Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы

1. психология (внедрение регулярных тренингов, развивающих коллективную солидарность, позволяет оздоровить климат в коллективе и улучшить производственные отношения, что влияет на производительность труда каждого из сотрудников).

2. социология (получает разнообразную информацию о состоянии общества, которая используется при производстве социальных услуг)

3) экономика (дает научные основания для совершенствоания отношений в сферах производства, обмена, распределения, потребления).

Назовите, опираясь на знание обществоведческого курса, любые три функции современной науки, о которых в данном фрагменте не сказано.

Могут быть названы функции науки, например:

- функция социального развития и управления

- прогнозирование социального развития

- познавательно-объяснительная

-культурно-мировоззренческая

Как автор характеризует роль науки в производстве на первых этапах истории? Какие события автор считает переломными на первом и втором этапах развития отношений науки и производства?

Авторская характеристика: «на первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирические добытые технические новшества».

События:

- на первом этапе – изобретение паровой машины.

- на втором этапе – открытие электричества.

Приведите любые четыре характеристики современного этапа развития взаимодействия науки и производства из предложенных в тексте.

- наука опережает производство

- наука является прародительницей многих современных производств

- наука позволяет получать новые, отсутствующие в природе предметы с заранее заданными свойствами

- под воздействием науки принципиально изменились орудия труда и технологии

- определенный минимум научных знаний стал обязательным атрибутом современного работника

- наука является непосредственной производительной силой

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе, и одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.

 

Пояснение.

1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;

 

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг — обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «нормы морали»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права, и одно предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: нормы морали - один из видов социальных норм, основанных на представлении человека о добре и зле, справедливом и несправедливом, хорошем и плохом, предписывающий должные правила поведения;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о любом отличии норм морали от норм права, опирающейся на знание курса, например: Моральное регулирование основывается на самоконтроле человека и общественном мнении, а правовое - на авторитете и принудительной силе государства;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность совести как категории (понятия) морали, например: Совесть - нравственная самооценка и самоконтроль человека и связанные с ними чувства и переживания.

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о науке.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Смысл понятия, например: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, сознании».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) Два предложения с информацией о науке, опирающейся на знания курса, например:

– «В понятие науки помимо систематизированных знаний включается также сообщество ученых, учреждений и лабораторий, занимающихся исследовательской деятельностью».

– «Ученые предлагают различные классификации наук, но ведущей стало разделение науки на социально-гуманитарные и естественно-научные».

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре религии, и одно предложение, раскрывающее любую функцию религии в обществе.

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о структуре религии, опирающейся на знания курса, например: «Религия включает религиозное сознание, религиозные организации, религиозные отношения и культ»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре религии.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию религии в обществе, например: «Религия влияет на формирование мировоззрения верующих, утешает их в период жизненных трудностей».

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировой религии.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: мировые религии — это группа религий, отличающаяся распространённостью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией, опирающейся на знания курса о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым, например: «К мировым религиям относят буддизм, христианство, ислам»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию мировой религии, например: «Мировые религии обращены к каждому верующему лично, их постулаты понятны, каждый верующий может увидеть путь личного спасения».

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите и проиллюстрируйте любые три функции современной науки.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

 

Могут быть названы функции науки, например:

- культурно-мировоззренческая функция;

- функция науки как непосредственной производительной силы общества;

- функция катализатора процесса непрерывного совершенствования производства;

- социальная функция.

 

Мораль яв­ля­ет­ся значимой для об­ще­ства и его раз­ви­тия частью ду­хов­ной культуры, ока­зы­ва­ет влияние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функ­ции морали и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

 

Указаны три функ­ции морали и ил­лю­стри­ру­ю­щие их примеры, допустим:

1) регулятивная - мо­раль выступает в ка­че­стве важнейшего со­ци­аль­но­го регулятора (например, люди, ори­ен­ти­ру­ясь на мо­раль­ные принципы, по­мо­га­ют старшим, за­бо­тят­ся о слабых, дер­жат данное дру­зьям слово И т. д.);

может быть приведён кон­крет­ный пример: уче­ни­ки старшего клас­са школы по­мо­га­ют младшим школь­ни­кам перейти улицу.

2) мировоззренческая - мо­раль помогает че­ло­ве­ку объяснить мир с точки зре­ния добра и зла, объ­яс­нить поступки людей (например, мо­раль­ные правила по­мо­га­ют человеку выжить, вы­сто­ять даже в труд­ных обстоятельствах);

может быть при­ве­ден конкретный пример: во время войны со­зна­ние моральной право­ты помогло со­вет­ским людям по­бе­дить фашистов.

3) воспитательная - фор­ми­ро­ва­ние нравственных усто­ев и цен­но­стей (например, осва­и­вая моральные прин­ци­пы и нормы, по­ни­мая свой долг, на­уча­ясь быть справедливым, че­ло­век становится ду­хов­ной личностью); может быть приведён кон­крет­ный пример: ро­ди­те­ли объясняют своим детям, что такое хо­ро­шо и что такое плохо.

4) оценочно-императивная - че­ло­век оценивает мир и себя с точки зре­ния нравственности (например, с по­зи­ции нравственности оце­ни­ва­ет­ся не толь­ко деятельность от­дель­ных людей, но и вся со­ци­аль­ная среда, её воз­дей­ствие на личность);

 

Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) проявления социальной функции науки, например:

— социальное развитие и управление;

— социальное прогнозирование.

Могут быть названы другие проявления.

2) примеры, допустим:

— демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;

— экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством;

— учёные-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества. Могут быть приведены иные уместные примеры.

 

Индийский экс­перт по про­бле­мам ни­ще­ты и го­ло­да Амар­тия Сен, быв­ший ранее про­фес­со­ром Гар­вард­ско­го университета, стал ла­у­ре­а­том Но­бе­лев­ской пре­мии в об­ла­сти эко­но­ми­ки за вклад в раз­ви­тие эко­но­ми­че­ской тео­рии благосостояния. Учёный изу­чал рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов в обществе. Какую функ­цию науки ил­лю­стри­ру­ет его деятельность? На­зо­ви­те любые иные две функ­ции науки и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть сле­ду­ю­щие элементы:

1) названа со­ци­аль­ная функция науки;

2) другие функ­ции науки:

- про­из­вод­ствен­ная (наука как про­из­во­ди­тель­ная сила), на­при­мер - учёные изоб­ре­ли новый препарат, поз­во­ля­ю­щий заменить тра­ди­ци­он­ные удобрения и уве­ли­чить урожай; - мировоззренческая, на­при­мер - от­кры­тая Ч. Дар­ви­ном теория эво­лю­ции и про­ис­хож­де­ния человека спо­соб­ство­ва­ла установлению новых взгля­дов на про­ис­хож­де­ние человека и его связь как жи­во­го существа с дру­ги­ми биологическими ви­да­ми

 

Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) регулярно публикуемые известными рейтинговыми агентствами кредитные рейтинги стран (созданные учёными-экономистами) непосредственно влияют на деловую активность, инвестиционную привлекательность национальных экономик, деятельность национальных правительств;

2) создание учёными различных видов биотоплива позволяет обществу экономить невозобновимые природные ресурсы;

3) достижения медицины и фармакологии позволили увеличить продолжительность и качество жизни людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: