Понятия «культура» и «цивилизация»: соотношение понятий, разные подходы.
Культура(с лат.) – обработка, тренировка, возделывание.
Культура – высшая стадия развития общества или вторая природа.
Существует две трактовки слова культура:
- узкий: Культура – духовная сфера жизни общества;
- широкий: Культура – совокупность материальных и духовных ценностей.
Подходы к определению понятия «культура»:
1)Ценностный: Культура – совокупность материальных и духовных ценностей.
2)Деятельностный: Культура – способ деятельности.
3)Диалоговый: Культура – результат столкновения двух или более различных культур.
4)Интеграционный
5)Коммуникативный
6)Рекреационный: Культура существует для отдыха.
7)Символический
Цивилизация – высшая стадия развития общества.
Основные подходы к определению понятия "цивилизация":
1) цивилизация используется в значении определенного уровня развития человеческого общества (Л. Морган, Ф. Энгельс);
2) под цивилизацией понимается определенный культурно-исторический цикл в развитии народов. В данном случае цивилизация является синонимом культуры (А. Тойнби, Г. Данилевский);
|
|
3) цивилизация обозначает высшую степень развития культуры, которая прошла свой апогей и стала на путь упадка. Такой подход резко противопоставляет цивилизацию и культуру (О. Шпенглер).
Термин «культура» и «цивилизация» многие отождествляют (англо-саксонская традиция) Различают эти термины иногда в немецкой и русской традициях.
В 1-ые разницу между культурой и цивилизацией обозначил немецкий ученый Шпенглер в 1918г. в работе «Закат Европы». Под культурой он понимал духовную сферу, а под цивилизацией – материально-техническую.
Появления первых цивилизаций. Причины зарождения и наиболее общие особенности цивилизаций Древнего Востока.
Появление первых цивилизации. До сих пор во многом спорной остается проблема самого первого очага зарождения цивилизации. Практически одновременно в нескольких районах земного шара, особенно благоприятных для земледелия, формируется несколько центров. В 4-м тыс. до н.э. появились два первых очага цивилизации: шумерский — в низовьях Тигра и Евфрата (Междуречье) и египетский — в долине Нила. В середине 3-го тыс. до н.э. в Индии и в начале 2-го тыс. до н.э. в Китае самостоятельно формируются цивилизации.
Перечисленные выше цивилизации возникали самостоятельно. Их можно назвать первичными в отличие от вторичных, которые создавались уже под влиянием первичных, заимствуя у них земледельческие, технические, металлургические, культурные достижения.
Причины возникновения цивилизаций Древнего Востока:
|
|
- Возникновение цивилизаций является закономерным итогом развития человеческого общества после перехода к производящему хозяйству.
-Благоприятный климат
-Демографический взлет
Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время. Древний восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии.
История изучения, периодизация и главные особенности цивилизации Древнего Египта.
О том, как формировалась одна из величайших цивилизаций древности, мы знаем не только по археологическим источникам: до нас дошли так же отрывки древнеегипетских хроник и труды античн. авторов. Благодаря позднеегипетскому историку Манефону, который на рубеже IV— IIIн.э. описал историю египта, сохранилась древняя традиция, согласно которой история Египта делится на периоды правления 30 династий, объединяемых в несколько царств, разделенных переходами периодами. Эпоху формирования государственности традиционно разделяют на 2 этапа: Додинастический период и Раннее царство (правление первых двух династий)
Периодизация:
• Ранее царство (3100-2600) правление первых двух династий. Возникает единое царство из Нижнего и Верхнего Египта. Первый фараон был Мина.
• Древнее царство. (2600г-2000) 3-6 династия. Египет становится развитым, формируется деспотия. Деспотия- форма гос-ва, при к-рой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю - наследств. монарху, правящему при посредстве сложного воен.-бюрократич. аппарата; особенно характерна для большинства рабовладельч. гос-в Др. Востока (Египет, Ассирия, Вавилония, Иран, Индия, Китай и др.) и отличается полным произволом власти и бесправием населения) Строятся перамиды (фараон Джосо) 1 столица Мемфис.
• Среднее царство Переходный период (20-16 в) 9-14 династия. Столица Фивы. Одним из более почетаемых богов с этого времени становился Осирис,другим общегос. Богом стал Амон. Аменхотеп III последний могущественный фараон Среднего царства.
• Новое царство. (1550-1000) Фараон Эхнатон. Главной особенностью был переход к исключительному почетанию солнца, которое в образе солнечного диска-Атона было выделено из числа божеств. К концу царствования Эхнатона культ Атона полностью вытеснил культ старых божеств, но резкие изменения в религии вызвали недовольства старого жречества и не находила понимания в народе. Почитание Амона было восстановлено уже через 3 года после смерти Эхнатона. После правил Тутанхамон. Столица Египта переместилась в Мемфис. Самым могущественным фараоном этой династии был Рамсес II, правил 67 лет. Он сделал столицей город Пер-Рамсес. Местным божеством был Сет.
• Позднее царство.(525-332) 27-30 династия. охватывает правление фараонов XXVI—XXX династий (664—332 до н. э). Это период борьбы за восстановление независимости Египта, тяжелых войн и иноземных вторжений, окончившийся завоеванием страны персидской империей и затем Александром Македонским.
Особенности
1. Классический тип восточной деспотии
2. Особенности религии (господство зооморфоризм)
3. Большая роль культа мертвых
4. Загадочность цивилизации.