Отечественное искусство IX – XX вв

Ключевой особенностью эволюции отечественного искусства являются ее отношения с зарубежными художественными регионами и достаточно резкий слом, который приходится на эпоху Петра I. Он разделяет историю русского искусства на два больших периода: первый связан с византийскими традициями строительства и украшения храмов, второй – имеет более отчетливые связи с западноевропейским искусством. Начиная со времени Петра I, русское искусство и архитектура переживают все основные этапы общеевропейской эволюции стилей.

Искусство Древней Руси. Принципы византийской художественной культуры средних веков заметно воздействовали на древнерусское искусство и архитектуру с XI в., после принятия христианства. Концепция православного храма Древней Руси, его изобразительный декор (росписи и иконостас) воспроизводят основные принципы константинопольских храмов. В отечественной религиозной живописи, связанной с православным культом, до современного момента очевидно влияние византийского иконографического и стилистического канона. Вместе с тем, культура Древней Руси дала своеобразные памятники и в живописи, и в архитектуре (как церковной, так и светской). Оригинальный облик имела иконопись локальных школ Руси. В рамках древнерусской традиции можно найти большое число художников с творческой индивидуальностью. Например, выходец из Византии Феофан Грек и Андрей Рублев (XIV – XV вв.). Византийские традиции в русском искусстве значительно эволюционировали на протяжении столетий и можно говорить о появлении у него художественного своеобразия. Накануне петровских культурных реформ русское искусство, изначально связанное с византийским художественным опытом, пыталось решать светские задачи (в жанре портрета). Началась работа по теоретическому осмыслению целей и принципов религиозного искусства, профессиональной подготовки православного художника.

Облик древнерусской старины в позднее время воссоздавался в архитектуре неорусского стиля, а также в картинах, графике, театрально-декорационном искусстве рубежа XIX – XX вв. Русская старинная архитектура и живопись, их реконструкция или творческая интерпретация – являются важным пунктом современной российской идеологии и культурной жизни.

Русское искусство XVIII – нач. XX в. В эволюции русского искусства велика роль петровских культурных и государственных реформ. Они привели к формированию особого пути русского искусства относительно общего хода мировой истории. Можно говорить о том, что русское искусство с XVIII в. значительно усложняется: местные и европейские тенденции накладываются, чувствуется неравномерное запаздывание относительно стилистических и идейных новаций на Западе. Тем не менее, русские художники осваивают все западноевропейские художественные стили и направления и создают на этой основе свое оригинальное изобразительное и архитектурное наследие.

В отечественном искусстве XVIII – XIX вв. работали мастера барокко, рококо, классицизма и неоклассицизма, романтизма, реализма (социально-критическое творчество В. Перова, передвижников и др.). Во второй половине XVIII в. в Санкт-Петербурге была основана Академия Художеств, со временем ставшая учреждением, дающим высококлассное образование в своей области. С ней были связаны замечательные мастера: К. Брюллов, И. Айвазовский, А. Иванов, В. Серов и многие другие живописцы, скульпторы и зодчие.

В русском искусстве XVIII – нач. XX вв. можно выделить портретный жанр (живопись, скульптура), интересные опыты религиозной и исторической живописи, социально-эстетический эксперимент жанристов-передвижников. В России развивался романтический тип пейзажа, но больше известны представители реалистического подхода к этой задаче – мастера национального пейзажа И. Шишкин, И. Левитан, А. Куинджи. На рубеже XIX – XX вв. художественное объединение «Мир искусства» пыталось переосмыслить различные стилистические тенденции Европы (символизм, модерн, неоромантизм), а также внесло существенный вклад в пропаганду русской старины и новейшей культуры России на Западе. В 1910-е годы формируется и развивается русский авангард, представители которого внесли заметный вклад в новаторское искусство в целом (М. Ларионов, В. Кандинский, К. Малевич).

Советское искусство. Искусство и профессиональное образование художников в советский период тяготели к традиционным формам. На смену русскому авангарду пришел так называемый социалистический реализм – оптимистичное творчество, покоящееся на изобразительном опыте художников-передвижников, И. Репина.

В СССР возможность экспонировать свои произведения была только у официально признанных художников. Тематика и жанровые особенности советского искусства связаны с социальной жизнью и идеями времени. Советский быт, революционные свершения пролетариата, деятельность вождей художники воплощали на протяжении всей советской истории с той или иной степенью апологизации. Только в конце советской эпохи намечаются альтернативные тенденции, в том числе, имеющие отношение к социальной критике советской жизни. В станковом искусстве СССР большое место с сер. XX в. заняла тематика Великой отечественной войны - сформировалась интересная современная версия батального жанра.

В силу идеологического характера любой творческой деятельности в эпоху СССР и соответствующих государственных заказов особый расцвет в советском государстве переживают все отрасли и техники монументального искусства (особенно скульптуры).

В развитии отечественной художественной культуры XVIII – XX вв. и настоящего времени большая роль принадлежит художникам Санкт-Петербурга и Ленинграда. В современном Петербурге работают образовательные учреждения, готовящие художников разных специализаций, а также музеи и галереи современного искусства. Основные этапы развития отечественного искусства детально представлены в экспозиции Русского музея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: