(старший дошкольный возраст)
Составитель: Актянова А.Б. инструктор по физической культуре ДОУ № 10 «Сказка» ГорОО г.Батайск.
Ц ель: снятие эмоциональных и психических зажимов.
(Воспитатель подходит к ребенку, который не включился в самостоятельную деятельность, подает ему руку и желает... (Момент, когда есть возможность включить в общение не только слова, но и душу). Крепко взявшись за руки, они вовлекают в игру другого ребенка - так охватывается весь коллектив детей. Все в кругу. Можно начинать беседу).
-Дорогие мои девочки, мальчики, белочки и зайчики! (Такое обращение связано с только что прошедшими утренниками Нового года). Вы еще под впечатлением Нового года, а на пороге уже следующий праздник. Народный. И называется он... Колядки незабываемый праздник благодаря своим песням, шуткам, веселью. Включаются в беседу дети. Не перебиваю, выслушиваю. Предлагаю, когда закончились вопросы, еще раз вспомнить обряды этого праздника.
-Да! К этому дню готовились в каждой избе. Пекли, варили, запасались конфетами. «Щедрому хозяину колядовшики добра накладут, а скупому – на двор чертей, на огород - червей, а на малых ребят - куриную слепоту», так говорили в народе. Поздно вечером ряженые парни и девчата брали шитые мешки и весело шли по деревне от избы к избе и...
«Вечер добрый, хозяева
И малая детвора!
Хватит спать да лежать,
Выходи гостей встречать»
Хозяева в ответ: «Рассаживайтесь, гости дорогие, кому, где глянется! В нашем доме каждому по пирогу!» Какие приветствия-зазывы вы знаете? Я сказала: «Ряжен», - кто может вспомнить и описать колядовщиков?
- Да. (Показываю сарафан и русские красные штаны). Вот и мы на колядках парня оденем в сарафан, косынку повяжем, а на девку - шаровары, кушаком подвяжем. И к избе под дверь не стучать, а петь.
«Уж ходили мы, бродили, да приблудились к Иванову двору!
А у Ивана борода до шелкова пояса.
Дай ему, господи, доброго здоровья!
Овса да ярицы, да копну пшеницы.
70 лошадей, равно белых лебедей,
50 быков, да 100 коров».
-А по каким избам мы пойдем?
Ответы из опыта детей: на кухню, к методисту, по группам и т.д. Чем они нас в том году угощали? И нам надо запастись пирогами и конфетами. Будем чай пить да гостей ждать. Вот я задаю себе вопрос, и зачем нашим предкам, т.е. нашему народу, столько ярких праздников.
Знать много колядок, частушек, народных песен, как принять и что сказать гостям, опираясь на народную мудрость, употреблять слова и выражения, соответствующие месту и времени.
- Рассаживайтесь, гости дорогие, кому, где глянется, - каждому по пирогу, - гости званые, долгожданные.
Диалог: ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок, через наводящие вопросы и создание ситуаций.
1. Существуют «праздники» и «народные праздники». Какое отличие?
2. Назовите, какие еще народные праздники существуют на Руси.
3. Вопрос «взрослый», что несет в себе народный праздник?
4. Назовите слова, выражения, употребляемые только в народных
обрядах и традициях.
5. Вопрос «взрослый», что же такое слово? Информация для воспитателя: слово в народной культуре имело действительность закона, потому что было весомо и зримо, ярко и метко отражало действительность и рисовало народные идеалы (творческое задание воспитателю: переработать данную информацию до уровня передачи её детям старшего дошкольного возраста).