Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
Причины НЭПа. После окончания гражданской войны советское руководство оказалось перед лицом тяжелейшего политического и социально-экономического кризиса.
Проявление кризиса в экономической сфере. С помощью политики ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ не удалось преодолеть экономические проблемы, которые стали последствием Первой мировой войны, революции, гражданской войны, в ходе которых стране был нанесен экономический ущерб размером более четверти довоенного богатства страны. Промышленное производство в 1920 ᴦ. сократилось по сравнению с 1913 ᴦ. в 7 раз, сельскохозяйственное – на треть. Общие потери населения, начиная с 1914 ᴦ. превысили 20 млн человек.
Обострился продовольственный вопрос. Продразверстка, разрыв хозяйственных связей между городом и деревней, хозяйственная разруха; двухлетняя засуха 1920 и 1921 гᴦ. привели к сокращению посевных площадей на 25 %. Производство сельскохозяйственной продукции в начале 20-х гᴦ. составляло только 60 % довоенного.
После засухи 1920 и 1921 гᴦ. сильный голод охватил юг Украины, Крым, Северный Кавказ, Южный Урал, Поволжье. Правительство чересчур поздно осознало масштабы бедствия. Начались эпидемии холеры и тифа. Вымирали целые деревни. Голод и эпидемии свирепствовали до 1923 ᴦ. По официальным данным в эти годы умерло около 5 млн человек.
Большевики не сразу осознали провал политики ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ. В 1920-1921 гᴦ. они предложили меры по усилению безрыночных начал в экономике. Был расширен перечень продуктов, подлежащих продразверстке, готовился декрет об отмене денежного обращения.При этомпродолжающаяся политика ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ и неспособность правительства решить экономические проблемы вызвали волну протеста среди всех слоев общества и привели к глубокому социальному кризису.
Проявление кризиса в социальной сфере. Крестьянское недовольство продразверсткой вылилось в волну антибольшевистских восстаний, которые охватили практически все губернии. Наиболее крупным были выступления крестьян зимой 1920-1921 гᴦ. в Западной Сибири, Тамбовской и Воронежской губерниях.
Кризисные явления затронули и город, где из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Росла инфляция. Закрытие заводов и сокращение хлебного пайка повлекли за собой забастовки рабочих в Москве и Петрограде. В феврале 1921 ᴦ. в Петрограде была организована антибольшевистская демонстрация. Рабочие выступали против безработицы, нехватки продуктов питания, принудительного труда, уравнительной системы оплаты, ущемления прав профсоюзов. Οʜᴎ требовали отмены спецраспределителей и пайков, демократизации политической системы и созыва Учредительного собрания. Партийные власти Петрограда объявили чрезвычайное положение. Были арестованы все находившиеся на свободе меньшевики и эсеры, однако рабочим разрешили ездить в деревню за продовольствием, что сняло напряжение в городе.Имели место волнения солдат и матросов в некоторых гарнизонах. В феврале-марте 1921 г: восстала крупнейшая военно-морская база Балтийского флота – Кронштадт. Моряки выступили под лозунгами: ʼʼВласть Советам, а не партиям!ʼʼ, ʼʼСоветы без коммунистовʼʼ. В крепости насчитывалось около 20 тыс. матросов и солдат и несколько тысяч рабочих, которые мечтали о ʼʼтретьей революции, которая выгнала бы узурпаторов и покончила бы с режимом комиссаровʼʼ. Для партии ситуация была очень серьезной, так как призыв восставших могли поддержать по всей стране. ЦК РКП (б) объявил восстание контрреволюционным заговором, и на его подавление были направлены войска под руководством Тухачевского.
Для вывода страны из кризиса требовалось срочно принять решительные меры. 3 марта 1921 г открылся Х съезд РКП (б), принявший решение о замене продразверстки продналогом, что означало изменение внутренней политики. Этот курс вошел в историю как ʼʼновая экономическая политикаʼʼ (НЭП). ʼʼНовойʼʼ ее назвали по отношению к ʼʼстаройʼʼ политике военного коммунизма.
Принятие решения о введении НЭПа проходило в обстановке острой внутрипартийной борьбы. Для большей части большевиков, которые боролись не щадя себя ʼʼза новое счастливое обществоʼʼ – без капиталистов, без эксплуатации, – допущение частника было воспринято как предательство идеалов революции. В.И. Ленин неоднократно выступал, спорил, доказывая членам партии крайне важность ʼʼотступленияʼʼ. Благодаря скорее авторитету Ленина в партии, чем пониманию крайне важности изменений, участники съезда проголосовали за новую экономическую политику.
Фактически НЭП преследовал три цели: 1) вывод страны из кризиса; 2) укрепления экономического союза рабочих и крестьян, города и деревни; 3) стратегической (перспективной) целью было построение социализма, скачок к которому через "военный коммунизм" оказался неудачным.
Вместе с тем, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических отношений, на преодоление международной изоляции СССР.
Сущность НЭПА: не отказываясь от конечной цели (построения социализма) большевики пошли на восстановление в ограниченных рамках товарно-денежных отношений при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата.
1) Сельское хозяйство. В соответствии с декретом ВЦИК от 21 марта 1921 ᴦ. продразверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража была заменена продналогом. Главное отличие продналога от разверстки заключалось в размере и стабильности. Он был почти в два раза меньше, сумма налога была заранее известна и не могла изменяться в течение хозяйственного года. Это давало крестьянину возможность рассчитывать, сколько посеять, чтобы не оказаться в убытке и получить прибыль. После сдачи налога излишки сельскохозяйственной продукции оставались в распоряжение крестьян. Это способствовало расширению торговли.
Зажиточные крестьяне платили больше, беднякам предоставлялись значительные налоговые льготы, или их хозяйства совсем освобождались от уплаты налога (в 1923-1924 гᴦ. от уплаты налога было освобождено 5.9 млн бедняцких хозяйств).
Осенью 1922 ᴦ. был принят новый Земельный кодекс РСФСР, по которому крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования. Была разрешена аренда земли и использование наемного труда в деревне. При этом земля оставалась в собственности государства. Купля, продажа, завещание земли были запрещены.
Еще одним составляющим элементом НЭПа в деревне была всемерная поддержка властями всех простейших форм кооперации: потребительской, сельскохозяйственной, кредитной, промысловой. Эти формы кооперации большевики рассматривали как переходную ступень к производственной кооперации - колхозам. Кооперация, по замыслу большевиков, должна была показать крестьянам преимущества совместного ведения хозяйства, привить им навыки коллективного хозяйствования в области снабжения, сбыта͵ кредита и тем самым подготовить их к совместному ведению производства в колхозах.
В 1923-1924 гᴦ. натуральный продналог было разрешено вносить (по желанию крестьян) деньгами.
2) Торговля. Декретом от 24 мая 1921 ᴦ. была разрешена свобода частной торговли. Были открыты сельские базары и крупные городские ярмарки (Нижегородская, Ирбитская, Бакинская, Киевская и др.), в крупных городах – торговые биржи.
Получила развитие государственная, частная и кооперативная торговля. Она стала основным способом связи города и деревни. Продналог, оживление торговли и привели к возрождению сельского хозяйства. У крестьян появился коммерческий интерес к увеличению производства сельскохозяйственной продукции.
3) Финансы. Разрешение торговли потребовало наведения порядка в финансовой системе, которая в нач. 20-х гᴦ. существовала лишь номинально. Государственный бюджет составлялся формально. Все расходы покрывались путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денеᴦ.
Развитие товарно-денежных отношений требовало укрепления советского рубля. Реформу в этой области проводил нарком финансов Г.Я. Сокольников. В октябре 1921 ᴦ. был восстановлен Госбанк, контролировавший сеть вновь образованных кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ.
В 1922 – 1924 гᴦ. была проведена денежная реформа. Вместо обесценившихся рублей вводились золотые червонцы, которые на 25 % обеспечивались золотом и высоко ценились на мировом валютном рынке. Денежная реформа была завершена к 1924 ᴦ., золотые червонцы заменили медными и серебряными монетами и казначейскими билетами.
Был предпринят ряд мер по увеличению доходов государства. Денежная эмиссия была заменена системой прямых и косвенных налогов. Возобновлена денежная оплата на транспорте и за коммунальные услуги.
Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 20-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главным связующим звеном между его отдельными частями.
4) В промышленности была осуществлена децентрализация управления. Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая. Из 52 главков в ВСНХ было оставлено 16 отраслевых. Значительная часть государственных промышленных предприятий перешла в ведение губернских Советов Народного Хозяйства (Горсовнархозов).
Предприятия получили определенную самостоятельность, при этом при перестройке промышленности был применен диффериницированый подход:
1. Крупные и стратегически важные предприятия оставались государственными и переводились на хозрасчет. Он предполагал самостоятельность предприятий, их самоокупаемость и самофинансирование. Декретами СНК в 1923 ᴦ. определялась новая структура государственных предприятий промышленности (тресты) и торговли (синдикаты).
К концу 1922 ᴦ. в руках государства оставалось около 1/3 ранее национализированных предприятий. На государственном снабжении остались металлургия, топливно-энергетический комплекс и частично транспорт. Исключительно в государственном управлении находилась внешняя торговля, что позволило партии большевиков сохранить контроль над экономикой.
На государственных предприятиях уравнительная система оплаты труда была заменена новой тарифной сеткой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество произведенной продукции. Натуральная оплата труда (продовольственные пайки) заменялась денежной формой оплаты. Отменялась также всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Возникла избыточная рабочая сила, образовался рынок труда. Трудоустройством безработных занимались биржи труда.
2. Все остальные предприятия сначала кустарной и мелкой, затем и средней промышленности могли быть сданы в аренду. Был взят курс на частичную приватизацию промышленности. Создавались смешанные; частно-государственные акционерные общества.
3. Было допущено вкладывание в экономику иностранных капиталов, иностранцам разрешалось эксплуатировать уже имеющие предприятия и строить новые, разрабатывать земные недра, добывать полезные ископаемые и т.д. Предприятия с участием иностранного капитала назвались концессии. Но широкого распространения они не получили, т.к. иностранцы боялись национализации предприятий. Количество концессий к концу 20-х гᴦ. не превышало 1,2 % в тяжелой промышленности и 0,3 % в легкой.
4. Те предприятие, которые не были взяты в аренду, признавались не рентабельными, закрывались, а рабочие распределялись по другим предприятиям.
Вместе с тем, был взят курс на государственное планирование народного хозяйства. По замыслу советского руководства рынок должен был не отменить плана дополнить его. В 1921 ᴦ. создан Госплан (государственная общеплановая комиссия).