Понятие об информации

Введение

Вы приступаете к изучению предмета «Информатика». Основным объектом внимания этого предмета является процесс информатизации и компьютеризации современного общества, который охватывает все сферы нашей жизни (от отдыха до космоса).

При изучении предмета «Информатика» Вам, прежде всего, необходимо разобраться в особенностях этой дисциплины, овладеть совокупностью практических навыков, необходимых каждому в повседневной жизни.

Слово информатика происходит от французского слова Informatigue, образованного в результате объединения терминов Informacion (информация) и Automatigue (автоматика), что выражает ее суть как науки об автоматической обработке информации.

Понятие «информация» означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В широком смысле информация определяется как сведения о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах, различных сферах человеческой деятельности.

Центральное место в информатике занимает компьютер (от английского слова compute - вычислять) - техническое устройство для автоматической обработки информации.

Теоретическую основу информатики образует группа фундаментальных наук, которую в равной степени можно отнести и к математике, и к кибернетике: теория информации, теория алгоритмов, математическая логика, комбинаторный анализ, формальная грамматика и т. д. Информатика имеет и собственные разделы: операционные системы, архитектура ЭВМ, теоретическое программирование и другие.

Таким образом, под термином «Информатика» мы будем понимать, совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств.

Структурное содержание пособия позволит Вам:

- познакомится с понятием информации, и ее обработкой;

- познакомиться с основами организации информации на ЭВМ;

- рассмотреть назначение и общее устройство персонального компьютера;

- познакомиться с основополагающими принципами работы программно-технических средств, в компьютерных системах;

- освоить базовые элементы современной информационной технологии (офисные приложения): обработку текстовых документов, работу с электронными таблицами, принципы работы с базами данных;

- овладеть основными навыками работы с персональным компьютером;

- познакомиться с современными информационными сетевыми технологиями;

- рассмотреть общие подходы к алгоритмизации и технологии программирования функциональных задач;

- получить практические рекомендации по использованию языков программирования высокого уровня;

- рассмотреть порядок разработки и применения интеллектуальных технологий на вычислительной технике;

- познакомится с основными методами защиты информации на ПК.

В данном учебном пособии даны самые необходимые знания для начала работы на компьютере, не углубляясь во множество существующих приемов работы, чтобы не усложнять материал и не делать его слишком объемным. Опыт работы со студентами показывает, что предлагаемый уровень знаний вполне достаточен, чтобы начать работать на персональном компьютере. В дальнейшем Вы сможете углублять свои знания, читая литературу, уже для искушенных пользователей персональных компьютеров, некоторый перечень из них приведен в конце данного учебного пособия (см. Список литературы).

Каждый подраздел, содержит практические задания, которые помогут закрепить на практике теоретический материал. Для более эффективного изучения материала необходимо выполнять все задания, приведенные в пособии. При этом лучше делать задание не только тем способом, который подробно описан в виде пошаговой инструкции в упражнениях, но и другими представленными здесь способами, что позволит закрепить пройденный материал и самим выбрать наиболее удобный для Вас способ выполнения задания.

 

Основы информатики

 

Понятие об информации

 

Несмотря на то, что с понятием информация мы сталкиваемся ежедневно, строго и общепризнанного ее определения до сих пор не существует, поэтому вместо определения обычно используют понятие об информации. Понятия, в отличие от определений, не даются однозначно, а вводятся на примерах, причем каждая научная дисциплина делает это по-своему, выделяя в качестве основных компонентов те, которые наилучшим образом соответствуют ее предмету и задачам. Особенность этого понятия состоит в том, что оно используется во всех без исключения сферах: в философии, естественных и гуманитарных науках, биологии, медицине и физиологии, психологии человека и животных, социологии, искусстве, в технике и экономике и, наконец, — в повседневной жизни. Поэтому конкретное толкование элементов, связанных с понятием "информация", зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших житейских представлений. Цель этого пункта - обратить Ваше внимание на некоторые аспекты информации в целом и четко ограничить круг вопросов, которые рассматриваются в информационной технологии.

Допустим, Вы хотите узнать ("получить информацию"), дома ли Ваш друг. Позвонив по телефону в его квартиру, Вы получаете однозначный ответ: да или нет. Это и есть «новая» информация: раньше не знали, теперь узнали.

Человек перерабатывает информацию минимум на трех уровнях: на физиологическом уровне (с помощью органов чувств), на уровне рационального мышления и на уровне подсознания.

Процесс переработки крайне сложен, - он зависит и от жизненного опыта человека, и от эрудиции, и от профессии, и от заинтересованности в тех или иных сведениях, и даже от темперамента и нравственных установок личности. Приведем примеры.

(1) В титрах английского фильма, дублированного на русский язык, рядом с фамилией одного из исполнителей отсутствует фамилия дублера. Наблюдательный человек делает вывод («получает информацию»): роль данного актера без слов.

(2) Шум двигателя в автомобиле слегка изменился. Для обычного пассажира это событие не несет никакой информации, а для шофера может служить источником информации (того или иного объема) о каких-либо неполадках в двигателе.

(3) По радио сообщили: "Турнир выиграл Кафельников. Если Вы не интересуетесь теннисом, объем этой информации для вас равен нулю. Если же интересуетесь, объем зависит от конкретной фамилии победителя (в этом примере, по нашим данным, он достаточно велик).

Обратите внимание, что в примерах (1) и (2) титры фильма и шум двигателя, — косвенные источники информации. Чтобы приемник (т. е. человек) мог правильно истолковать сигналы косвенного источника, он должен обратиться к «базе знаний», которая хранится в запоминающем устройстве (т. е. в памяти этого человека). Если «база знаний» является неполной (человек молод или малообразован) или алгоритмы обработки данных этой базы — неэффективны (человек недостаточно умен), достоверную информацию от косвенных источников получить невозможно. В романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Коровьев подверг резкой критике «базу знаний» швейцара, который пытался не пустить в валютный магазин плохо одетых посетителей. Вывод Коровьева: костюм не может служить надежным источником информации о наличии (или отсутствии) у человека валюты.

Для информатики как технической науки понятие информации не может основываться на таких антропоцентрических понятиях, как знание, и не может опираться только на объективность фактов и свидетельств. Средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать любую информацию автоматически, без участия человека, эти средства могут работать с искусственной и абстрактной информацией, не имеющей объективного отражения ни в природе, ни в обществе.

Все изложенное выше - лишь набросок, «информация к размышлению», которая, на наш взгляд, полезна не только для общего развития: она поможет Вам лучше понять, как соотносятся между собой процессы обработки информации человеком и компьютером.

В дальнейшем мы не будем касаться столь сложных аспектов информации. Изучая компьютерную технологию, будем рассматривать информацию как совокупность полезных сведений об окружающем мире, которые циркулируют в природе и обществе. Всю информацию (включая ее графические и другие формы) мы будем представлять конечной совокупностью знаков (символов), из которых и образуется бесконечное разнообразие информационных объектов (текстов, изображений и т. п.). При таком подходе вопрос об объеме информации переходит в практическую плоскость. Например, информация "Дома ли Ваш друг?" может быть представлена одним знаком: 1 или 0, а информация о победителе турнира — некоторым количеством знаков, образующих фамилию победителя.

 

Свойства информации

 

Информацию, как продукт производства и применения отличает, как мы уже отмечали, прежде всего, предметное содержание. Она очень разнообразна и подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности: научная, техническая, производственная, управленческая, экономическая, социальная, правовая и т.п. Каждый из видов информации имеет свои технологии обработки, смысловую ценность, формы представления и отображения на физическом носителе, требования к точности, достоверности, оперативности отражения фактов, явлений, процессов.

Предметом дальнейшего рассмотрения будет управленческая и экономическая информация, важнейшими свойствами которой являются:

· достоверность и полнота;

· ценность и актуальность;

· ясность и понятность.

Информация достоверна, если она неискажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится ясной и понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Совокупность больших сложных человеко-машинных информационных систем является важнейшей составляющей инфраструктуры общества, где информация выступает одним из главных ресурсов жизнедеятельности. Являясь связующим звеном между разными видами интеллектуальной и материальной деятельности коллективов людей, между управлением и производством, информация в отличие от других видов ресурсов, в частности природных ресурсов, не убывает со временем, а наоборот, ее объем постоянно увеличивается, создавая условия для накопления опыта, способствуя выработке обоснованных управленческих решений.

Информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена, и потребления материальных благ, и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хозяйством и его звеньями, называется управленческой. Онапредставляет собой разнообразные сведения экономического,технологического, социального, юридического, демографического и другого содержания. В информационном процессе, каким является управленческая деятельность, информация выступает как один из важнейших ресурсов наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми. В технологии обработки первичные сведения о производственных и хозяйственных операциях, людях, выпуске продукции, фактах приобретения и продажи товаров выполняют роль предметов труда, а получаемая результатная информация – продукта труда; она используется для анализа и принятия управленческих решений.

Важнейшей составляющей управленческой информации является экономическая информация, представляющая собой совокупность различных сведений экономического характера, которые можно фиксировать, передавать, обрабатывать,хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анализа на всех уровнях отраслевого и регионального управления народным хозяйством.

Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Экономическая информация отражает деятельность предприятий и организаций посредством натуральных, стоимостных и других показателей.

Для экономической информации характерны:

· большие объемы;

· многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);

· многообразие ее источников и потребителей;

· значительный удельный вес логических операций при ее обработке.

Эти свойства экономической информации предопределяют научно-техническую необходимость и экономическую целесообразность использования средств вычислительной техники и прежде всего компьютеров при ее сборе, накоплении, передаче и обработке, что в свою очередь требует умения определять структуру и объемы перерабатываемой информации.

Структура экономической информации достаточно сложна и может включать различные комбинации информационных совокупностей, обладающих определенным содержанием. Под информационной совокупностью понимается группа данных, характеризующих объект, процесс, операцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: