double arrow

Общедоступные критерии оценки рисков налоговых правонарушений для налогоплательщиков


Виды критериев Примечания
1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности) Налоговая нагрузка определяется делением суммы уплаченных налогов к выручке – нетто*
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов  
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период Более 89% за 12 мес., предшествующих отчетному периоду
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) Свидетельствует о завышении расходов и занижении доходов
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ >>> Средний уровень по виду экономической деятельности в субъекте РФ определяется на официальном сайте органов статистики или регионального управления ФНС:gks.ru, nalog.ru
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы Приближение менее 5% к предельному значению
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год Контрольное значение профессиональных вычетов ИП 83%
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)  
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности  
10. Непредставление налоговому органу запрашиваемых документов >>>  
11. Необеспечение сохранности документов, а также их восстановления в случае утраты  
12. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами)  
13. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики Рентабельность продаж и рентабельность активов. Отклонение от среднеотраслевой в сторону уменьшения Допустимое отклонение на 10% и более**
14. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском Деятельность, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды: занижение размера налоговых обязательств за счет уменьшения налоговой базы, получение налоговых вычетов, налоговой льготы, применение более низкой налоговой ставки, получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Квалификация налоговыми органами контрагента налогоплательщика как проблемного или совершенной с ним сделки сомнительной

*Примечание к п.1 Согласно «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утв. Приказом ФНС России от 30 мая 2007г. №ММ-3-06/333@, при расчете налоговой нагрузки в сумме уплаченных налогов учитывается НДФЛ. Среднеотраслевая налоговая нагрузка по видам экономической деятельности приведена в Приложении №3 к Концепции….




Новые коды вида экономической деятельности (ОКВЭД) определяются Общероссийским классификатором видов деятельности ОК 029-2014(в ред. от 01.08.2015г.), который действует с 01.02.2014г. Новые коды начали применяться с 01.01.2016г.



**Примечание к п.13. Согласно «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утв. Приказом ФНС России от 30 мая 2007г. №ММ-3-06/333@ рентабельность продаж товаров, продукции (работ, услуг) определяется делением прибыли (убытка) от продаж на себестоимость продаж с учетом коммерческих и управленческих расходов; рентабельность активов - путем деления прибыли (убытка) до налогообложения на активы. Среднеотраслевая рентабельность по видам экономической деятельности приведена в Приложении №4 к Концепции…. В финансовом анализе рентабельность продаж определяется делением прибыли на выручку (табл.7.)

 

 

Таблица 15

 

Показатели оценки налоговых рисков

Наименование показателя Формула расчета Условные обозначения
Средняя доходность операции налоговой оптимизации i от 1 до n- число налогов, величина которых изменяется вследствие налоговой оптимизации; Ni-сумма i-го налога до оптимизации; 1-Pi –вероятность отсутствия штрафных санкций по i-му налогу
Риск операции налоговой оптимизации i от 1 до n- число оптимизируемых налогов; Хi –сумма снижения налога в результате оптимизации; Pi –вероятность применения штрафных санкций по i-му налогу.
Коэффициент вариации- соотношение риска и доходности (V)  
Критерий А.Н. Медведева Цнм +Нопт + Р < Hоб Цнм –стоимость мероприятия по налоговой минимизации; Нопт – величина налоговых платежей после минимизации; Р –риски налоговой минимизации; Ноб –налоговые платежи в обычном режиме

Управление налоговыми рисками включает следующие этапы:

· Выявление вида и предполагаемого срока выхода конкретного риска за пределы приемлемого уровня;

· Оценка реального и ожидаемого уровня риска;

· Анализ факторов, влияющих на уровень риска;

· Выбор методов управления риском, приводящих к достижению его приемлемой величины;

· Применение выбранных методов;

· Оценка полученных результатов и при необходимости введение оперативных или упреждающих корректировок.

Специфика прохождения данных этапов зависит от формы управления налоговым риском, которые представлены в табл. 18.

 

Таблица 18

Формы управления налоговым риском

Название Характеристика управляющего воздействия по:
времени содержанию результатам эффекту
Активная Предшествует возникновению риска Использование всей информации и средств воздействия Минимизация налоговых рисков Максимальный
Адаптивная В период несения риска Адаптация налоговых решений к сложившейся обстановке Предотвращение неблагоприятных последствий Средний
Консервативная С момента рискового события Нейтрализация влияния риска и ущерба на другие события Локализация распространения ущерба Минимальный

 

 

Способы управления налоговыми рисками:

· Избежание –простое уклонение от мероприятия, связного с риском;

· Удержание риска – оставление риска за налогоплательщиком, т.е. на его ответственности;

· Снижение степени риска – сокращение вероятности и объема возможных потерь, связанных с появлением риска;

· Лимитирование (нормирование)-установление допустимых для предприятия потерь, связанных с налоговым риском;

· Передача риска – передача налогоплательщиком ответственности за налоговый риск другому налогоплательщику, изменяя условия оформления сделки;

· Диверсификация- применение этого метода затруднено сложностью рассредоточения налоговых рисков во времени или по отдельным видам налогов ввиду их специфичности для каждого конкретного случая.

При выборе конкретного метода налогоплательщик исходит из следующихпринципов предосторожности:

· необходимо заранее оценивать последствия риска;

· нельзя рисковать слишком сильно, подвергая предприятие существенным штрафным санкциям и другим негативным последствиям, которые могут поставить под угрозу успешность существования предприятия;

· не стоит рисковать добрым именем и успешностью функционирования бизнеса ради призрачной налоговой экономии в случае сомнительных предложений.

 

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: