона, точнее, в тени. Отсутствие гласности налагает на эту деятельность особый отпечаток — полукриминальный, связанный преимущественно с нарушениями, взятками; лоббизм чаще всего воспринимается как один из синонимов коррупции.

В цивилизованных странах лоббистская деятельность является абсолютно прозрачной. Законодательное регулирование лоббистской деятельности и необходимо. Оно позволяет сформировать цивилизованную систему обеспечения интересов отдельных секторов экономики и значительно снижает уровень коррупции, способствуя нормальному взаимодействию бизнеса с властью.

В США защитой интересов нефтяной отрасли занимаются несколько некоммерческих структур. В частности, Американский нефтяной институт (АНИ), созданный нефтяными компаниями, ежегодно расходует на лоббистскую деятельность более 75 млн. долларов. АНИ на постоянной основе взаимодействует с конгрессом и правительственными учреждениями. Важной функцией АНИ является разработка необходимых нефтяникам стандартов. Деятельность этой структуры подчинена не интересам отдельной компании, а защите интересов нефтяного комплекса США.

Аналогичная ситуация в металлургической, машиностроительной, химической и многих других отраслях российской экономики, где отраслевые союзы существуют лишь «для галочки». Экономические решения «продавливают» не отраслевые союзы, а отдельные бизнесмены, поэтому в России государственный аппарат работает не в интересах развития отраслей, а по указке отдельных коммерческих структур. Понятно, что такая коррупционная модель противоречит мировому опыту и здравому смыслу.

Ассоциативное лоббирование куда меньше подвержено коррупции, чем лоббирование отдельных компаний. Ассоциации продвигают интересы своих отраслей, и это нормально. Власть, выслушивая союзы и ассоциации, принимает взвешенные решения в интересах отраслей национальной промышленности. Кто способен отразить в органах государственной власти консолидированное мнение большинства предприятий отрасли? Только отраслевой союз. Отдельный бизнесмен в первую очередь склонен защищать интересы своей структуры. Поэтому во всем мире власть работает с промышленниками через систему отраслевых некоммерческих организаций. Подобная форма объединения предприятий определенной сферы деятельности помогает выстраивать нормальный диалог «отрасль — государственная власть».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: