Раздел V. Формирование деятельности

В основу разработки содержания программы заложен онтогенетиче­ский подход: последовательно изложены основные задачи, содержание и методы поэтапного формирования всех видов детской деятельности. Все содержание каждого из направлений работы сгруппировано по годам обу­чения. Этот подход позволяет учесть особенности созревания психических процессов, которое носит во многих случаях скачкообразный характер, и индивидуальный темп личностного развития каждого ребенка. Кроме того, специалисты, работающие с умственно отсталыми дошкольниками, смогут учесть индивидуальные образовательные потребности каждого малы­ша, поскольку развитие каждого ребенка иногда не совпадает с возраст­ными требованиями по той или иной линии развития и вследствие этого нуждается в индивидуализации коррекционно-педагогического воз­действия.

Программа раскрывает следующие направления работы:

— формирование игровой деятельности;

— формирование продуктивных видов детской деятельности (рисова­ние, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);

— формирование элементов трудовой деятельности (культурно-гигие­нические навыки, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд).

В соответствии с указанными направлениями работы в программе выделены подразделы:

1. Обучение игре.

2. Изобразительная деятельность.

3. Конструирование.

4. Трудовое обучение.

Обучение игре. Игра — особая форма освоения ребенком окружаю­щей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ценность, направленность и содержание соци­альных контактов между людьми. На данных занятиях у детей формируется интерес к игрушкам, предметно-игровым действиям с ними, формируются сами предметно-игровые действия, сюжетная игра и закладываются осно-вы сюжетно-ролевой игры. В каждой группе образовательного учреждения компенсирующего вида необходимо организовать игровой уголок и обору­довать его в соответствии с поставленными задачами обучения игре. В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов и дей­ствий: развиваются восприятие, образы восприятия и образы-представле­ния, все основные виды мышления, речь и воображение. В игре дети активно усваивают нормы поведения, разнообразные правила взаимоотно­шений между детьми, нормы отношения детей и взрослых. Детей учат играть рядом, не отнимая игрушки друг у друга, сотрудничать, достигая общей цели. В ходе игры дети усваивают моральные нормы действенно, активно, присваивая стиль взаимоотношений взрослых людей, который складывается в процессе их личной жизни и профессиональной деятель­ности.

Изобразительная деятельность. Данные занятия направлены на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, раз­витие предпосылок становления этих видов деятельности — орудийных действий, зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики, перцептивных действий. В процессе обучения дети усваивают систему сенсорных эталонов, у них формируются образные представления о пред­метах и явлениях окружающей действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей рук. Формируются общие интеллектуальные умения: понимание и принятие цели продуктивной деятельности, анализ условий задачи, выделение способа ее решения, поэтапное выполнение умственных действий. На занятиях закладываются основы таких важных личностных черт и поведения, как целеустремленность, умение подчинить свою дея­тельность требованиям взрослого и ситуации занятия. Взаимодействие в коллективе сверстников создает основы для становления коммуникативных навыков дошкольников. В ходе занятий создаются условия для развития всех основных речевых функций — фиксирующей, сопровождающей, регу­лирующей и планирующей.

Конструирование. Процесс обучения умственно отсталых детей кон­струированию связан с решением широкого диапазона коррекционно-раз-вивающих задач: развитие адекватных целенаправленных действий; фор­мирование способов усвоения общественного опыта — становление уме­ний подражать действиям взрослого, действовать по указанному жесту, по I показу, по образцу и по речевой инструкции; развитие восприятия; форми­рование представлений о предметах окружающей действительности и пространственных отношениях; развитие зрительно-двигательной коорди­нации. Занятия по конструированию способствуют становлению важных личностных качеств ребенка — умения подчинять свои действия требованиям практической или игровой задачи, взаимодействовать в коллективе сверстников, производить самооценку.

Трудовое обучение. Трудовое воспитание включает в себя становле -ние практических действий детей, которое осуществляется в процессе формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических на­выков. Занятия ручным трудом направлены на развитие умственных и практических действий детей.

Дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, которые их окружают, овладевают спосо­бами обработки различных материалов, познают области их применения в повседневной и художественно-эстетической деятельности. На занятиях у детей формируются представления о труде взрослых, воспитывается уважение к нему и результатам собственного труда.

Дети учатся заботиться о своем ближайшем окружении, следить за чистотой, за своим внешним видом: охранять живую природу, кормить животных, поливать растения, содержать в порядке одежду и обувь, поддерживать в ухоженном, красивом состоянии свой дом. В этих условиях детей воспитывается чувство долга, аккуратность, отзывчивость, наблюда­тельность.

Обучение игре

Формирование игровой деятельности начинается с развития предмет­но-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно учитываются иг­ровые предпочтения ребенка: для занятия — на первых порах индивиду­ального — берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрос­лый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подра­жанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментари­ями. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сна­чала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.

Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаи­моотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формиро­вать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально при­емлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знани­ями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.

Большое место в становлении игровой деятельности занимает драма­тизация знакомых сказок, литературных произведений. Опора на художе­ственные произведения, в которых четко выражен характер действующих персонажей и их эмоциональное состояние, позволяет детям приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу.

В целом обучение игре должно способствовать возникновению у детей самостоятельной игровой деятельности, становлению сюжетно-ролевой игры.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: