v Дети должны научиться: играть в коллективе сверстников; передавать эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление);
v отражать в игре события реальной жизни, переносить в игру увиденное во время экскурсий и в процессе наблюдений;
v участвовать в знакомых сюжетно-ролевых играх («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Аптека», «Цирк», «Школа», «Театр»);
v передавать в игре с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности его поведения;
v использовать в игре знаки и символы, ориентироваться по ним в процессе игры;
v самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;
v участвовать в коллективной драматизации знакомых сказок или рассказов.
Конструирование
Конструирование — важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами — надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу.
|
|
В раннем возрасте у нормально развивающихся детей конструирование тесно связано с сюжетной игрой. Поэтому в детскую конструктивную деятельность из строительных материалов включаются разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт. Педагоги дошкольных учреждений создают развивающую систему обучения детей от подражательной деятельности к самостоятельной, творческой.
Конструктивную деятельность у умственно отсталых детей необходимо формировать в ходе развития предметных действий, восприятия и подражательной способности. Выполняя действия по подражанию, дети начина-ют совместно со взрослым создавать простейшие постройки из кубиков, палочек, играть с этими конструкциями, называя их словом. Педагог под-водит детей к пониманию того, что постройки отражают реальные предмев ты. В ходе целенаправленной работы у детей с нарушением интеллектаи формируются элементы предметно-игровой деятельности: они овладевают некоторыми игровыми действиями и умением выполнять постройки по подражанию. Условия сюжетно-отобразительной игры способствуют раз-витию у детей интереса к конструктивной деятельности, а именно к про-цессу создания построек, к усвоению некоторых пространственных отно-шений между элементами конструкций и поделок. В процессе создания построек дети учитывают особенности деталей строительного материала (высокий — низкий, длинный — широкий, большой — маленький и т. д.) познают пространственные отношения предметов («Поставь кубик на кирпичик», «Поставь кубик рядом с кирпичиком»). Дети овладевают способами преобразования предметных отношений в процессе надстраивания, пристраивания, комбинирования предметов и элементов внутри их.
|
|
На занятиях педагогу необходимо создавать условия для выполнения детьми одного и того же задания при работе с различным строительным материалом: набором деревянных деталей, плоскими палочками, конструктором, напольным строительным материалом, мягкими модулями.
Систематическое и целенаправленное обучение позволяет подвести умственно отсталых детей к овладению способами моделирования, к формированию стойкого интереса к этому виду деятельности. Необходимо стимулировать и поощрять строительные игры детей в свободное от занятий время, помогать развертывать сюжет, использовать имеющиеся конструктивные умения, раскрывать возможность создания знакомых построек и их вариантов из разнообразных строительных наборов.
Содержание занятий по конструированию тесно связано с содержанием других разделов программы, прежде всего с социальным развитием, сенсорным воспитанием, формированием игровой деятельности, развитием речи, а также других видов продуктивной деятельности (лепка, аппликация, ручной труд, рисование).
Конструирование. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи обучения и воспитания
v Формировать у детей положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.
v Знакомить детей с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек.
v Учить детей совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, называть их, играть с ними по подражанию действиям педагога.
v Учить детей узнавать, называть и соотносить постройки с реально существующими объектами.
v Формировать у детей способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.
v Развивать у детей общие интеллектуальные умения - принятие задачи, удержание ее до окончания деятельности (при помощи взрослого), усвоение способов выполнения задачи, доведение работы до конца.
v Воспитывать у детей интерес к созданию коллективных построек и совместной игре с ними.
Воспитывать у детей оценочное отношение к постройкам.
Показатели развития к концу первого года обучения
v Дети должны научиться:
v положительно относиться к процессу и результатам конструирования;
v узнавать и называть знакомые постройки и конструкции;
v создавать простейшие постройки из строительного материала и палочек;
v проявлять интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними;
v создавать поделки и конструкции в разных условиях — на полу и на столе;
v понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик;
v играть, используя знакомые постройки.
Конструирование. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
v Задачи обучения и воспитания
v Продолжать формировать интерес и потребность в конструктивной деятельности.
v Учить детей узнавать, называть и соотносить постройки с реально существующими объектами и их изображениями на картинках.
v Учить детей перед конструированием анализировать (с помощью взрослого) объемные и плоскостные образцы построек.
v Учить строить простейшие конструкции по подражанию, показу, образцу и речевой инструкции, используя различный строительный материал для одной и той же конструкции.
|
|
v Учить сопоставлять готовую постройку с образцом, соотносить с реальными объектами, называть ее и отдельные ее части.
v Формировать умение создавать постройки из разных материалов, разнообразной внешней формы, с вариативным пространственным расположением частей.
v Учить рассказывать о последовательности выполнения действий.
v Формировать умение доводить начатую работу до конца.
v Знакомить детей с названием элементов строительных наборов.
v Учить детей воспринимать и передавать простейшие пространственные отношения между двумя объемными объектами.
v Формировать умения анализировать и передавать в постройках взаимное расположение частей предмета; учить сравнивать детали детских строительных наборов и предметы по величине, форме, устанавливать пространственные отношения (такой - не такой; большой — маленький; длинный — короткий; наверху, внизу, (на, под).
v Воспитывать у детей умение строить в коллективе сверстников.
Показатели развития к концу второго года обучения:
Дети должны научиться:
v создавать знакомые для них постройки, состоящие из трех-четырех элементов, из различного строительного материала по образцу, играть с ними;
v называть основные детали, использованные при создании конструкций;
v позитивно реагировать на участие в коллективном конструировании и игре с использованием построек; узнавать и называть знакомые постройки и конструкции; передавать простейшие пространственные отношения между двумя или несколькими объемными объектами;
v отвечать на вопросы взрослого о процессе и результатах создания постройки.
Конструирование.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ