Искусство Ближнего и Дальнего Востока и Нового света

Традиции европейского искусствоведческого исследования долгое время игнорировали детальный анализ восточного и американского наследия в области архитектуры и изобразительной деятельности. К настоящему моменту этот материал высоко оценивается и включается в книги по всеобщей истории искусства как интересные художественные альтернативы основной ее линии, идущей от античности. Искусство и архитектура Ближнего Востока примечательны содержательными и стилистическими особенностями, формирующимися в связи с появлением и распространением ислама и своеобразной культуры подчиненных ему регионов. Стилистика Ближнего Востока, начиная со средневековья, влияла на отдельные события в эволюции западноевропейской архитектуры, графики, декоративно-прикладного искусства и дизайна. То же можно сказать и о выработанных мастерами Ближнего Востока техниках и приемах использования материалов. Современная архитектурная и изобразительная практика ближневосточных государств отличается большим технологическим и образным потенциалом. В этих странах работает немало художников-экспериментаторов, знакомых с идеями европейского и американского концептуализма.

Страны Дальнего Востока от древности до XX в. отличались чрезвычайно интенсивной художественной жизнью. Изобразительное искусство здесь было востребовано в религиозной и светской сферах. С древности ведущим художественным регионом Дальнего Востока был Китай, наследие которого включает в себя уникальную архитектуру, предметы декоративно-прикладного искусства (бронза, керамика, фарфор), особую версию живописи с развитой системой жанров, каллиграфию. Широко известны храмовые архитектурно-художественные комплексы всего дальневосточного региона, посвященные божествам индуистской религии или Будде и украшенные, в частности, колоссальными статуями. Средневековая Япония прославилась сложным по тематике и эффектным по своим визуальным средствам изобразительным искусством, особенно живописью, развивавшейся под влиянием китайского опыта, и ксилографией. Японские цветные ксилографии позднего периода (XVIII – XIX вв.) оказали воздействие на формальные эксперименты французских живописцев середины – второй половины XIX в.

Искусство Америки (Нового света) развивается от глубокой древности до современной эпохи уникальным образом. Ранние этапы развития искусства и архитектуры у древних народов Центральной и Южной Америки типологически перекликаются с наследием древних культур Азии, Африки и Европы, но имеют свой узнаваемый облик, особые декоративные и изобразительные приемы.

В Новое время влияние европейских традиций на искусство и художественное образование в Новом свете стало сказываться относительно поздно - в XIX в. Художники этой части света перенимали у европейцев принципы профессионального образования, представления о жанрах, творческие подходы различных направлений (романтизма, реализма). Больших успехов этот мировой художественный регион достигает в XX в. Это время расцвета деятельности архитекторов-новаторов как Северной, так и Южной Америки, время экспериментов местных мастеров монументального искусства. С середины XX в. США становятся ведущей страной в области стилистических и концептуальных новаций в изобразительном искусстве, экспериментов в сфере арт-бизнеса и выставочной жизни. В странах Нового света находятся музейные коллекции большой ценности, включающие в себя шедевры разных художественных эпох и национальных школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: