double arrow

Оценка рисков проекта


 

Понятие риска в управлении проектами связано с возникновением

непредвиденных событий, которые могут повлиять на конечные результаты проекта или нанести какой-либо ущерб при его реализации.

Риск оценивается вероятностью появления таких событий. В проекте в подавляющем большинстве случаев решение, сопряженное с риском является неизбежным, уклониться от рисковых действий, обойтись без них просто невозможно. Именно поэтому риск является важнейшим элементом деятельности команды УП.

В общем случае риск – (Risk) опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, в связи со случайным изменением.

Из этого определения следует, что риск представляет собой неясную, неопределенную обстановку, где возможны как положительный результат (значительный выигрыш), так и отрицательный (значительные потери).

Можно выделить три основные причины, порождающие неопределенность. Прежде всего, отсутствие полной информации для принятия верного решения, ранее уже говорилось о том, что любой проект в определенной степени уникален.

Второй причиной является случайность, которая связана с тем, что те же события происходят в иной отрезок времени.

И, наконец, третья причина связана с непредсказуемостью изменения жизненного пространства проекта.

Трудно прогнозировать, например, изменения налогового законодательства, или международные события, влияющие на конъюнктуру рынка.

 


Однако, можно выделить следующие основные риски, присущие практически данному проекту:

1) маркетинговый риск,

2) риск несоблюдения графика проекта,

3) риск превышения бюджета проекта,

4) общеэкономические риски.

Маркетинговый риск — это риск недополучения прибыли в результате снижения объема реализации или цены товара. Причиной его возникновения может быть неприятие нового продукта рынком или слишком оптимистическая оценка будущего объема продаж.

Причины возникновения риска несоблюдения графика и превышения бюджета проекта могут быть объективными (например, изменение таможенного законодательства в момент растаможивания оборудования и, как следствие, задержка груза) и субъективные (например, недостаточная проработка и несогласованность работ по реализации проекта). Все это приводит к увеличению срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки. Аналогичным образом на общие показатели эффективности проекта влияет и риск превышения бюджета.




К общеэкономическим относят риски, связанные с внешними по отношению к предприятию факторами, например: риск увеличения конкуренции в отрасли из-за общего развития экономики в стране и риск выхода на рынок новых игроков и др.

Риск снижения финансовой устойчивости является последствием неэффективного управления любым финансовым риском.

Для анализа целесообразности затрат по проекту выделяют пять зон:

- безрисковая зона, соответствующая минимальным затратам;

- зона минимального риска, соответствующая запланированной

величине затрат;

- зона повышенного риска, когда имеется незначительный

перерасход средств;

- зона критического риска, когда имеется значительный

перерасход средств;

- зона кризисного состояния, когда проект находится на грани

банкротства.

Предприятия составляют так называемые конкретные финансовые риски. Данные виды рисков сопряжены с конкретными видами деятельности предприятия. Рассматривая различные классификации финансовых рисков, по нашему мнению, можно выделить следующие конкретные финансовые риски:

1) инвестиционный риск,

2) инфляционный риск,

3) валютный риск,



4) биржевой риск.

Таблица 8

Финансовые риски и их проявление

Конкретный финансовый риск Проявление конкретного финансового риска
Инвестиционный риск Потеря привлекательности инвестиционного проекта
Валютный риск Изменение обменного курса иностранной валюты: а) при экспорте товаров и услуг, б) при условии оплаты товаров и услуг в иностранной валюте, в) при изменении валютных курсов на валютном рынке FOREX
Инфляционный риск Обесценение реальной стоимости капитала, а также ожидаемых доходов или прибыли в результате инфляционных процессов, растущих более высокими темпами, чем ожидалось
Биржевой риск Возможность потери активов или денежных средств при неблагоприятном курсе ценных бумаг или валютном курсе. Возможность потери активов или денежных средств при осуществлении маржинальной торговли на рынке ценных бумаг

 

Вложение финансовых ресурсов в инвестиционный проект всегда сопровождается инфляционным риском. И чем больше срок окупаемости проекта, тем сильнее влияние инфляционного риска.

 

 

Технологический риск

Технологические Малоэффективная технология
  Сложности обучения команды
  Сложности тиражирования

 

Внутренние технические риски возникают из-за изменения

технологии, несоответствия проектных решений техническим условиям,

ухудшения качества работ, снижения производительности и др.

Экономический риск

Экономические Высокие закупочные цены на продукты и услуги подрядчиков
  Низкие цены на продукты и услуги проекта
  Неэффективное распределение доходов от проекта

 

Экономический риск зависит от развития экономики страны в целом и отрасли в частности. Этот риск является неуправляемым для конкретного проекта.

 

План управления рисками проекта.

Источниками данных при составлении плана управления рисками проекта являются:

- бизнес-план проекта;

- планы управления другими функциональными областями проекта.

Планирование рисков проекта осуществляется путем реализации следующих этапов:

1. Идентификация рисковых событий;

2. Количественная оценка рисков;

3. Разработка мероприятий по предотвращению или снижению ущерба от рисковых событий;

4. Составление плана управления рисками.

Идентификация рисковых событий предполагает составление уточненного списка рисков и источников их наступления. С этой целью в иерархической структуре работ по проекту определяются ключевые события, которые могут повлиять на дальнейшее развитие проекта и сроки их наступления.

Количественная оценка рисков предполагает определение вероятности, оценку возможных ущербов в денежном выражении от наступления данных событий и степень важности риска.

Оценка вероятности и возможных ущербов от наступления рисковых событий осуществляется методами экспертных оценок командой проекта на основании анализа имеющейся документации по проекту. Вероятность риска оценивается по шкале от 0 до 1.

Степень важности риска оценивается по показателю опасности наступления рискового события. Опасность рискового события оценивается по следующей формуле:

О= P*U

где, Р – вероятность наступления рискового события; U – ущерб от события.

Ранжировка рисков по степени важности осуществляется следующим образом:

O1>O2> ....> On

Разработка мероприятий по предотвращению или снижению ущерба от рисковых событий подразумевает определение всех возможных решений, которые могут быть приняты в результате наступления каждого ключевого события и назначение ответственных исполнителей по реализации данных решений.

Центром внимания при разработке мероприятий по снижению рисков являются риски с наибольшей степенью опасности.

Перечень наиболее распространенных решений по снижению рисков включает: принятие рисков; страхование рисков; планирование резервов.

В итоге план управления рисками программы/проекта необходимо представить в таблице 10.

 

 


№ п/п Номер работы в иерархичес-кой структуре работ   Описание работы № предшествую- щей работы Перечень рисковых событий Срок наступления рискового события (в соответствии с расписанием проекта) Вероятность наступления рисковых событий Размер ущерба от наступления рискового события, тыс. руб. Мероприятия по предотвращению или снижению ущерба от рисковых событий Ответственные исполнители Примеча- ние

Таблица 9

 

Руководитель программы/проекта

Согласовано:

 

Начальник управления по инвестиционной деятельности(210)

 

 


Заключение

На основании изучения теоретических основ управления бюджетом проекта можно сделать следующие выводы. Процесс позволяет:

1) координировать работу предприятия в целом;

2) анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

3) учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;

4) усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

5) служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Анализ процесса разработки бюджетов проектов в ОАО «НПК «Уралвагонзавод» позволил выделить следующие проблемы управления:

· на предприятии существует несколько регламентирующих процессов разработки бюджета проекта документов, которые оговаривают критерии отбора проектов, процесса управления проектами, методики составления проекта, документов содержания проекта, составления бизнес-плана;

· на предприятии отсутствует детальная методика разработки бюджета проекта.

В работе предлагается выделить следующие этапы по формированию и управлению бюджетом, которые могут стать основой для разработки модели проектирования:

1. Инвентаризация и разработка форматов финансовых бюджетов.

2. Описание учетной политики.

3. Разработка функциональных бюджетов.

4. «Сведение» модели.

5. Формализация нормативов и ограничений.

6. Регламентация.

Представленный в работе проект внедрения обрабатывающего центра «STE3015» модельной оснастки направлен на техническое перевооружение модельного производства, обеспечивающего в свою очередь металлургическое производство.

Анализ конкурентной ситуации на рынке оборудования для модельного производства позволил выделить наиболее приемлемый по сочетаниям стоимости и функциональности центр STE-3015 производства ООО «Пумори Инжиниринг» («Уральская машиностроительная корпорация»), которая берет на себя работы по установке и отладке оборудования. Его стоимость на 21,6% меньше стоимости оборудования, предлагаемого фирмой Sahos (Чехия) и 36,8% меньше стоимости оборудования фирмы Pade (Италия).

Составление бюджета проекта приобретения и установки оборудования в цехе 780 ОАО «НПК «Уралвагонзавод» включает определение источников и объемов финансирования проекта, планирование доходов и расходов по проекту, денежных потоков, расчет финансовых результатов и показателей эффективности проекта приобретения и внедрения оборудования в цехе 780 ОАО «НПК «Уралвагонзавод», а также рисков проекта.

На этапе планирования бюджета этого проекта подготовлена декомпозиция работ, определена их стоимость, также составлен график движения денежных средств на основе сформированного календарного плана выполнения работ. В работе рассчитаны два вспомогательных бюджета: бюджет заработной платы основных рабочих и бюджет затрат на внедрение нового оборудования. В результате величина затрат составила 6,7 млн. рублей при сроке выполнения проекта один год.

Контроль исполнения бюджета предлагается осуществлять методом освоенного объема. поэтому был составлен базовый план реализации проекта и бланки документов для учета фактических величины и сроков затрат.

Важнейшими рисками проекта выделены:

- маркетинговый риск

- риск несоблюдения графика проекта

- риск превышения бюджета проекта

- технологический риск

- экономический риск

Разработка мероприятий по предотвращению или снижению ущерба от рисковых событий подразумевает определение всех возможных решений, которые могут быть приняты в результате наступления каждого ключевого события и назначение ответственных исполнителей по реализации данных решений.

Центром внимания при разработке мероприятий по снижению рисков являются риски с наибольшей степенью опасности.

Перечень наиболее распространенных решений по снижению рисков включает: принятие рисков; страхование рисков; планирование резервов.

Для предотвращения возможных рисков в бюджет проекта была заложена сума в виде 5% от полной стоимости проекта.

 

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: