Основные понятия истории искусства

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

М. В. Омельяненко

История изобразительного искусства

 

Направление бакалавриата

51.03.03 «Социально–культурная деятельность»

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Санкт-Петербург

СПбГИК

Задание к экзамену

 

  1. Устный ответ о творчестве одного художника по вашему выбору
  2. Устное собеседование по содержанию дисциплины (основные понятия, этапы развития истории искусства)

 

 

Оглавление

 

Введение.....……………………………………...………………….…….3

 

Основное содержание дисциплины ……………………………….…...4

Основные понятия истории искусства...……………………………........4

Этапы развития истории искусства.………………….……………..…..18

 

Анализ творчества художника...……………….………......................33

 

Словарь терминов ………………………………………………....…….34

Рекомендуемая литература …….…………..………………………......46


Введение

Курс «История изобразительного искусства» знакомит учащихся с основным содержанием истории и теории искусства различных эпох и регионов мира. На лекционных занятиях рассматриваются важнейшие понятия истории искусства, специфические для этой сферы выразительные средства, а также стилистические и идейные особенности изобразительного искусства в большие художественные эпохи – от древности до современности. Изучение данной дисциплины предполагает практические занятия и самостоятельную работу, направленную на формирование навыков описания и анализа произведений изобразительного искусства, знакомство со специальной научной и научно-популярной литературой, закрепление навыков устного доклада и дискуссии. Особое внимание уделяется отечественной художественной культуре - русскому, советскому, современному российскому искусству, вступавшему в сложные взаимодействия с идейными и стилистическими тенденциями различных регионов мира.

В результате освоения дисциплины у учащегося должны появиться теоретические и практические представления обо всей сфере художественной жизни – ее истории и современном состоянии, ее разнообразных институциях, образовательных и музейных учреждениях. Занятия по дисциплине призваны познакомить учащихся со спецификой работы представителей различных профессий, связанных с художественной жизнью, а также дать понятие о культурных практиках восприятия искусства зрительской аудиторией.

Требования к освоению дисциплины «История изобразительного искусства» включают в себя знание следующих вопросов:

· основные понятия искусства (виды, жанры, стили, техники);

· история профессиональной деятельности и образования художников;

· смежные с изобразительным творчеством сферы человеческой деятельности (искусствоведение, теория искусства, художественная критика, музейная и галерейная деятельность, археология архитектуры и искусства);

· основные художественные эпохи и мировые регионы развития искусства;

· особенности основных этапов развития мирового искусства и общие характеристики стилей;

· особенности и значение отечественной художественной культуры от искусства Древней Руси до современности;

· принципы анализа творчества мастеров изобразительного искусства;

· основные выразительные средства изобразительного искусства и принципы анализа и оценки отдельного произведения.


Основное содержание дисциплины

Основные понятия истории искусства

История искусства представляет собой один из феноменов культурной и творческой деятельности человечества, связанный со зрительным восприятием. У этого феномена есть свои границы и своя специфика. С ним связана особая гуманитарная дисциплина, ответственная за его современное научное изучение – искусствоведение, а также другие сферы анализа и описания (теория искусства, художественная критика).

Изначальные границы того, что изучают современные искусствоведы, были заданы античными представлениями о работе художника-архитектора. Идеальные требования к этой профессии предполагали универсальную деятельность - проект здания (архитектура), украшение его фасадов и интерьеров живописью и скульптурой (изобразительное искусство), создание для него предметов культа или быта (декоративно-прикладное искусство). Таким образом сформировалась комплексная сфера человеческой деятельности (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), которая в научном исследовании нередко требует именно комплексного понимания (прежде всего, при изучении стилей). В современной культуре этот комплекс описывается устойчивым кратким выражением - «история искусства». Корректная его расшифровка: «история архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Предполагается при этом, что произведения архитектуры и ДПИ выделяются и рассматриваются в связи с одновременным наличием у них утилитарной и декоративной функций, а произведения изобразительного искусства – в связи с их особой изобразительной функцией.

В ходе человеческой истории профессиональные задачи художников менялись и расширялись. Вместе с ними подвергались изменению и расширению границы истории искусства и, соответственно, границы изучаемых искусствоведами явлений. Значительным событием было формирование и развитие графики как отдельного вида изобразительного искусства со своими задачами и выразительными средствами. Множество реформ принесла художественная жизнь XX в.: концепцию дизайна, новый взгляд на работу художника-декоратора в театре, появление профессий художника кино и художника-модельера, феномен архитектуры с изобразительной функцией, расширение средств изобразительной деятельности (художественная фотография, инсталляция и др.), использование в изобразительном творчестве временного аспекта (перформанс, художественная акция, динамическая скульптура, видео-арт и подобное).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: