Мировоззрение, его структура и функции

2. Мировоззрениеможноохарактеризоватькаксовокупностьвзглядовнамириместочеловекавнем, наотношениемиракчеловекуичеловекакмиру. Выделяют 4 компонентамировоззрения: 1)познавательный. Базируетсянаобобщенныхпредставленияхнаучной, повседневнойидр.

сферах. Представляетсобойстильмышленияэпохиилинауки (пример: идеалкрасоты); 2)эмоционально-волевой. Служитдляформированияэмоциональнойволевойстороныпоступковлюдей; 3)ценностно-нормативный. Включаетвсебяценности, нормы, идеалы, накоторыеопираетсяиндивидвсвоихдействиях; 4)практический. Отвечаетзаготовностьчеловекакдействию, дажееслиегоповедениеориентированонасозерцательныйобразжизни. Помимо 4-хкомпонентовмировоззрениюприсущи 2 уровня: а)теоретический. Кэтомууровнюотноситсятакаяформамировоззрениякакфилософия; б)жизненнопрактический, которыйвключаетвсебятакиеформымировоззрениякакмифологияирелигия. 2. Философия, ее предмет, структура и задачи.

Термин "философия" происходитотгреческихслов phileo - любовьи sophia - мудростьиозначаетлюбовькмудрости. Навопрос, чтожетакоемудростьсамифилософыотвечалипо-разномуимудрствоваликаждыйпо-своему. Сэтимсвязаноиразличноепониманиефилософии. Первым, ктообъяснилслово "философ", былПифагор (втораяпол. VI в. - начало V в. дон. э). Емупринадлежитвысказывание: "Жизнь... подобнаигрищам: иныеприходятнанихсостязаться, иные - торговать, асамыесчастливые - смотреть; такивжизнииные, подобныерабам, рождаютсяжаднымидославыинаживы, междутемкакфилософы - доединойтолькоистины". СогласноПифагору, смыслфилософии - впоискеистины. Другогомненияпридерживалисьсофисты (греч. sophistes - мастер, художник). Главнаязадачафилософа, считалиони, - научитьсвоихучениковмудрости. Мудростьониотождествлялинесдостижениемистины, асумениемдоказыватьто, чтокаждыйсамсчитаетправильнымивыгодным. Дляэтогопризнавалисьприемлемымилюбыесредства, вплотьдоразличногородауловокиухищрений. ДревнегреческиймыслительПлатонполагал, чтозадачафилософиизаключаетсявпознаниивечныхиабсолютныхистин, чтоподсилулишьфилософам, которыеотрождениянаделенысоответствующеймудройдушой. Философамипоэтомунестановятся, арождаются. ПомнениюАристотеля, задачафилософии - постижениевсеобщеговсамоммире, аеепредметомявляютсяпервыеначалаипричиныбытия. Приэтомфилософияявляетсяединственнойнаукой, котораясуществуетрадисамойсебяипредставляет "знаниеипониманиерадисамогознанияипонимания". Следуетотметить, чтопониманиепредметафилософиисвязаноиссоциальноисторическимиусловиями. Так, например, разложениеобщества (греческого, античного, средневековогоит.п.), безусловно, повлиялонапоявлениеконцепций, согласнокоторымфилософияпризванаосвободитьчеловекаотстрахапередбудущимиспособствоватьдостижениюсчастьяидушевногоздоровья. Философиюотличаетразнообразиеподходов (ипониманий) ксвоемусобственномупредмету, чтосвидетельствуетоегоплюралистическом (множественном) характере. Однакоэтововсенеозначает, чторазличнымфилософскимконцепциямнеприсущеобщее. Можновычленитьсущественныемоменты, свойственныепредметуфилософиивообще: исследованиенаиболееобщихвопросовбытия.Приэтомсамапроблемабытияпонимаетсявуниверсальномсмысле. Бытиеинебытие; бытиематериальноеиидеальное; бытиеприроды, обществаичеловека; анализнаиболееобщихвопросовпознания. Познаваемилинепознаваеммир; каковывозможности, методыицелипознания; вчемзаключаетсясущностьсамогопознанияичтоестьистина; каковсубъектиобъектпознания; изучениенаиболееобщихвопросовфункционированияиразвитияобщества; исследованиенаиболееобщихисущественныхвопросовчеловека. Такимобразом, философиюможноопределитькакучениеобобщихпринципахбытия, познанияиотношенийчеловекаимира. Преждевсего, философиявсегдаоформляетсяввидетеории, формулирующейсвоикатегориииихсистему, закономерности, методыипринципыисследования. Спецификафилософскойтеориизаключаетсявтом, чтоеезаконы, категорииипринципыносятвсеобщийхарактер, распространяютсяодновременнонаприроду, общество, человекаисамомышление. Впоследнемслучаефилософиявыступаеткакмышлениеомышлении. Предметфилософиинепременновключаетирассмотрениевопросаотом, чтотакоесамафилософия, изучениеееистории. Философиякаксложившаясясистемазнанийимеетцелыйрядспецифическихвопросов, которыеонапризванарешать. Каждаяфилософскаясистемаимеетстержневой, главныйвопрос, раскрытиекоторогосоставляетееосновноесодержаниеисущность. Так, дляантичныхфилософовэтовопросопервоосновахвсегосуществующего, дляСократаонсвязанспринципом "познайсамогосебя", дляфилософовНовоговремени - каквозможнопознание, длясовременногопозитивизма - вчемсуть "логикинаучногооткрытия". Носуществуютобщиевопросы, раскрывающиехарактерфилософскогомышления. Преждевсего, срединихвопрос: "Чтопервично: духилиматерия, идеальноеилиматериальное?" Отегорешениязависитобщеепониманиебытия, ибоматериальноеиидеальноеявляютсяегопредельнымихарактеристиками. Взависимостиотегорешениявыделяютсятакиекрупныефилософскиенаправления, какматериализмиидеализм. Исходяизразнообразиямира, можновыделитьследующиеразделыфилософии: 1)онтология (учениеобытие); 2)гносеология (теорияпознания); 3)диалектика (учениеоразвитии, вантичностиозначалоискусствоспора); 4)логика (учениеоправильноммышлении); 5)социальнаяфилософия (изучаетидеальнуюмодельобщества); 6)философскаяантропология (учениеочеловеке); 7)аксиология (теорияценностейматериальныхидуховных); 8)теология (учениеоБоге).

3. Мифология как форма мировоззрения.

Историческипервымтипоммировоззрениясчитаетсямиф, т.е. попытка (осуществленнаявформенаивныхифантастическихпредставлений) ответитьнавопросывозникновениямираиобосноватьналичиеестественногопорядка. Вмифечеловекневыделяетсебяизприроды. Егомышлениеконкретнообразно, анеабстрактноипонятийно. Мифологическоесознаниесинкретично: внемвсенаходитсявединствеинерасчлененности – правдаивымысел, субъектиобъект, человекиприрода. Вмифечеловекневыделяетсебяизмира, крометогооночеловечиваетмириприроду, пытаетсяобъяснитьихпроисхождениеисуществованиепоаналогииссамимсобой. Несмотрянаэтомифпредставляетсобойважнейшуюпредпосылкуфилософиикаккачественноболеевысокогоуровняосмыслениядействительности. Переходотмифакфилософиипроисходилподвлияниемцелогорядафакторов (социальных, экономическихидуховных). Философиявозникаетисуществуетдостаточнодолговформепредфилософии, всеещетесносвязаннойсмифологиейирелигией. Такимобразом, миф, подвергшисьопределеннойрациональнойинтерпретации, перешелвобластьфилософии – историческисложившемусятипумировоззрения. 4. Религиозное мировоззрение, его особенности.

Несмотрянасходстворелигии, имифа, религиозномусознаниюприсущрядхарактерныхотличительныхкачеств: 1)жесткостьрелигиознойдогматики. Религиозныевероучениярассматриваютсякакданныесвышесвященныесмыслы, связывающиечеловекасБогом, поэтомувероучительныетекстысчитаютсясвященными, содержащимиабсолютнуюистину, неподлежащуюсомнениямипересмотру. Критическоеотношениекнимрассматриваетсяприверженцамирелигиикаккощунство, недопустимаяересь. 2) главенствующаярольверыипревосходствоеенадразумомврелигиозномсознании. ВсясистемысредстврелигиозноговоздействияначеловеканаправленанаразвитиеунегоглубокойверывистиныСвященногоПисания. Доводыразума, логика, фактыдействительностиимеютвлучшемслучаеподчиненноезначение. Отфилософиирелигииотличается, преждевсеготем, что, какимиф, объясняетпроцессыиявленияокружающегомираналичиемсверхъестественного. 5. Ранняя античная философия: поиски субстанции.

Античнаяфилософия – философияДревнегоРимаиДревнейГреции. Оназародиласьвдревнегреческихполисах (городах-государствах) демократическойориентацииинаправленностьюсвоегосодержания, методомфилософствованияотличаласькакотдревнихвосточныхспособовфилософствования, такиотмифологическогообъяснениямира. Всвоемразвитииантичнаяфилософияпрошланесколькоэтапов: 1) зарождениеиформирование. Перваяполовина 6 векадон.э. вМалоазиатскойчастиИлиады (Иония) вг. Милетевозникаетперваяфилософскаяшкола (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр); 2)зрелостьирасцвет. 5-4 векадон.э. ЭтотпериодсвязансименамиСократаиАристотеля; 3)периодэллинизма (эпикуреизм, неоплатонизм, стоицизм, скептизм, кинизм). Посодержаниюфилософскоймысливыделялисьследующиепериоды: 1) Ранняяклассика. VII—Vвв. дон. э. — ранняяклассика, илигреческаянатурфилософия. Первыегреческиенатурфилософынекасалисьилипочтинекасалисьвопросовэтикииэстетики, уделяявниманиевпервуюочередькосмогонииикосмологииизаложивосновудляпоследующегоразвитияточныхнаук. Основныешколы: милетскаяиэлейская; 2) Средняяклассика. V—IVвв. дон. э. — Сократисократики. КлассическаягреческаяфилософиятрадиционноначинаетсясимениСократа,которыйпервымобратилсяотнатурфилософскихвопросовкпроблемамдобраизла, этикиповедениячеловека. УченикиСократапородилиряд «сократических» школ, крупнейшимиизкоторыхсталиплатоникиикиники.Основныммоментомфилософскихисканийэтогопериодаявляетсячеловекаиегомораль; 3) высокаяклассика. Основноймомент – проблемаметодологииипознания (творчествоПлатона); 4) философияэллинизма. IV—Iвв.дон. э. — философияпериодаэллинизма, котораябылапредставленакакновымишколами, такиновымипредставителямистарых (платоников, перипатетиковикиников).

Атомизм Демокрита.

ДревнегреческийфилософДемокрит (ок. 460 – ок. 370 дон.э.) отстаиваеттезисотом, чтобытиеестьнечтопростое, понимаяподнимнеделимое – атом (сгреч. Неразрезаемое). Ондает

материалистическуютрактовкуэтомупонятию, мысляатомкакнаименьшую, неделимуюфизическуючастицу. ТакихатомовДемокритдопускаетбесчисленноемножество, темсамымотвергаяутверждение, чтобытие – одно. Атому, поДемокриту, разделеныпустотой; пустота – этонебытиеи, кактаковое, непознаваема: отвергаяутверждениеПарменидаотом, чтобытиенемножественно, Демокрит, однако, согласенсэлеатами, чтотолькобытиепознаваемо. Демокритразличаетмиратомов – какистинныйипотомупознаваемыйтолькоразумом – имирчувственныхвещей, представляющихсобойлишьвнешнюювидимость, сущностькоторойсоставляютатомы, ихсвойстваидвижения. Атомынельзявидеть, ихможнолишьмыслить. АтомыДемокритаразличаютсяпоформеивеличине; двигаясьвпустоте, онисоединяютсямеждусобойвсилуразличияпоформе: уДемокритаестьатомыкруглые, кривые, заостренные, «скрючками». Такизнихобразуютсятела, допустимыенашемувосприятию. Демокритпредложилпродуманныхвариантмеханистическогообъяснениямирацелоеунегопредставляетсобойсуммучастей, абеспорядочноедвижениеатомов, ихслучайныестолкновенияоказываютсяпричинойвсегосущего. Ватомизмеотвергаетсяположениеэлеатовонеподвижностибытия, посколькуэтоположениенедаетвозможностиобъяснитьдвижениеиизменение, происходящеевчувственноммире. Стремясьнайтипричинудвижения, Демокрит «раздробляет» единоебытиеПармениданамножествоотдельных «бытий»-атомов, мысляихкакматериальные, телесныечастицы. 7. Учение софистов. Философия Сократа.

Высшегорасцветадревнегреческаяфилософиядостигаетвпериодсовторойполовины 5 доконца 4 в. дон.э. ЭтовремянаибольшегорасцветагреческойрабовладельческойдемократиииполиснойсистемывДревнейГреции. Наиболеевлиятельныйиразвитыйдревнегреческийполисвовторойполовине 5 в. дон.э. – Афины, нетолькополитический, ноиэкономический, икультурныйцентрДревнейГреции. Афинскаярабовладельческаядемократиядавалавозможностьвсемсвободнымгражданамполисаприниматьнепосредственноеучастиевуправлениигосударством, чтотребовалоотафинянвладенияцелымрядомспецифическихзнаний. Растущаянеобходимостьвзнаниикомпенсироваласьростомчислапрофессиональныхучителей. Ониобучалинетолькориторике, судопроизводствуиполитике, ноизнаниямвовсехдругихсферах, которыегражданинмогиспользоватьпрактически. Всистемеобученияонинепридавализначениясистематическомуовладениюзнаниями. Ноихглавнойцельюбылообучениеиспользованиюприобретенныхзнанийвдискуссиях, ипоэтомустольсерьезноезначениепридавалосьриторике. Современникиназывалиэтихучителеймудростисофистами (греч. Sophos - мудрость). Софистынетолькоразработалириторическиеучения, ноипереориентировалифилософиюотпроблемпоискапервоначала, созерцанияприродыкпроблемамчеловекаиобщества.. СрединаиболеевидныхсофистоввыделяютПротагора, Горгия, Гиппия, Продика.

Сократ, современниксофистов, иронизировал, говоря, что, учамудрости, нужносамомубытьмудрым. ОднакоСократ, подобнософистам, ставитвцентрсвоейфилософиинепроблемы «архэ», апроблемучеловека, атакжеэтическуюипознавательнуютемы. Несмотрянато, чтоонничегонеписал, оноказалогромнейшеевлияниенасвоихсовременниковидальнейшееразвитиефилософии. Сократпротивопоставлялсвоюпозициюсофистам, считавшимсебямудрецамиимногознающими. Онпринялобразничегоневедающегочеловека. Онговорил: «язнаютолькото, чтоничегонезнаю» и «Познайсамогосебя». Преждечемзаниматьсяпознаниемприроды, нужнопознатьсамогочеловека.

Онсчиталсебянемудрецом, авсеголишьлюбящиммудрость. ИзбранныйметодфилософствованияСократсравнивалсповивальнымискусством. СвойметодСократназывалдиалектикой (искусствомспора). Отправнойеготочкойбылаирония. Подшучиваяииронизируянадсобеседником, Сократнадевалмаскуневежи, заявляяосвоемнезнании: «Язнаютолькото, чтоничегонезнаю». СвоегомногознающегособеседникаСократпросилобучитьегоилипросветитьпоповодукакого-либопростоговопроса. Путемвопросовишутоконподводилсобеседникаквыводу, чтототвдействительностиничегонезнает, азатемтотвместесСократомпыталсянайтиправильныеответынавопросы. Сократтестосвязываетпонятиядобродетелиизнания. Лишьтот, ктознает, чтособойпредставляетсправедливость, толькочеловек, имеющийпредставленияодобродетеливообще, способенпоступатьсогласносправедливости. «Познайсамогосебя», - неслучайноСократповторялэтисловастольчасто. Знаниеидобродетель – всегдаодно, ониносятабсолютный, анеотносительный (какусофистов) характер. Сократвыступалпротиврелятивизмасофистов. Софистыпользовалисьриторическимипрактиками, чтобыубедитьсобеседникавсвоейточкезрения, Сократподводилсобеседникаксамопознанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: