Понятие риска в управлении проектами связано с возникновением
непредвиденных событий, которые могут повлиять на конечные результаты проекта или нанести какой-либо ущерб при его реализации.
Риск оценивается вероятностью появления таких событий. В проекте в подавляющем большинстве случаев решение, сопряженное с риском является неизбежным, уклониться от рисковых действий, обойтись без них просто невозможно. Именно поэтому риск является важнейшим элементом деятельности команды УП.
В общем случае риск – (Risk) опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, в связи со случайным изменением.
Из этого определения следует, что риск представляет собой неясную, неопределенную обстановку, где возможны как положительный результат (значительный выигрыш), так и отрицательный (значительные потери).
Можно выделить три основные причины, порождающие неопределенность. Прежде всего, отсутствие полной информации для принятия верного решения, ранее уже говорилось о том, что любой проект в определенной степени уникален.
|
|
Второй причиной является случайность, которая связана с тем, что те же события происходят в иной отрезок времени.
И, наконец, третья причина связана с непредсказуемостью изменения жизненного пространства проекта.
Трудно прогнозировать, например, изменения налогового законодательства, или международные события, влияющие на конъюнктуру рынка.
Однако, можно выделить следующие основные риски, присущие практически данному проекту:
1) маркетинговый риск,
2) риск несоблюдения графика проекта,
3) риск превышения бюджета проекта,
4) общеэкономические риски.
Маркетинговый риск — это риск недополучения прибыли в результате снижения объема реализации или цены товара. Причиной его возникновения может быть неприятие нового продукта рынком или слишком оптимистическая оценка будущего объема продаж.
Причины возникновения риска несоблюдения графика и превышения бюджета проекта могут быть объективными (например, изменение таможенного законодательства в момент растаможивания оборудования и, как следствие, задержка груза) и субъективные (например, недостаточная проработка и несогласованность работ по реализации проекта). Все это приводит к увеличению срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки. Аналогичным образом на общие показатели эффективности проекта влияет и риск превышения бюджета.
К общеэкономическим относят риски, связанные с внешними по отношению к предприятию факторами, например: риск увеличения конкуренции в отрасли из-за общего развития экономики в стране и риск выхода на рынок новых игроков и др.
|
|
Риск снижения финансовой устойчивости является последствием неэффективного управления любым финансовым риском.
Для анализа целесообразности затрат по проекту выделяют пять зон:
- безрисковая зона, соответствующая минимальным затратам;
- зона минимального риска, соответствующая запланированной
величине затрат;
- зона повышенного риска, когда имеется незначительный
перерасход средств;
- зона критического риска, когда имеется значительный
перерасход средств;
- зона кризисного состояния, когда проект находится на грани
банкротства.
Предприятия составляют так называемые конкретные финансовые риски. Данные виды рисков сопряжены с конкретными видами деятельности предприятия. Рассматривая различные классификации финансовых рисков, по нашему мнению, можно выделить следующие конкретные финансовые риски:
1) инвестиционный риск,
2) инфляционный риск,
3) валютный риск,
4) биржевой риск.
Таблица 8
Финансовые риски и их проявление
Конкретный финансовый риск | Проявление конкретного финансового риска |
Инвестиционный риск | Потеря привлекательности инвестиционного проекта |
Валютный риск | Изменение обменного курса иностранной валюты: а) при экспорте товаров и услуг, б) при условии оплаты товаров и услуг в иностранной валюте, в) при изменении валютных курсов на валютном рынке FOREX |
Инфляционный риск | Обесценение реальной стоимости капитала, а также ожидаемых доходов или прибыли в результате инфляционных процессов, растущих более высокими темпами, чем ожидалось |
Биржевой риск | Возможность потери активов или денежных средств при неблагоприятном курсе ценных бумаг или валютном курсе. Возможность потери активов или денежных средств при осуществлении маржинальной торговли на рынке ценных бумаг |
Вложение финансовых ресурсов в инвестиционный проект всегда сопровождается инфляционным риском. И чем больше срок окупаемости проекта, тем сильнее влияние инфляционного риска.
Технологический риск
Технологические | Малоэффективная технология |
Сложности обучения команды | |
Сложности тиражирования |
Внутренние технические риски возникают из-за изменения
технологии, несоответствия проектных решений техническим условиям,
ухудшения качества работ, снижения производительности и др.
Экономический риск
Экономические | Высокие закупочные цены на продукты и услуги подрядчиков |
Низкие цены на продукты и услуги проекта | |
Неэффективное распределение доходов от проекта |
Экономический риск зависит от развития экономики страны в целом и отрасли в частности. Этот риск является неуправляемым для конкретного проекта.
План управления рисками проекта.
Источниками данных при составлении плана управления рисками проекта являются:
- бизнес-план проекта;
- планы управления другими функциональными областями проекта.
Планирование рисков проекта осуществляется путем реализации следующих этапов:
1. Идентификация рисковых событий;
2. Количественная оценка рисков;
3. Разработка мероприятий по предотвращению или снижению ущерба от рисковых событий;
4. Составление плана управления рисками.
Идентификация рисковых событий предполагает составление уточненного списка рисков и источников их наступления. С этой целью в иерархической структуре работ по проекту определяются ключевые события, которые могут повлиять на дальнейшее развитие проекта и сроки их наступления.
Количественная оценка рисков предполагает определение вероятности, оценку возможных ущербов в денежном выражении от наступления данных событий и степень важности риска.
|
|
Оценка вероятности и возможных ущербов от наступления рисковых событий осуществляется методами экспертных оценок командой проекта на основании анализа имеющейся документации по проекту. Вероятность риска оценивается по шкале от 0 до 1.
Степень важности риска оценивается по показателю опасности наступления рискового события. Опасность рискового события оценивается по следующей формуле:
О= P*U
где, Р – вероятность наступления рискового события; U – ущерб от события.
Ранжировка рисков по степени важности осуществляется следующим образом:
O1>O2>....> On
Разработка мероприятий по предотвращению или снижению ущерба от рисковых событий подразумевает определение всех возможных решений, которые могут быть приняты в результате наступления каждого ключевого события и назначение ответственных исполнителей по реализации данных решений.
Центром внимания при разработке мероприятий по снижению рисков являются риски с наибольшей степенью опасности.
Перечень наиболее распространенных решений по снижению рисков включает: принятие рисков; страхование рисков; планирование резервов.
В итоге план управления рисками программы/проекта необходимо представить в таблице 10.
№ п/п | Номер работы в иерархичес-кой структуре работ | Описание работы | № предшествую- щей работы | Перечень рисковых событий | Срок наступления рискового события (в соответствии с расписанием проекта) | Вероятность наступления рисковых событий | Размер ущерба от наступления рискового события, тыс. руб. | Мероприятия по предотвращению или снижению ущерба от рисковых событий | Ответственные исполнители | Примеча- ние |
Таблица 9
Руководитель программы/проекта
Согласовано:
Начальник управления по инвестиционной деятельности(210)
Заключение
На основании изучения теоретических основ управления бюджетом проекта можно сделать следующие выводы. Процесс позволяет:
|
|
1) координировать работу предприятия в целом;
2) анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
3) учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
4) усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
5) служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Анализ процесса разработки бюджетов проектов в ОАО «НПК «Уралвагонзавод» позволил выделить следующие проблемы управления:
· на предприятии существует несколько регламентирующих процессов разработки бюджета проекта документов, которые оговаривают критерии отбора проектов, процесса управления проектами, методики составления проекта, документов содержания проекта, составления бизнес-плана;
· на предприятии отсутствует детальная методика разработки бюджета проекта.
В работе предлагается выделить следующие этапы по формированию и управлению бюджетом, которые могут стать основой для разработки модели проектирования:
1. Инвентаризация и разработка форматов финансовых бюджетов.
2. Описание учетной политики.
3. Разработка функциональных бюджетов.
4. «Сведение» модели.
5. Формализация нормативов и ограничений.
6. Регламентация.
Представленный в работе проект внедрения обрабатывающего центра «STE3015» модельной оснастки направлен на техническое перевооружение модельного производства, обеспечивающего в свою очередь металлургическое производство.
Анализ конкурентной ситуации на рынке оборудования для модельного производства позволил выделить наиболее приемлемый по сочетаниям стоимости и функциональности центр STE-3015 производства ООО «Пумори Инжиниринг» («Уральская машиностроительная корпорация»), которая берет на себя работы по установке и отладке оборудования. Его стоимость на 21,6% меньше стоимости оборудования, предлагаемого фирмой Sahos (Чехия) и 36,8% меньше стоимости оборудования фирмы Pade (Италия).
Составление бюджета проекта приобретения и установки оборудования в цехе 780 ОАО «НПК «Уралвагонзавод» включает определение источников и объемов финансирования проекта, планирование доходов и расходов по проекту, денежных потоков, расчет финансовых результатов и показателей эффективности проекта приобретения и внедрения оборудования в цехе 780 ОАО «НПК «Уралвагонзавод», а также рисков проекта.
На этапе планирования бюджета этого проекта подготовлена декомпозиция работ, определена их стоимость, также составлен график движения денежных средств на основе сформированного календарного плана выполнения работ. В работе рассчитаны два вспомогательных бюджета: бюджет заработной платы основных рабочих и бюджет затрат на внедрение нового оборудования. В результате величина затрат составила 6,7 млн. рублей при сроке выполнения проекта один год.
Контроль исполнения бюджета предлагается осуществлять методом освоенного объема. поэтому был составлен базовый план реализации проекта и бланки документов для учета фактических величины и сроков затрат.
Важнейшими рисками проекта выделены:
- маркетинговый риск
- риск несоблюдения графика проекта
- риск превышения бюджета проекта
- технологический риск
- экономический риск
Разработка мероприятий по предотвращению или снижению ущерба от рисковых событий подразумевает определение всех возможных решений, которые могут быть приняты в результате наступления каждого ключевого события и назначение ответственных исполнителей по реализации данных решений.
Центром внимания при разработке мероприятий по снижению рисков являются риски с наибольшей степенью опасности.
Перечень наиболее распространенных решений по снижению рисков включает: принятие рисков; страхование рисков; планирование резервов.
Для предотвращения возможных рисков в бюджет проекта была заложена сума в виде 5% от полной стоимости проекта.