Анализ творчества художника

 

Самостоятельный анализ творчества отдельного художника осуществляется по единой схеме и предполагает обсуждение следующих вопросов:

· Информация о годах жизни художника и его принадлежности к той или иной национальной школе искусства;

· Виды искусства в творчестве художника (живопись, графика, скульптура);

· Формы его произведений (монументальное/станковое искусство), размеры и форматы;

· Жанры искусства в творчестве художника и особенности их интерпретации;

· Тематика важнейших произведений;

· Характеристика индивидуальной манеры художника и его принадлежности к художественным стилям и направлениям его эпохи;

· Используемые художником техники и материалы.

 

Словарь терминов

Академия изящных искусств (художеств) - важнейший культурный институт эпохи классицизма, образовательный и исследовательский центр для художников и теоретиков искусства. академии осуществляли практическое взаимодействие между профессионалом-художником и властью. Академический тип профессионального образования художника существует до сих пор.

Акварель - краски с растительным клеем в качестве связующего вещества, а также изображения и живопись этими красками. Акварель разводят водой и используют на листах бумаги или картона. Акварельные изображения можно относить и к живописи, и к графике.

Аллегория - в изобразительном искусстве олицетворение отвлеченных понятий через конкретные образы, существа, предметы. Например, аллегория юности в виде фигуры молодой женщины, аллегория смерти в виде черепа в натюрморте, аллегория жизни в виде морского путешествия в пейзаже.

Ампир - стиль в архитектуре, ДПИ (мебели, костюме) и изобразительном искусстве первой трети XIX в. во Франции и других странах Европы. Ампир можно считать завершающей фазой классицизма. Мастера ампира вдохновлялись искусством греческой архаики, императорского Рима, Древнего Египта.

Анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных, сочетает в себе естественнонаучное и художественное начало.

Ансамбль – сложное комплексное произведение (например, архитектурно-художественный ансамбль), а также гармоническое единство компонентов сложного по составу произведения.

Атрибут - устойчивый отличительный признак персонажа или предмета, символический знак его функции, сущности, занятия. Атрибутом определенного героя может быть оружие, особенная прическа или одежда, признак возраста и т. п.

Барокко - стиль, зародившийся в конце XVI века в Италии и распространившийся в других странах Европы в XVII - XVIII веках. Для стиля барокко характерно стремление к сложным формам и эффектам, использование драматических, эмоционально насыщенных тем. Изначальные функции стиля барокко: архитектура и декор римских церквей, роскошных итальянских и французских дворцов, городских площадей и парков. По средствам выразительности барокко оппонирует стилю классицизм, обращаясь к чувствам зрителя в большей степени, чем к разуму.

Батальный жанр - жанр изобразительного искусства (в основном, живописи и графики), связанный с изображением битв, военных походов, подвигов, боевых действий, эпизодов военной жизни. В старину обучение батальному жанру предполагало штудии анатомии лошади. Батальный жанр в своей эволюции часто смыкался с историческим. В современную эпоху его можно считать мало актуальным - востребованным, прежде всего, в рамках официального искусства.

Бытовой жанр - жанр в изобразительном искусстве, посвященный повседневной, частной и общественной жизни человека. Мастера бытового жанра в обобщенном или репортажном ключе рассказывают о простых событиях из жизни разных социальных слоев, нередко обращаясь к социальной критике средствами искусства. Художников этого жанра могут называть жанристами. Соответственно, выражение «жанровая живопись» означается «живопись бытового жанра».

Воздушная перспектива – приемы живописи, способствующие эффекту глубокого пространства в пейзажной сцене. Для создания воздушной перспективы дальний план высветляют, делают более холодным по цвету. В эпоху колористической живописи художники стали уменьшать контрастность светотени на объектах дальнего плана и размывать их границы.

Готика – средневековый стиль архитектуры и искусства, формирующийся около XII в. Готика связана с романским стилем в архитектуре, вырастает из него, но имеет особую функцию - декор городского собора. Готический стиль отличается особыми архитектурными конструкциями, вытянутыми вверх пропорциями (архитектурного объема и человеческого тела), сложными растительными формами в скульптурном декоре фасадов. Готика более точно отображает реальный облик человека, чем романский стиль. Вместо росписей в готике использовался витраж.

Гравюра - оттиски/листы в печатной графике. Гравированные изображения легко распространять, удобно хранить и коллекционировать. Задача гравюры могла быть утилитарной (репродукция произведения живописи) или художественной (самостоятельное графическое произведение или книжная иллюстрация).

Графика - вид изобразительного искусства, изображение на плоскости, как и в случае живописи. Графика предполагает камерное восприятие в силу небольшого размера графических листов. По этой причине графика может иметь только станковую форму. Основа, которая используется в графике – бумага, картон. В формальных решениях графика тяготеет к монохромности, но это не обязательное условие. Ее основные выразительные средства – линия, пятно, тон. Графика подразделяется на уникальную (рисунок) и печатную (тиражную) графику. Эти ее виды имеют свои специфические инструменты, материалы и техники.

Живопись - вид изобразительного искусства на плоскости. В живописи используются краски, с помощью которых создается изображение тоновое и цветовое, дающее впечатление объектов в пространстве, обычно объемных. Современная эпоха выделяет цвет и выразительность мазка как главные художественные средства живописи, однако в более ранние художественные эпохи живопись интерпретировалась как конструирование пространственной сцены на плоскости. Соответственно, светотеневое решение и перспективное построение пространства – считались ключевыми аспектами этого вида творчества. Живопись может быть станковой и монументальной. Она чрезвычайно многообразна по приемам работы и в отношении использования материалов.

Живопись a la prima – живопись масляными красками в один прием (или подход). Это способ требует быстроты и решительности, формирует у художника навыки колористической живописи – прежде всего, умение безошибочно формировать объем и пространство тоновыми средствами. Живопись маслом в один прием может быть охарактеризована также как «этюдная» - быстрая, приблизительная, не позволяющая достигнуть высокой степени детализации формы и светотени, но выразительная за счет цвета, тонового решения и небрежной поверхности. В истории живописи колористы часто работали и в 2-3 подхода – позволяя основному слою красок просохнуть и прорабатывая отдельные важные детали (например, лицо и кисти рук в портрете).

Иконография - стандарты и варианты представления определенного персонажа или сюжета в изобразительном искусстве. Можно говорить, например, об иконографии Геракла и иконографии подвигов Геракла, указывая на предопределенные письменными источниками визуальные атрибуты героя и истории. Иконография как визуальное представление содержания может быть регламентирована в той или иной степени. В этих случаях говорят об изобразительном каноне и иконографической традиции, которым художник может следовать, а может и нарушать.

Иллюстрация – особая задача графического изображения или графической серии, состоящая в визуализации литературного текста. Иллюстрации сопровождают текст в книге или журнале.

Искусствоведение - гуманитарная наука, изучающая весь комплекс отраслей деятельности художников (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектуру). Искусствоведение формируется в Европе XVIII – XIX вв. как научное обоснование музейного коллекционирования, археологии искусства, преподавания истории искусства в университетах и Академиях. Одна из культурных задач искусствоведения – популяризация знаний об искусстве и художниках. Ключевым в методологии этой науки является внимание исследователей к визуальной форме, анализ истории искусства как истории стилей и художественных направлений.

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, представляющий исторически значимые события, - поворотные моменты в истории человечества или национального государства. Исторический жанр часто прибегает к обобщению и типологизации участников, но может давать и буквальное воспроизведение происходящего. В историческом жанре нередко требуются портреты или реконструкции внешнего облика исторических лиц и точное в отношении достоверности воспроизведение антуража сцены. В своем развитии исторический жанр переживал значительные модификации. В частности, исторический жанр в стиле классицизм значительно расходится с современным пониманием этой художественной задачи.

Историческое исследование – один из основных инструментов научного исследования искусства и художественной жизни, состоящий в реконструкции исторического контекста вокруг произведений и деятельности их автора. Историческое исследование искусства заинтересовано в его понимании через восстановление изначального предназначения художественных работ и ожиданий заказчиков и первых зрителей художника.

Классицизм - стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, актуальный в XVII - XIX вв. Классицисты опирались на образцовые произведений прошлого (античности, Высокого Ренессанса) и в процессе обучения, и в творческой работе, поэтому часто говорят о подражательной природе этого стиля, отказе от индивидуальных творческих экспериментов и т. п. В поздний период развития классицизма возникают особые стилистические явления – неоклассицизм, ампир, академизм. В изобразительном искусстве классицизм характеризуется особыми представлениями об иерархии жанров, их уникальными интерпретациями и нацеленностью на задачу морализации средствами искусства.

Колористическая традиция — техническое и метастилистическое явление в европейской живописи XVI - XXI вв. Опирается на способ изображения на плоскости, который в профессиональной подготовке художников называется работа пятном (в отличие от работы линией) и отталкивается от живописных экспериментов Тициана и других представителей венецианской школы Высокого и Позднего Ренессанса.

Композиция - построение художественного произведения обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника, важнейший структурный принцип произведения, организующие взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельность и завершенность

Компоновка - элемент организации (композиции) плоскостного изображения, распределение элементов по картинной плоскости (относительно центра, краев, вертикальной оси, верха и низа, левой и правой части). Компоновка не учитывает иллюзорное измерение, ведущее вглубь картины или графического листа. Эффекты компоновки имеют большое значение для интерпретации смысла изображения, определения дистанции между зрителем и представленной сценой и т. п.

Краски – материалы живописи, пигменты, соединенные различными связующими составами (масляные, акриловые, гуашевые и др. краски). Пигменты и связующие могут иметь как природное, так и сложное искусственное происхождение. Некоторые краски при работе необходимо разбавлять – водой или иными подходящими составами-разбавителями. Краски имеют названия стандартные (зеленая, темно-зеленая и т. п.) или особые традиционные, которые переносятся также на названия цветов в живописных произведениях при их анализе (кобальт, охра, умбра и т. п.).

Круглая скульптура - один из двух основных вариантов скульптуры, наряду с рельефом. Круглая скульптура (статуи, бюсты, полуфигуры и др.) воспринимается при круговом обходе - она рассчитана на разные точки зрения и является истинно трехмерным изображением.

Ксилография (гравюра на дереве) - гравюра на деревянной доске, разновидность так называемой высокой печати. В истории искусства ксилография использовалась в разные эпохи и разных регионах мира, иногда в многоцветном варианте, требующем печати с нескольких досок). Опознать ксилографию можно по грубоватым следам резца – в этой технике сложно добиться тонкой сложной штриховки, деликатных тоновых переходов, красоты длинной линии и контура. Приемы ксилографии воспроизводятся в более новой технике линогравюры.

Лессировка - прием живописной техники, актуальный для масляных красок. Лессировка представляет собой нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх просохшего плотного слоя. Техника требует длительной работы и создает сложные незаметные переходы светотени, достоверность объема, убедительное представление различных поверхностей и материалов. При этом лессировочная живопись объективизирует представленное в картине – мы не видим отдельных мазков, следов воздействия художника на поверхность. В этом отношении лессировочная живопись сближается по своей выразительности с художественной фотографией. Лессировочная живопись противостоит колористической по своим эффектам и принципам организации работы с масляными красками.

Линейная перспектива - организация пространственной сцены на плоскости с убедительным построением поверхности земли и распределением героев, предметов, архитектуры по планам в глубину, к горизонту. В современности точное перспективное построение пространства и тел в нем имеет отношение к начертательной геометрии, но когда-то оно было отраслью профессиональных исследований и навыков живописцев, а не геометров. Варианты перспективного построения пространства многочисленны, но больше всего известна и востребована именно линейная перспектива, концепция которой разрабатывалась мастерами итальянского Ренессанса.

Манера (индивидуальная манера) - комплекс специфических приемов, при помощи которых художественная индивидуальность реализует изображение в материале. Например, способы штриховки и нанесения пятен в рисунке, создание красочной поверхности в живописи, особенности лепки или ваяния в скульптуре, непосредственно отражающиеся на облике и фактуре скульптурного произведения. О манере мастера можно говорить и в более общем ключе – как об индивидуальном стиле формальных решений. Индивидуальная манера может эволюционировать, быть стабильной, узнаваемой, но есть и художники, не способные ее выработать в силу склонности к подражанию разным художественным авторитетам.

Масляная живопись – станковая живопись особыми, масляными красками, в которых в качестве связующего вещества фигурируют различные растительные масла. Масляные краски являются очень сложным для освоения материалом, но при этом чрезвычайно разнообразным и продуктивным по художественным эффектам. Масляная техника является определяющей для всей эволюции станковой живописи благодаря широкому спектру возможных приемов работы с ней и исключительным достоинствам масляных красок. Они не имеют равных себе в воспроизведении насыщенного цвета, выраженного тонового контраста, нюансов светотени и воздушной перспективы. Использование масляных красок предполагает особую организацию процесса работы над картиной, подготовку специальной основы (дерево, холст и др.) и грунта, разделяющего красочный слой и основу, которая не должна пропитаться маслом. Технологические ошибки при создании красок, при работе с ними могут иметь непоправимые последствия. Соответственно, хранение и реставрация масляной живописи тоже отличаются высокой степенью сложности.

Мелкая пластика - разновидность скульптуры, которая выделена по признаку небольшого и миниатюрного размера. Мелкая пластика предполагает ситуацию камерного, частного восприятия. Это объекты, которые экспонируют на столах и подставках или в витринах.

Мифологический жанр - жанр изобразительного искусства, который был выделен относительно недавно для большей точности определения содержания произведений. Мифологический жанр связан с материалом различных мифологий, представляет богов и героев древних культур - прежде всего, Древней Греции. В эпоху классицизма и академического образования художников мифологический жанр сливался с концепцией исторического жанра в этом стиле.

Монументальная живопись - разновидность живописи, относящейся к монументальному искусству – живопись, непосредственно связанная с архитектурным сооружением, украшающая его интерьеры или фасады. Монументальная живопись реализуется при помощи различных техник росписи, среди которых особенно прославлена фреска. Функционально им соответствуют такие техники изобразительного монументального декора как мозаика, сграффито, витраж. В силу их устойчивости к воздействию среды они обычно выбираются для изображений на фасадах.

Монументальная скульптура - скульптура больших или колоссальных размеров культового, политического или мемориального характера, изначально предназначенная для определенного пространственного ансамбля, связанная с ним по замыслу. Скульптура такого рода может размещаться в интерьерах, но чаще - на фасадах и крышах, на площади, в парке, на кладбище в виде монумента или на отдельном надгробии. Перемещение монументальной скульптуры в новое пространство существенно влияет на ее восприятие и понимание – в силу разрушения первоначального ансамбля. Для монументальной скульптуры используются прочные материалы (камень, бронза, листовой металл).

Монументальное искусство - изобразительный декор архитектурного или пространственного ансамбля, не имеющий формальной и концептуальной самодостаточности, требующий восприятия и интерпретации в контексте. Примерами монументального искусства являются религиозные росписи церковных сооружений, статуи богов в храмах древних культур и Дальнего Востока, монументы и мемориалы в идейно значимом городском пространстве.

Набросок - предварительное изображение (обычно рисунок), которое фиксирует отдельные наблюдений художника за реальным миром или воображаемые события. Набросок не детализирован (не проработан), отличается беглостью или небрежностью. Часто это линеарное изображение самых главных мотивов, не дающее информации о светотеневых отношениях и пространственной ситуации. Когда набросок делается с натуры с учебными и тренировочными целями, он может быть назван словом «штудия».

Натюрморт - жанр изобразительного искусства, посвященный неодушевленным предметам, показывающий их свойства и красоту. В натюрморте можно изобразить один объект (цветок, сосуд, фрукт и т. п.) или целый набор предметов, объединенный какой-то аллегорией или бытовой ситуацией (например, тема завтрака в европейской живописи).

Неоклассицизм в изобразительном искусстве — первоначально: отклик на пересмотр и переоценку античности в археологии и теории искусства XVIII в., который привел к изменению работы с пропорциями и мимикой человеческого тела, пересмотру принципов исторической картины и др. Художников XIX в., работавших по принципам неоклассицизма и связанных в отношении их карьеры с Академиями, принято называть академистами, а их творчество – академизмом.

Отливка – особый многоэтапный способ работы над скульптурным произведением или финальная часть этого технологического процесса. При приеме отливки скульптор изготавливает модель конечного произведения при помощи лепки из материалов, которые соответствуют этому приему (глина, воск, пластилин). Это уникальный объект, над которым трудится сам мастер, тогда как следующие этапы могут быть исполнены другими художниками или техниками. На втором этапе создается (отливается) форма для конечной отливки, из которой удаляется модель. Конечный материал (жидкое, впоследствии затвердевающее вещество) на последнем этапе вливается в полость, оставшуюся от модели. Форма с полостью уничтожается или используется повторно. Основные задачи скульптуры, для которых используется прием отливки: 1) тиражирование произведений (мелкая пластика или репродуцирование ценных оригиналов в гипсе), 2) монументальная скульптура, требующая высокой прочности. В этом случае используется бронза или другие сплавы металлов.

Офорт - вид гравюры на металле и техника работы над ней, популярная с XVII в. В технике офорта после прорезывания углублений на доске (процесс, сходный с техникой резцовой гравюры) изображение протравливается кислотными составами для большей рельефности. Таким образом, экономятся силы и время гравера и возникает возможность создавать недоступные в резцовой гравюре мелкие тонкие штрихи и линии.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, изображающий широкое пространство, городской или загородный ландшафт. Задачи пейзажа существенно менялись в ходе эволюции этого жанра, начиная с XVII в. Часто можно говорить о специфическом понимании пейзажа у представителей определенных стилей, направлений и национальных школ. Пейзаж создают с натуры, по воспоминанию или по представлению.

Пластическая анатомия - один из разделов профессиональной подготовки художника-скульптора и живописца, изучающий поверхностную анатомию человека и отдельные аспекты моторики тела.

Портрет - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. Портреты создаются с натуры либо на основе натурной штудии, хотя возможны и портреты-реконструкции, портреты-фантазии – при задаче посмертного портрета или воссоздания облика исторического деятеля.

Пропорции - соотношения размеров объекта искусства, тела человека, архитектурного тела. Под пропорциями понимают как отдельные соотношения (например, отношение общей высоты к общей ширине), так и всю систему связей между размерами всех частей объекта. Эта система может быть при этом математически выверенной. Такие расчеты актуальны, например, при конструировании изображения человека и пропорционировании (членении на части) архитектурного фасада. Когда система пропорций совпадает с математикой формообразования в природе, то такие пропорции называют гармоничными, классическими по красоте. Частный случай гармоничных пропорций – золотое сечение.

Работа по представлению - метод работы мастера изобразительного искусства, характеризующийся косвенным использованием визуального опыта, отказом от прямого натурного наблюдения. Изображение, сделанное по представлению, сфантазировано художником. Он целиком разрабатывает пространственную сцену, распределяет по ней объекты, придумывает облик героев. По своему виду работа по представлению не всегда отличима от работы с натуры, но этот метод отличается рациональным контролем всей сцены со стороны автора. Фактор случайности в действиях художника отсутствует, и по этой причине произведения, сделанные по представлению, пригодны для сложной идейной коммуникации со зрителем. В них обычно ищут интеллектуальное содержание, выявляют смысловые подтексты.

Работа с натуры и работа по воспоминанию - близкие методы работы мастера изобразительного искусства, предполагающие непосредственный его контакт с натурой. Натурное впечатление в этом случае является главным импульсом для создания композиции. С натуры работают пейзажисты, портретисты, анималисты, мастера натюрморта. Работа по воспоминанию типична для творчества пейзажистов – фиксируя образ ландшафта на природе с помощью памяти или же набросков, пейзажист возвращается в свою мастерскую и создает картину, реконструирующую увиденное им.

Ракурс - перспективное сокращение объектов в изображении на плоскости. Сложными ракурсами считаются случаи сильного сокращения – например, человеческое тело, расположенное по оси, ведущей вглубь картинного пространства, и видное зрителю с пяток или макушки. Изображение тела или архитектурного здания в ракурсе требует от художника расчетов сокращения величин объекта.

Резцовая гравюра (гравюра на меди, гравюра на металле) - старинная разновидность европейской и русской гравюры, вытесняемая к XVII – XIX вв. более перспективными и легкими техниками гравирования. Резцовая гравюра предполагает прорезывание изображения резцами (штихелями) и заполнение этих углублений краской при печати. Резцовую гравюру можно опознать по специфической системной штриховке одинаковыми по толщине штрихами. Она могла использоваться для репродуцирования живописи и оригинальных в художественном смысле изображений. Эта техника требовала физических усилий и значительного времени. Навыки гравера были высокоспециализированными. К другим видам художественной деятельности такие мастера обычно не обращались.

Рельеф - разновидность скульптуры, наряду с круглой. В отличие от круглой скульптуры объемные формы рельефа располагаются на плоскости – своего рода фоне. Изначальная функция рельефа – украшения плоскости стены здания, стенок саркофагов и т. п. Рельеф перенимает отдельные приемы плоскостного изображения пространства и планов. Обычно рельеф выступает над фоном, его высота оценивается и характеризуется специальными понятиями (барельеф – низкий рельеф, горельеф – высокий рельеф). В Древнем Египте использовался врезанный рельеф – с изображениями, погруженными ниже плоскости фона. Рельеф редко бывает самодостаточным – обычно это случай монументальной скульптуры, связанной с декором зданий, оград или постаментов памятников. Рельефное изображение используется в миниатюре, медальерном искусстве, для декора произведений ДПИ, в украшениях (например, резных камеях).

Ренессанс (Возрождение) — эпоха в истории европейской культуры и искусства, которую либо относят к позднему средневековью, либо выделяют в особый самостоятельный культурный период. В истории итальянского искусства и архитектуры Ренессанс разделяют на этапы и датируют второй половиной XIII – XVI вв. В Италии Ренессанс развивался как случай стиля классического типа. При этом итальянские мастера осознавали преемственность с античностью в отношении принципов работы архитекторов и художников, активно использовали образы и сюжеты античной культуры. Понятие Северного Возрождения считается в науке условным. Оно отражает особенности искусства Нидерландов и Германии в период расцвета итальянского Ренессанса (XV – XVI в.)

Рефлекс - в живописи и графике отсвет, отраженный свет, а также цвет на какой-либо поверхности. Таким образом можно разделить световые и цветовые рефлексы. Световые рефлексы присутствуют в любых изображениях с построением освещения и светотени на предметах. Цветовые рефлексы – в колористической живописи.

Рисунок - разновидность графики, уникальное изображение, которое исполняется обычно на бумаге. Материалы рисунка: карандаши, чернила, мягкие материалы (уголь, сангина, мел, пастель и т. п.). Рисунок превратился в предмет искусства и коллекционирования относительно недавно, в Новое время. Изначальная его задача была связана со штудиями натуры или подготовительными этапами работы над творческим проектом. С этими целями он используется и сейчас, но может стать и самостоятельным завершенным произведением. Экспонирование и реставрация рисунков отличаются сложностью в силу непрочности основы и материалов (например, подверженности выцветанию на солнце).

Рококо - стиль архитектуры и искусства в Европе XVIII в., первоначально появившийся в рамках придворной французской культуры. Рококо по своему визуальному облику сближается со стилем барокко, но имеет и уникальные выразительные средства, а также особое содержание, связанное с запросами придворного общества, быт и идеологию которого оно обслуживало.

Романика (романский стиль) - стиль средневековой архитектуры и искусства, связанный с христианской культурой и жизнью монастырей и переживший расцвет в XI – XII в. Название стиля указывает на одну из его архитектурных примет – арочный римский проем, полукруглый свод. Романский стиль испытывал влияние византийской художественной культуры и взаимодействовал со стилем готика. Долгое время романский стиль был мало известен историкам и любителям искусства. Он ассоциировался с грубостью, неискусностью зодчих и скульпторов, противопоставлялся архитектуре и искусству античности и Высокого Ренессанса в Италии.

Романтизм - эпоха в культурной истории Европы (конец XVIII — первая треть XIX в.), связанная с окончательным переходом от аристократической культуры к буржуазной. Романтизм как направление изобразительного искусства имел национальные версии. Опознают его обычно по тематике (драматические сюжеты, философские и исторические аллегории, социально-политическая критика), а не по формальным решениям, которые разнятся в зависимости от региона.

Светотень – распределение света и тени на объектах, представленных в изображении на плоскости, а также вообще работа с тоновым решением пространственной сцены. При создании иллюзии пространства и объемов работа художника с аспектом освещения имеет ключевую роль. В изображенной сцене ему надо создать источники освещения, падающие тени под предметами, распределить светотень по поверхности объектов, чтобы добиться впечатления их объемности. Работа со светом в изображении может вестись по-разному. В классическом искусстве (Ренессанс, классицизм) светотень аккуратно выстраивается. Воспроизводятся все нюансы переходов между тонами. Художник-колорист может упростить и обобщить светотеневое решение и добиваться трехмерности, работая только с контрастами большого света и большой тени, без воссоздания детальных переходов с полутенями, рефлексами, бликами.

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем - трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптура создается при помощи трех основных приемов: лепки, ваяния (резьбы), отливки. Основное выразительное средство скульптуры – представление человеческого тела, в разных действиях и состояниях. Произведения скульптуры имеют разные размеры, могут быть монументальными и станковыми. Монументальная скульптура выполняет декоративные, идеологические, мемориальные функции. Может встраиваться не в ансамбль здания, а в участок городского пространства (площадь, парк, кладбище или мемориал). Жанры скульптуры в целом соответствуют жанрам живописи, но в круглой скульптуре трудно представить пейзажную ситуацию. Скульптурный рельеф – наоборот, по принципам своей композиции близок живописи и графике.

Станковое искусство - разновидность изобразительного искусства, не связанная в отличие от монументального искусства, с окружающей средой и архитектурным ансамблем. Станковая скульптура и живопись не предназначены для определенной пространственной ситуации, легко перемещаются в пространстве и имеют самостоятельное содержание и значение. Воспринимаются они обычно в камерном режиме – частным, отдельным наблюдателем. К станковому искусству по умолчанию можно отнести все миниатюрные формы изобразительного искусства, графику в целом, художественную фотографию. К станковой живописи относятся картины, написанные масляными красками, однако когда такая работа встраивается в потолок помещения с определенной идейной задачей, она становится плафоном, частью декора помещения – то есть монументальной живописью, включенной в сложный архитектурно-художественный ансамбль.

Старые мастера – выражение, которое употребляется в научно-популярной литературе в связи с европейскими мастерами живописи и графики XV - XVII вв.

Стилистический анализ - один из основных методов анализа произведений искусства и архитектуры. Его цель – найти стандартные для стилей и направлений приемы и, одновременно, выявить уникальные особенности индивидуальной манеры автора. При стилистическом анализе картины обсуждают: принципы представления человеческого тела, пространства, освещения, колорита.

Стиль - одно из центральных понятий истории искусства и архитектуры, единство приемов работы художников на протяжении какого-то временного периода, в ряде регионов и др. Кроме формальных аспектов, в определение отдельных стилей обычно включают устойчивую идейную специфику, устойчивые подходы к задачам художественной деятельности, определенные трактовки жанров и тому подобное. Понятие стиля предполагает перекличку формальных и конструктивных решений архитектуры, изобразительного декора здания и предметов ДПИ. Часто в рамках стиля формируется определенный тип человеческой красоты. Художники одного стиля предпочитают одни и те же материалы и техники.

Творческий метод – отношение целей художника к средствам выразительности и содержанию его произведений. Исследование творческого метода является типовой искусствоведческой задачей, сопоставляющей теорию искусства и творческую практику (отдельного мастера, объединения, художественной эпохи и т. п.).

Теория искусства (теория изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры) – представления об искусстве, творчестве, восприятии, задачах художника и других общих вопросах, связанных со сферой искусства. Теория искусства изучается или реконструируется преимущественно по письменным источникам. Историческая изменчивость общих взглядов на искусство не позволяет говорить о теории искусства абстрактно, в отрыве от культурной эпохи, национальной школы и художественной индивидуальности.

Формат - размеры (длина, высота) и форма произведения искусства, выбор которых во многом определяет композицию будущего произведения и характер его воздействия на зрителя. Отдельные жанры и задачи живописи по своей природе предусматривают выбор определенного формата. Например, пейзаж или групповой портрет, как правило, имеют формат, вытянутый в длину. Портрет одной персоны в рост – сильно вытянутый по вертикали прямоугольник. Погрудное портретное изображение можно заключить в тондо (круг) и т. д.

Фреска - техника настенной росписи, письмо по свежей известковой штукатурке. Фреска была востребована как основная техника монументальной живописи в эпоху итальянского Ренессанса.

Художественная критика – особая аналитическая и литературная деятельность, связанная с художественной жизнью и экспонированием новых произведений искусства. Художественный критик занимается оценкой новых явлений, их популяризацией, исследует перспективы развития искусства, публикуя статьи и очерки – обычно в периодических изданиях, отслеживающих новости художественной жизни. В современной культуре эти функции может исполнять также куратор художественного объединения или куратор специальной выставки.

Эпоха Просвещения — идейные направления в культуре ряда стран Европы второй половины XVIII в., направленные на различные реформы, связанные с усилением социальной и культурной роли европейской буржуазии. Художники Просвещения интересовались бытом и моралью третьего сословия, вопросами детства и педагогики.

Эскиз – предварительный этап работы над воплощением творческого замысла, обычно графическое изображение, разрабатывающее вариант решения образа в искусстве или архитектуре.

Этюд – этап предварительной работы в живописи, позже: любое быстрое изображение красками, сделанное в один прием с натуры.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Акимова, Л. Искусство Древней Греции. Классика / Людмила Акимова. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 460 с. - (Новая история искусства). - ISBN 978-5-352-02067-8.

2. Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве / Генрих Вельфлин; пер. с нем. А. А. Франковского. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2013. - 289 с. - ISBN 978-5-94232-092-8.

3. Вентури, Л. Художники Нового времени / Лионелло Вентури. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 349 с. - (Художник и знаток). - ISBN 978-5-352-02030-2.

4. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2015. - 368 с. - ISBN 978-5-94232-113-0.

5. Власов, В. Г. Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоратив.-приклад. искусство. Живопись, скульптура: Словарь: [В 2 т.] / В.Г. Власов. - СПб.: Лита, 1998.

6. Всеобщая история искусства: живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. с итал. и науч. ред. Т. М. Котельниковой. - М.: АСТ Астрель, 2010. - 414 с. - ISBN 978-5-271-26410-8.

7. Герман, М. Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи / Михаил Герман. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 516 с. - ISBN 978-5-395-00053-8.

8. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства / Ю. Я. Герчук. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с. - ISBN 5-526-00009-5.

9. Гомбрих, Э. История искусства / Эрнст Гомбрих; пер. с англ.: В.А. Крючков, М.И. Майская. – М.: АСТ, 1998. - 688 с. - ISBN 5-15-000747-1.

10. Даниэль, С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / Сергей Даниэль. - СПб.: Амфора, 2006. - 203 с. - ISBN 5-367-00080-0.

11. Ильина, Т. В. История искусства. Западноевропейское искусство: учебник для высших учебных заведений / Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2008. - 368 с. - ISBN 978-5-06-003416-5.

12. Кларк, К. Пейзаж в искусстве / Кеннет Кларк. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 502 с. - (Художник и знаток). - ISBN 5-352-00566-6.

13. Пунин, А. Л. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство / Андрей Пунин. - СПб.: Азбука-классика, 2008. – 460 с. - (Новая история искусства). - ISBN 978-5-352-02236-8.

14. Ревалд, Дж. Постимпрессионизм [самый знаменитый труд о постимпрессионизме] / Джон Ревалд. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2011. - 509 с. - ISBN 978-5-17-067044-4.

15. Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX-начала XX века / Д.В. Сарабьянов. - М.: АСТ-пресс Галарт, 2001. – 301 с. - ISBN 5-269-00981-7.

16. Семенов, В. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век / Владимир Семенов. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 588 с. - (Новая история искусства). - ISBN 978-5-91181-903-3.

17. Степанов, А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / Александр Степанов. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 636 с. - (Новая история искусства). - ISBN 978-5-352-02083-8.

18. Фромантен, Э. Старые мастера / Э. Фромантен; Пер. с фр / Вступ. ст. и коммент. В.С. Турчина. - М.: Изобразит. искусство, 1996. - 280 с. - ISBN 5-85200-223-6.

19. Янсон, Х. В., Янсон, Э. Ф. Основы истории искусств / Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон; Пер. с англ. М. Абушика и др. Науч. ред. д.иск. Н. Калитина. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 539 с. - ISBN 5-352-00118-0.

20. http://www.arthistory.ru - Сайт «История изобразительного искусства»

21. http://www.arts-museum.ru/ - Официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

22. http://www.hermitage.ru - Официальный сайт Государственного Эрмитажа

23. http://www.nimrah.ru/ - Официальный сайт Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств

24. http://rusmuseum.ru/museum/ - Официальный сайт Государственного Русского музея

25. http://www.tretyakovgallery.ru/ - Официальный сайт Государственной Третьяковской галереи

 

 

Учебное издание

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: