Документы состоят из отдельных элементов, которые принято называть реквизитами (от лат. requisitum – требуемое, необходимое). Совокупность реквизитов документа отражает его форму. Следовательно, для того чтобы документ отвечал своему назначению, он должен быть составлен в соответствии с формой, принятой для данной категории документов.
Содержание любого документа складывается из его реквизитов, то есть обязательных элементов, несущих какие-либо сведения.
Реквизит – элемент официального документа, наиболее часто используемый в практике оформления документов в управлении.
Формуляр-образец документа – совокупность реквизитов, определенным образом расположенных в документе (модель унифицированной формы документа).
Основным реквизитом документа является его текст, который представляет собой сведения об отношениях и фактах, характер которых обусловлен соответствующей отраслью права. Текст документа должен быть достоверным, достаточно информативным, последовательно и грамотно изложенным.
|
|
Реквизиты делятся на постоянные и переменные:
¨ постоянный реквизит – реквизит документа, наносимый при изготовлении унифицированной формы документа или бланка документа;
¨ переменный реквизит – реквизит документа, наносимый при составлении документа.
Максимальный набор реквизитов для документов управления – 30. Каждый вид документа имеет определенный набор реквизитов.
ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации» определяет состав реквизитов организационно-распорядительных документов, правила их оформления и место расположения на документах:
01 – Государственный герб РФ;
02 – герб субъекта РФ;
03 – эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
04 – код организации;
05 – код формы документа;
06 – наименование организации;
07 – справочные данные об организации;
08 – наименование вида документа;
09 – дата документа;
10 – регистрационный номер документа;
11 – ссылка на регистрационный номер и дату документа;
12 – место составления или издания документа;
13 – гриф ограничения доступа к документу;
14 – адресат;
15 – гриф утверждения документа;
16 – резолюция;
17 – заголовок к тексту;
18 – отметка о контроле;
19 – текст документа;
20 – отметка о наличии приложения;
21 – подпись;
22 – гриф согласования документа;
23 – визы согласования документа;
24 – печать;
25 – отметка о заверении копии;
26 – отметка об исполнителе;
27 – отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
28 – отметка о поступлении документа в организацию;
29 – отметка для автоматического поиска документа.
|
|
30 - идентификатор электронной копии документа
Документ имеет юридическую силу при наличии реквизитов, обязательных для данного вида документов.
Реквизиты общего бланка документа: герб (для организаций, имеющих на это право); эмблема организации (при наличии герба не проставляется); наименование вышестоящей организации (если она имеется); наименование организации; трафаретные части реквизитов (дата и номер документа.
(Согласно ст. 70 Конституции Российской Федерации Государственный герб, его описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
Изображение Государственного герба на бланках документов регламентировано Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».)
Рекомендуется проставлять на общем бланке ограничительные уголки для реквизитов документа: гриф утверждения; заголовок к тексту; отметка о контроле. Общий бланк используется для любых документов, кроме писем.
Реквизиты бланка письма: герб (для организаций, имеющих на это право); эмблема организации (при наличии герба не проставляется); код организации по ОКПО; наименование вышестоящей организации (если она имеется); наименование организации; справочные данные об организации (почтовый адрес, номера телефонов, а также, по усмотрению организации, номера факсов, адрес электронной почты, и т.д.); трафаретные части реквизитов (дата и номер документа).
На бланках письма рекомендуется проставлять ограничительные уголки для следующих реквизитов: адресат; заголовок к тексту; отметка о контроле.
Бланк конкретного вида документа (за исключением письма) составляется на основе общего бланка, содержит те же реквизиты и лишь дополняется наименованием соответствующего вида документа. Например: «ПРИКАЗ», РАСПОРЯЖЕНИЕ» и т.д. При разработке бланков рекомендуется угловой или продольный варианты размещения реквизитов.
Угловое расположение реквизитов предполагает их размещение в верхнем правом углу листа. Продольное расположение реквизитов предполагает их размещение в середине в верхней части листа.
Дата документа - один из основных реквизитов, обеспечивающих юридическую силу документа. Датой документа может быть дата его подписания, утверждения или дата события, зафиксированного в документе. Если авторами документа являются несколько организаций, то датой Документа является дата проставления последней подписи.
Даты в документе оформляются цифровым способом в следующей последовательности: день месяца, месяц, год: 22.08.2000. Допускается оформление даты словесно-цифровым способом: 15 апреля 2000 г., а также цифровым способом, но в обратной последовательности: 2000.07.05.
Кроме даты документа, датируются также все служебные отметки на документе (резолюции, визы, отметка об исполнении документа и др.).
Регистрационный номер — это цифровое или буквенно-цифровое обозначение, под которым документ введен в информационно-поисковую систему. Для внутренних документов (например, распоряжений, актов, протоколов) это, как правило, порядковый номер в пределах календарного года.
По усмотрению организации порядковый номер документа может дополняться дополнительной информацией о корреспонденте, исполнителях, тематике, буквенными индексами и др.
На документах, составленных совместно несколькими организациями, регистрационные номера авторов проставляют через косую черту в порядке очередности авторов на документе.
Регистрационный номер документа проставляется на уровне даты. Как правило, на бланках документов место для написания даты и регистрационного номера обозначается следующим образом:
__________ №_________________.