М. Равель. Жизненный и творческий путь

М. Равель. Фортепианное творчество. Павана. «Игра воды.

Одна из самых известных и любимых слушателями пьес была сочинена Равелем еще в студенческие годы в Парижской консерватории в классе композиции Г. Форе (1899). Позднее, в 1910 году, композитор сделал ее оркестровую редакцию, которая и включена в нашу фонохрестоматию. Точное название пьесы – «Павана усопшей инфанте» - у многих вызывала недоумение, так как музыка совершенно лишена драматических или скорбно-трагических настроений. Равель объяснял любопытствующим, что в названии его пленяло мягкое фонетическое звучание фразы, основанной на ассонансе (повторе) звука «а». Название пьесы, возможно, несет в себе некий собирательный образ, связанный с поэтическими темами французских сказок (например, о Спящей красавице).

В основе пьесы – пластичная, вокальная по своей природе тема в характере колыбельной, опирающаяся на диатонику. Принцип ее развития близок вариациям на мелодию остинато, где тема при каждом проведении облачается в новый гармонический, фактурный и инструментальный «наряд», постепенно разрастаясь до многоголосных созвучий в параллельном движении, как бы «утолщающих» мелодическую линию и придающих ей особую красочность.

«Игра воды» (пример 4)

По поводу своей ранней фортепианной пьесы (1901) Равель говорил, что в ней «впервые проявились те пианистические новшества, которые в дальнейшем были признаны характерными для моего стиля». Тема водной стихии, столь любимая импрессионистами – художниками и композиторами, не раз вдохновляла и их предшественников, например, Листа в поисках особого звукового колорита в позднем творчестве («Фонтаны виллы д’Эсте»), что, возможно, повлияло и на характер пьесы Равеля.

В качестве эпиграфа произведению предпослана строка из стихотворения Анри де Ренье – «Речной бог, смеющийся над щекочущей его водой». Также Равель писал, что пьеса навеяна «шумом воды и другими музыкальными звуками, слышимыми в фонтанах, водопадах и ручьях».

Впечатление от изменчивой, непостоянной, текучей природной стихии передано новым типом тематизма, где в фактуре растворяются контуры мелодии, а гармоническая вертикаль построена так, что диссонирующие столкновения тонов отдельных линий дают ощущение множественных звуковых бликов, наслаивающихся друг на друга. Этот прием близок художникам-импрессионистам, которые, пользуясь отдельными чистыми тонами красок, на полотне добивались их изумительного смешения, цветовой пульсации, создающей ощущение дрожащих бликов на поверхности воды.

Звуковой красочности пьесы Равеля способствуют также усложненные гармонии (септаккорды, нонаккорды с дополнительными тонами, сложные альтерации, опора на нетерцовые структуры, параллельное движение диссонирующими созвучиями) и ладовые оттенки – например, целотонный звукоряд, гамма Римского-Корсакова (тон-полутон).

Таким образом, в «Игре воды» основную выразительную роль играет звуковой колорит, возникающий благодаря тонким фактурным, гармоническим и ладовым приемам и роднящий пьесу Равеля с «водными» пейзажами художников-импрессионистов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: