Внешняя политика СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. XX века

Общественно-политическая обстановка. Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил определение "застойного". Причины застоя и кризисных явлений, наряду с субъективным фактором (личностью Л.И. Брежнева и его окружения), заключались в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели общества, которая сформировалась еще в 30-е годы. В новой Конституции СССР 1977 г. партия отказалась от идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства. Современный политический период определялся как "развитой социализм". В Конституции было заявлено о создании "новой социальной и интернациональной общности - советский народ". В ее 6-й статье юридически закреплялось монопольное положение КПСС в политической системе, а сама партия определялась как "руководящая и направляющая сила советского общества, ядро политической системы". С 1966 по 1985 гг. численность КПСС возросла с 12,4 до 19 млн. человек. В брежневский период происходил процесс дальнейшей централизации партийного аппарата, усиление власти партократии. Такие явления как коррупция, криминализация и др. окончательно подрывали авторитет власти. Идеологический диктат КПСС сдерживал развитие творчества, поощрял единомыслие. Произошел возврат к неосталинизму в идеологии, литературе, науке, культуре. В обществе нарастала социальная апатия, вызванная двойной моралью и ростом социальной несправедливости. Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране продолжало оставаться диссидентское движение.

 

Основные направления внешней политики. Приоритетными в во внешней политике СССР в 1970-80-е гг. оставались следующие направления: укрепление социалистического лагеря; поддержка международного коммунистического движения, народно-демократических режимов в странах "третьего мира"; стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами. С 1957 по 1985 гг. министром иностранных дел ССР был А.А. Громыко. Начало 70-х годов было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый Советским Союзом военно-стратегический паритет с США. Практическими шагами на пути потепления международного климата стали также двусторонние встречи глав СССР и США. Результатом переговоров в 1972 г. явилось подписание соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также ОСВ-2 в 1979 г. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой. Процесс разрядки был закреплен по сотрудничеству Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.) и подписанием Заключительного акта совещания, которое зафиксировало политико-военное и социально-экономическое положение, сложившееся в мире после Второй мировой войны. В конце 70-х годов произошел новый виток напряженности, связанный, в первую очередь, с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. Используя "афганский фактор", в конце 70-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. В результате на протяжении 1981-1984 гг. мир находился в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы). Приоритетной задачей стало укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере, устранение угрозы распада социалистического содружества, особенно в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии и событиями в Польше в конце 70-х годов. Произошло дальнейшее обострение отношений СССР с КНР и Албанией. СССР последовательно проводил политику поддержки национальных режимов в развивающихся странах, избравших путь социалистической ориентации. Эта политика была особенно активна в тех регионах, которые находились в непосредственной сфере влияния СССР. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая здесь первое место в мире в течение последних 30 лет).

 

Итоги. Характерной особенностью общественного производства тех лет являлось: преимущественное развитие отраслей группы "А" по сравнению с группой "Б" и военно-промышленного комплекса. При этом советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Советская внешняя политика за 1965-1985 гг. также прошла сложный и противоречивый путь от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности, поставившей мир на грань мировой войны. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем. У брежневского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой начала 70-х годов. К первой половине 80-х годов СССР втягивался в очередной виток гонки вооружений, которая подрывала состояние советской экономики.

 

Изменение внешнеполитического курса. Проблема "Восток-Запад" в международных отношениях. С приходом нового руководства произошла смена внешнеполитической стратегии. Среди приоритетных направлений во внешней политике СССР второй половины 80-х годов стали: смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении; урегулирование региональных конфликтов; признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами. С приходом М.С. Горбачева оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название "новое политическое мышление". В результате советско-американских переговоров было заключено соглашение об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия (Договор от 8 декабря 1987 г.). В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-I), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США. СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению: о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.; об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций (май 1987 г.) и др. Свидетельством нового подхода к международным делам стало согласие СССР на объединение Германии (1990 г.). В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем они уничтожались, и не могли быть перебазированы в другие регионы. При этом СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имели ядерное превосходство. Со своей стороны западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, включающими расширение гуманитарных связей, контактов между частными лицами.

 

Отношения со странами Центральной и Восточной Европы и развивающимися странами. Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, в отношениях с союзниками по блоку ОВД СССР продолжал следовать принципам "социалистического интернационализма". Советский внешний фактор сыграл решающую роль в массовых выступлениях против тоталитарных режимов и развитии антикоммунистических революций в странах ЦВЕ. Изменения в бывших союзных странах непосредственным образом сказались на позиции СССР в этом регионе. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран ЦВЕ. Одновременно последовал разрыв традиционных экономических и военных связей СССР с Восточной Европой, что также больно ударило по советским интересам. Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск СЭВ и Организации Варшавского Договора. Советская дипломатия активно включилась в процесс урегулирования межрегиональных конфликтов, в частности ближневосточного кризиса. Отказ Советского Союза от прямого вмешательства в гражданские конфликты привел к ослаблению в этих странах военного противостояния и началу поисков национального согласия. Значительно сокращены были размеры предоставляемой этим странам безвозмездной помощи. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана, что сделало возможным возобновление диалога между СССР и КНР. Советская дипломатия также прилагала усилия для нормализации отношений с нетрадиционными партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

 

Итоги внешнеполического развития. Советская внешняя политика периода перестройки базировалась на концепции нового политического мышления. Благодаря ей произошло ослабление международной напряженности, и, в первую очередь, противостояния СССР и США. Инициатива прекращения "холодной войны" при этом принадлежала Советскому Союзу. Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии "осажденной крепости", отказ от применения силы, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности. Сложное экономическое положение заставило руководство СССР пойти на уступки Западу в целях получения финансовой помощи и политической поддержки. В конце 80-х гг. стало очевидным, что Советский Союз выходит из "холодной войны" утратившим положение сверхдержавы.

 

 

Перестройка» в СССР

В середине 8О-х годов Советский Союз поразил глубокий социально-экономический, культурный и нравственный кризис. Осуществлялось военное вмешательство во внутренние дела Афганистана. Советские люди были оторваны от мировой культуры. Достижения в области гуманитарных наук были им недоступны. Инакомыслящих жестоко преследовали: подвергали арестам, выдворяли из страны, помещали в психиатрические больницы. Во все области жизни проникли взяточничество и коррупция. В этих условиях в марте 1985 г. после кончины К. У. Черненко на внеочередном пленуме ЦК Генеральным секретарем был избран М. С. Горбачев. Была предпринята попытка улучшить международную обстановку, избавить советскую экономику от бремени новых витков гонки вооружений (концепция нового политического мышления позволила завершить «холодную войну»). Начальный этап деятельности нового руководства характеризовался попыткой модернизировать социализм, отказаться от его наиболее нелепых и жестоких сторон (была разработана концепция перестройки экономики страны, получившая название «стратегии ускорения»). Предполагалось в течение 2-3 лет придать экономике страны новое качество, не затрагивая ее фундаментальных основ. Началась очередная кампания борьбы с пьянством, за укрепление трудовой дисциплины. Это все проявилось в решениях апрельского (1985 г.) пленума ЦК КПСС об ускорении социально-экономического развития страны, XXVII съезд партии (1986), принявшего новую редакцию программы КПСС. В 1987г. началась экономическая реформа, которая предполагала внедрение хоз. расчета, расширение самостоятельности предприятий, вплоть до выхода на международную арену. Было разрешено создавать кооперативы и заниматься индивидуальной деятельностью. В 1985-1987гг. реформы разворачивались с трудом. Не было продуманного плана и программы реформ. Ряд обстоятельств ухудшало положение в стране (в 1986г произошла катастрофическая авария на Чернобыльской АС на Украине. Началось падение цен на энергоносители на международной арене, резко сократилось поступление нефтедолларов. Бюджет нес потери от антиалкогольной компании). Ослабла цензура (стали публиковаться произведения, запрещенные ранее цензурой: «Дети Арбата» А. Рыбакова, возвращалось из изгнания творчество поэтов и писателей Солженицына, Бродского – население СССР стало самой читающей страной мира), прекратились политические преследования, из тюрем и ссылок стали возвращаться деятели диссидентского, правозащитного движения. На XIX партконференции (лето 1988 г.) о реформе политической системы (высшим органом власти становится Съезд народных депутатов). В высших эшелонах власти произошли кадровые перемещения («Брежневская гвардия» уходила на почетные пенсии). В руководстве партии и правительства появились новые люди, как Б. Н. Ельцин, А. К. Яковлев, Э. А. Шеварднадзе, Н. И. Рыжков. Весной 1989г. впервые за несколько десятилетий прошли выборы народных депутатов СССР, в ходе которых выдвигалось несколько кандидатур, а не одна единственная. Сделан важный шаг к многопартийности. Началась борьба между коммунистами и демократами (лидер член Политбюро, первый секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин). Если реформирование политического строя страны, хотя с трудом, но шло, то в экономике положение продолжало ухудшаться. Сахарный, чайный, табачный и прочие дефициты приводили к огромным очередям, карточная система проблемы не решала, полки магазинов стремительно пустели, деньги обесценивались, недовольство населения вылилось в забастовочное движение, где особенно активно выступали шахтёры. На ряду с экономическими всё чаще выдвигаются требования отставки правительства и Горбачёва. Неудача в реформировании экономики, рост соцнапряжённости в обществе потребовали более радикальных шагов. С течением времени стало ясно, что какими-либо мерами заставить работать изжившую себя командно-административную систему невозможно. Остро встал вопрос о ее демонтаже. Президент отдал предпочтение программе Павлова, однако серьезной перестройки экономики не произошло. В то же время переход к рыночной экономике позволил создавать частные фирмы, биржи. В стране появились предприниматели. После подавления августовского путча 1991 г. президент России Б.Н. Ельцин объявил об осуществлении программы реформ, включающей либерализацию цен, приватизацию предприятий, создание благоприятных условий для предпринимательства. Тяжелое экономическое положение, доставшееся в наследство от прошлого, заставило российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром начать экономическую реформу с либерализации цен, установления высокого уровня налогообложения, урезания социальных программ. Все это преследовало цель стабилизировать финансовое положение, уменьшить дефицит государственного бюджета, открыть в стране дорогу в международные экономические и финансовые организации. В то же время задержался процесс приватизации, существовали серьезные бюрократические и финансово-налоговые препятствия к открытию и функционированию частных предприятий. Вынужденные жесткие экономические меры вызвали снижение жизненного уровня населения, способствовали усилению социальной напряженности в обществе.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: