double arrow

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ Разработчики пособия: Борзилова Людмила Викторовна Рахуба Ксения Андреевна Сарманаева Руза Миниахметовна Сафина


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ

  Разработчики пособия: Борзилова Людмила Викторовна Рахуба Ксения Андреевна Сарманаева Руза Миниахметовна Сафина Зульфия Миргарифановна

Альметьевск - 2017

УДК 372.893:377

ББК 74.266.3:74.57

М 54

 

 

Разработчики: Борзилова Л.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «АПТ»

Рахуба К.А., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ «АПТ»

Сарманаева Р.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «АПТ»

Сафина З.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «АПТ»

 

Рецензенты:

 

 

Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла (далее по тексту ОГСЭ.02.) История составлено в строгом соответствии со структурой программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее по тексту ФГОС СПО).

Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям и обучающимся профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования всех специальностей. Оно включает в себя изучаемый теоретический материал, средства оценки качества усвоения каждого раздела и всей учебной дисциплины, задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, средства оценки и контроля качества выполнения заданий; список основных и дополнительных источников информации по изучаемому материалу.

При организации учебного процесса используется системно-деятельностный подход, при оценке уровня сформированности компетенций и освоения учебной дисциплины применяется балльно-рейтинговая система.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………..4

 

Часть 1. Учебное пособие по дисциплине ОГСЭ.02.История…………………...7

Раздел 1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI) …………………………………………………….........................7

Тема 1.1 Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже веков ………………………………………………………………………..7

Тема.1.2 Страны Запада и США на рубеже XX-XXI вв………………….12

Тема 1.3 Восточная Европа во II п. ХХ - нач. XXI вв…………………......15

Тема 1.4 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации……………………………………………………………….............18

Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов конца XX- начала XXI веков………..................................................26

Тема 2.1 Межнациональные конфликты в России и отношения со странами ближнего зарубежья в конце ХХ века…………………………............26

Тема 2.2 Внутригосударственные конфликты в мировой практике конца ХХ - начала XXI веков: причины и последствия………………….......................31

Тема 2.3 Межгосударственные конфликты и угроза международного терроризма на рубеже веков (XX-XXI)…………………………………………...33

Раздел 3. Интеграционные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира конца XX- начала XXI веков…………………………………………………………………………………35

Тема 3.1 Глобализация мировой экономики………………………………35

Тема 3.2 Интеграционные процессы в Европе и в Северной Америке во II половине ХХ - начале XXI вв…………………………………………………...38

Тема 3.3 Государства СНГ …………………………………………............41

Тема 3.4 Современная Россия и Татарстан (экономическое и политическое развитие)……………………………………………………............43

Раздел 4. Международные организации в современном мире…………………..47

Тема 4.1 Складывание новой системы международных отношений и проблемы нового миропонимания………………………………………………...47

Тема 4.2 Международные организации и их роль в современном мире. ООН и Движение неприсоединения………………………………………………50

Тема 4.3 Международные организации специальной

компетенции………………………………………………………………………...54

Раздел 5. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций………………………….. ………...58

Тема 5.1 Общественные науки, идеология и массовая культура ………..58

Тема 5.2 Новые направления в искусстве во второй половине ХХ – начале XXI вв. ……………………………………………………………………………...62

Тема 5.3 Российская культура на рубеже новой эры……………………..66

Раздел 6. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения……………………………………….71

Тема 6.1 Международное право ……..……………………………………..71

Тема 6.2 Международные механизмы защиты прав человека……............73

 

Часть 2. Методическое пособие по дисциплине ОГСЭ.02.История

 

Методика внутренней и внешней оценки качества знаний обучающихся (балльно-рейтинговая система)……………………………………………............77

Методические указания по разработке оценочных средств промежуточной и завершающей аттестации………………………………………………………….80

Методические указания по выполнению и оценке выполнения аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ для преподавателей и обучающихся……………………………………………………………………....111

Тематика аудиторной самостоятельной работы ………………………………..114

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы…………………………….116

Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы..…………………………………………………………………………….117

Информационное обеспечение дисциплины……………………………………129

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное Пособие является вторым изданием (переработанным и дополненным) Методического пособия по учебной дисциплине история для всех специальностей. – Издательство МО и Н РТ, 2012. – 248 с. ISBN 978-5-4233-0015-9 (гриф «Рекомендовано» Министерства образования Республики Башкортостан).

Пособие представляет собой полный учебно-методический комплекс учебной дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла (далее по тексту ОГСЭ.02.) История, составленный в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее по тексту ФГОС СПО).

Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям и обучающимся профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования всех специальностей, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена и строго соответствует обязательным требованиям ФГОС СПО.

Учебная дисциплина история входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций, основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (далее по тексту ОК ):

ОК 1. - Понимать сущности и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. - Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях нести за них ответственность.

ОК 4. - Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5. - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.

ОК 8. - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 9. - Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Пособие состоит из двух частей: учебного комплекса и методического. В учебном комплексе представлен теоретический материал в строгом соответствии со структурой программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) ФГОС СПО 2014 года; задания для выполнения обучающимися аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля.

Разработчики учли разные подходы преподавателей к выбору форм, методов и средств обучения и воспитания, поэтому каждая тема завершается обобщающими вопросами, что позволяет применять традиционные средства оценки качества усвоения материала, так же предлагается работа с текстом, с Интернет-ресурсами и решение ситуационных задач (если педагог использует активные формы обучения), приводятся балльно-рейтинговые таблицы (сама методика балльно-рейтинговой системы описана во второй части Пособия).

В методическом комплексе (часть вторая Пособия) разработчики предоставили методику разработки и примеры оценочных средств (заданий) для промежуточного контроля качества знаний обучающихся по разделам учебной дисциплины ОГСЭ.02. История, а также для оценки уровня знаний по всему курсу (завершающая аттестация в форме дифференцированного зачета). Приводятся методики внутренней и внешней оценки качества знаний обучающихся для выбора преподавателем своего педагогического стиля (использование традиционных и/или инновационных форм контроля); предлагаются методические указания для обучающихся и преподавателей по выполнению самостоятельных работ и оценке их результатов.

При организации учебного процесса используется системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС СПО нового поколения. Данный подход предполагает, что обучающийся должен стать активным участником учебного процесса, то есть, студент сам добывает нужную информацию, поэтому разработчики используют не только внеаудиторную форму самостоятельной работ, но и аудиторную, что позволяет перевести занятие из «субъект-объектных» отношений в «субъект-субъектные».

Для объективности оценки качества знаний обучающихся по учебной дисциплине и мотивации, разработчики предлагают применить балльно-рейтинговую систему. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (тестирование). Итоговая оценка выставляется по сумме набранных баллов, учитывающих работу на каждой паре, выполнение самостоятельных работ, итоги промежуточных срезов и результатов итогового теста:

86-100 баллов – «отлично»;

71-85 баллов – «хорошо»;

55-70 баллов – «удовлетворительно».

Максимальная учебная нагрузка 58 часов, из них обязательная аудиторная учебная нагрузка 48 часов и внеаудиторная самостоятельная работа – 10 часов.

 

 


Сейчас читают про: