К. Дебюсси. Оркестровая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна»

Это произведение явилось символом музыкального импрессионизма, своего рода «манифестом», определившим своим появлением новый этап в развитии средств музыкальной выразительности.

Написанный в 1892-94 годах, прелюд стал подлинно классическим выражением импрессионистского искусства. Для Дебюсси импульсом к его созданию послужила одноименная поэтическая эклога (стихотворение пасторального характера) французского символиста Стефана Малларме, литературный салон которого в эти годы посещал молодой композитор. Стихотворение Малларме, обращенное к античности, возникло под впечатлением картины Буше – французского живописца эпохи рококо (ХVIII век). В центре эклоги – мифологический фавн, грезящий в жаркий полдень о прекрасных нимфах, купающихся в ручье. Стихотворение проникнуто созерцательностью и томлением, а также ощущением иллюзорности, нереальности происходящего, загадочностью и недосказанностью, столь характерной для поэзии символистов.

Произведение Дебюсси начинается одноголосной хроматизированной «темой томления» у флейты в низком регистре, которая дополняется короткими мотивами – «зовами» валторны. Тембр флейты вызывает ассоциации со свирельным наигрышем, с пасторальностью, валторновые ходы – с образами природы, леса. Тема не является носителем однозначного смысла, а становится символом, призванным вызвать в воображении слушателя свободный ассоциативный ряд. Музыкальный образ, положенный в основу прелюда, принципиально лишен действенности, динамического развития. Вместо этого в произведении преобладает многовариантность изложения темы, ее многоаспектный показ, возникающий благодаря различному тембровому, гармоническому, фактурному, ритмическому «освещению». Например, если в первом разделе господствует состояние томления и созерцательности, то в начале репризы основной мотив, появляющийся у гобоя в стаккатном изложении, тяготеет к скерцозности.

Тональность сочинения – ми мажор – трактована очень свободно. В ладовом отношении музыка явно выходит за пределы мажора и минора, в ней часто ощущаются отголоски увеличенного лада. При первом проведении тема опирается на нисходящее и восходящее движение в диапазоне тритона до диез – соль, что делает ее томительно неопределенной; в репризе эта тема строится в диапазоне чистой кварты, и колорит ее проясняется.

Композиция прелюда трехчастна, но грани формы размыты, подобно нечетким контурам изображаемых предметов на полотнах импрессионистов. Намек на среднюю часть возникает благодаря новой диатонической теме (ре бемоль мажор), вызывающей ассоциации с романтической образностью и получающей довольно длительное развитие, приводящее к кульминации – единственный раз в прелюде звучность достигает ff, а оркестровая фактура – изложения tutti.

Оркестровые приемы как нельзя более отвечают принципам импрессионизма: основная роль отводится духовым инструментам, отдельные тембры которых, сливаясь со звуковым фоном, создают ощущение тончайших красочных переходов и оттенков, мерцающих «бликов». Струнные, в отличие от традиционной роли ведущей группы оркестра, несут скорее дополняющую, колористическую функцию. Тембр арфы часто служит своего рода связующим звеном между отдельными группами инструментов.

Исполнение «Послеполуденного отдыха фавна» принесло первый большой успех Дебюсси и ознаменовало рождение нового музыкального направления. Автор стихотворения поэт Малларме, покоренный произведением Дебюсси, сказал: «Эта музыка продолжает эмоцию моего стихотворения и украшает его более страстно, чем цвет».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: