Методы финансового анализа, их общая характеристика, перечень аналитических показателей

Метод исследования – это конкретный способ познания, путь исследования предмета (в данном случае – финансовых процессов и явлений и их взаимосвязи и взаимозависимости)[1]. Понятие «метод анализа» не следует путать с термином «методика анализа». Последняя представляет собой специфическую систему правил и требований, гарантирующую эффективное применение метода. В совокупности метод и методика составляют методологическую основу анализа. Например, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. №367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа», помимо методов расчёта показателей приведены требования к анализу деятельности должника, анализу его активов и пассивов[2].

При большом разнообразии методов анализа финансового состояния практикой выработаны основные методы, среди которых можно выделить следующие:

1) горизонтальный анализ;

2) вертикальный анализ;

3) трендовый анализ;

4) сравнительный (пространственный) анализ;

5) факторный (интегральный) анализ;

6) метод финансовых коэффициентов.

Горизонтальный финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили:

- исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями предшествующего периода (месяца, квартала, года);

- исследование динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями аналогичного периода прошлого года; применяется на предприятиях с сезонными особенностями хозяйственной деятельности;

- исследование динамики показателей за ряд предшествующих периодов для выявления тенденции их изменения.

Вертикальный (или структурный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированных финансовых показателей. Наиболее популярны следующие его варианты:[3]

- структурный анализ активов; результаты используются в процессе оптимизации их состава;

- структурный анализ капитала; результаты используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала, оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых ресурсов;

- структурный анализ денежных потоков (выделение и анализ денежных потоков по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности).

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода[4]. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, то есть осуществляют прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Может быть проведено сравнение:

- финансовых показателей данного предприятия и среднеотраслевых (с целью оценки конкурентной позиции и выявления резервов повышения эффективности деятельности);

- финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов (выявляются слабые стороны деятельности предприятия для принятия мер по повышению конкурентной позиции на конкретном рынке);

- финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия «центров ответственности») (с целью поиска внутренних резервов повышения эффективности деятельности);

- отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей (составляет основу контроллинга текущей деятельности).

Факторный (интегральный) анализ - это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Примером факторного анализа может служить трехфакторная модель Дюпона, которая предусматривает разложение показателя «коэффициент рентабельности активов» на ряд частных финансовых коэффициентов его формирования, взаимосвязанных в единой системе. Этот коэффициент представляет собой произведение коэффициента рентабельности реализации продукции на коэффициент оборачиваемости (количество оборотов) активов:

Р а = Р рп + КО а = (Чистая прибыль/Выручка)*(Выручка/Активы).

В составе факторного анализа также выделяют также:

- Система СВОТ-анализа финансовой деятельности. Название этой системы представляет аббревиатуру начальных букв терминов, характеризующих объекты анализа:

S – Strehgths (сильные стороны предприятия),

W – Weaknesses (слабые стороны предприятия),

O – Opportunities (возможности развития предприятия)

T – Trears (угрозы развитию предприятия).

Основным содержанием СВОТ-анализа является исследование характера сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия, а также позитивного и негативного влияния отдельных внешних (экзогенных) факторов на условия ее осуществления в предстоящем периоде.

- Объектно-ориентированная система интегрального анализа формирования чистой прибыли предприятия, разработанная фирмой «Модернсофт» (США), которая базируется на использовании компьютерной техники и специального пакета прикладных программ[5]. Показатель чистой прибыли представляется в виде совокупности взаимодействующих первичных финансовых блоков, моделирующих «классы» элементов, непосредственно формирующих ее сумму. Пользователь сам определяет эту систему исходя из специфики деятельности предприятия, может расширить и углубить ее по своему усмотрению.

- Система портфельного анализа или система «прибыль – риск» по инвестиционному портфелю, в соответствии с которой можно за счёт формирования «эффективного» портфеля (соответствующего подбора конкретных ценных бумаг) повысить отношение уровня прибыли к риску (модели Марковица и Шарпа).

Ключевым методом анализа большинство исследователей считают метод финансовых коэффициентов (относительных показателей) - расчет отношений параметров финансовой отчетности. Это связано с тем, что относительные показатели рассчитывают и в рамках некоторых из уже приведенных выше методов («метод в методе» - один метод используется для осуществления другого). Аналитическая ценность коэффициентов подтверждается широким их использованием в мировой практике и тем, что в зарубежных странах имеются специальные издания, в которых публикуются статистические сводки по этим показателям. Создано множество специализированных фирм, информационных агентств, занимающихся оценкой финансового состояния на основе коэффициентов и продающих такую информацию[6]. Эта оценка не представляет сложности при наличии необходимых данных и предполагает небольшие затраты времени.

Ясно, что приведенный перечень методов финансового анализа не является исчерпывающим. В частности в совокупности с другими методами они могут быть сгруппированы иначе. В результате имеем новую классификацию. Так очень популярно выделение формализованных и неформализованных методов анализа финансового состояния.

Неформализованные методы основаны на логических, субъективных исследованиях. Наиболее распространенными из них являются:

- Экспертный метод, имеющий довольно много разновидностей. Например, метод мозгового штурма основан на включении экспертов в активный творческий процесс. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников, специалистов, руководителей. Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних источников (конкуренты, смежники, поставщики, потребители).

- Морфологический метод предполагает систематизацию полученного набора альтернативных решений по всем возможным сочетаниям вариантов и выбор из них сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных по экономическим критериям. Делаются записи этапов работы и возможных путей их реализации в виде матричной модели так называемого «морфологического ящика»; последовательной цепочкой соединяются элементы «морфологического ящика» и анализируются полученные варианты достижения конечной цели.

- Рейтинговый метод состоит в составлении рейтингов (т. е. ранжированных по определенным признакам рядов) показателей. С его помощью можно дать комплексную оценку результатов работы подразделений, наглядную и удобную для восприятия. Вместе с тем, базовый набор показателей рейтинговых методов должен быть отнесен к той или иной фиксированной дате, а исследования, чаще всего, требуются динамические[7]. Кроме того, на практике возникают существенные трудности в выборе нормативных значений – «точки отсчёта».

- Фактографический метод основан на изучении всех опубликованных, зафиксированных фактов, имеющих значение для деятельности предприятия.

- Мониторинг является постоянным, систематизированным, детальным текущим наблюдением за финансово-хозяйственным состоянием предприятия. При этом тенденция играет более важную роль, чем значения показателей, так как для этого метода важнее определение направления и скорости развития[8]. В связи с этим финансовый мониторинг часто называют подготовительным этапом по отношению к финансовому анализу.

- Логическое моделирование используется, как правило, для качественного описания развития предприятия. Оно основано на использовании таких способов, как аналогия, экстраполяция, экспертная оценка возможного или желаемого состояния объекта моделирования. Разнотипностью является имитационное модулирование, которое используется для поиска решений в диалоговом режиме на ЭВМ.

- Целью фундаментального анализа является определение внутренней стоимости имущественного комплекса предприятия как общего результата деятельности. Он основан на принципе: любой фактор имеет определенное значение, которое оказывает конкретное влияние на конечный результат

- Технический анализ имеет своей целью выполнение детального, всестороннего анализа динамики отдельных параметров, показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Его часто называют чартизмом (от англ. - график), поскольку он основан на построении диаграмм и графиков, изучении показателей и факторов, их определяющих.

Формализованные методы анализа основаны на строгих аналитических зависимостях. Среди них можно отметить следующие:

- Факторный анализ ставит целью выявление главных факторов, определяющих основные результаты деятельности анализируемого предприятия. Различают постоянные и переменные факторы. К постоянным факторам относятся, например, необходимые по технологии затраты сырья, материалов, электроэнергии, а переменными факторами могут быть затраты на заработную плату, оплату вспомогательных затрат на производство.

- Математический анализ предполагает использование математических приемов и способов анализа и диагностики. Наиболее часто при этом используются вычисления арифметической разницы (отклонений) и процентных чисел (простых и сложных процентов); применяются цепные подстановки. В рамках математического анализа также используются дифференциальный анализ (основан на поиске функциональной зависимости); логарифмический анализ (его цель – нахождение степенной зависимости различных показателей); интегральный анализ (с учетом обратных связей, позволяющих циклически проводить перерасчет отдельных показателей, а остальные параметры переводить в сбалансированное состояние после выбора соответствующего варианта расчета); кластерный анализ (основан на таксономии, т.е. классификации зависимостей и определении связей совокупностей по заданной матрице коэффициентов корреляции между ними). Особое значение имеет повсеместно применяющееся дисконтирование - операция, имеющая целью учесть неравноценность затрат и результатов, относящихся к разным периодам времени.

- Статистический анализ включает:

- анализ средних и относительных величин;

- группировку, т.е. объединение в группы отдельных показателей (по признакам, которые могут быть факторными и результативными);

- графический анализ;

- индексный метод обработки рядов динамики, который используется для определения изменения во времени соотношений различных показателей;

- корреляционный анализ, который позволяет через количественную оценку связи между двумя или несколькими взаимодействующими явлениями определить вид и тесноту зависимости;

- регрессионный анализ, который устанавливает изменение результативности деятельности предприятия под влиянием одного или нескольких факторов; связь между признаками отображают уравнениями регрессии;

- дисперсионный анализ, который отличается от корреляционного и регрессионного тем, что изучение влияния факторов на результативный признак осуществляется по значениям дисперсионных факторов, характеризующих их абсолютные изменения (колеблемость, или вариацию).

- К эконометрическим методам относятся

- матричный анализ (основан на построении прямоугольных таблиц (матриц), элементы, которых отражают связи производственных структур);

- гармонический анализ является разложением функциональных зависимостей, характеризующих деятельность предприятия по отдельным функциям, гармоническим колебаниям;

- спектральный анализ означает разложение финансово-хозяйственной деятельности предприятия по составу (спектру), т.е. по совокупности всех значений показателей, характеризующих эту деятельность.

- Экономико-математическое моделирование отражает преимущественно производственный аспект прогноза (модели оптимального развития и размещения производства), а также социальные аспекты развития (модели, связанные с прогнозированием доходов и потребления населения, демографических процессов, а также движение населения). Экономико-математические модели подразделяются: по подходу - на оптимизационные (конструктивные) и описательные (дескриптивные); по форме - стоимостные и натурально-стоимостные; по виду зависимости - на линейные и нелинейные; по объекту - на комплексные и локальные.

На практике обычно используется не один, а совокупность методов анализа, но все они должны быть основаны на следующих условиях[9]:

- достоверность используемой информации;

- научная обоснованность;

- отражение определенной цели;

- системность и комплексность;

- согласованность отдельных элементов;

- унифицированность подхода, т. е. возможность применения различными субъектами в различных условиях;

- возможность учета отраслевой и территориальной специфики деятельности конкретного субъекта;

- независимость диапазона значений результирующего показателя от времени и иных условий;

- возможность однозначной интерпретации полученной оценки.


[1] Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчётности: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2005. С. 78.

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. №367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» // Информационно – справочная правовая система «Консультант Плюс», Приложение 2, 3.

[3] Бланк И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. С. 34.

[4] Леонтьев В. Е., Бочаров В. В., Радковская Н. П. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: ООО «Издательство Элит»- 2005». С. 114.

[5] Бланк И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. С. 50.

[6] Банк С. В., Тараскина А. В. Система показателей комплексного анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта // Экономический анализ: теория и практика. 2005. №4. С. 36.

[7] Коменденко С. Н. Анализ направлений развития хозяйствующих субъектов // Экономический анализ: теория и практика. 2006. «4. С. 15.

[8] Илясов Г. Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия // Финансы. 2004. №10. С. 70.

[9] Юрзинова И. Л. Новые подходы к диагностике финансового состояния хозяйствующих субъектов // Экономический анализ: теория и практика. 2005. №14. С. 60.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: