Формы организации контрольной деятельности

Для контроля за различными объектами и участками работы детского сада используются разнообразные формы и методы. Можно выделить две основные группы форм контроля1:

1) использующиеся для проверки образовательного и других процес­сов жизнедеятельности детского сада;

2) специальные формы контроля за состоянием воспитательно-обра­зовательного процесса.

В зависимости от того, на каком этапе своего выполнения контро­лируется работа, различают предварительный, текущий (оперативный) и заключительный (итоговый или результирующий) контроль.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ре­сурсы, а также готовность исполнителей. Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер, его смысл состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и в обеспе­чении условий для успешного выполнения намеченного. Например, в августе проводится проверка готовности к началу учебного года: прове­ряется оборудование, документация, наличие методического и дидакти­ческого материала. Главным содержанием предупредительного контроля следует считать проверку готовности воспитателя к проведению занятий, прогулок, трудовой деятельности. Предварительный контроль полезен для предупреждения ошибок в работе воспитателя при введении новой образовательной программы, иных форм деятельности; его смысл в про­филактике возможных недоработок, отборе наиболее рациональных ме­тодов работы, повышении уровня управления.

Текущий (оперативный) контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности ис­полнителей, их отношение к работе, выявление состояния работы педаго­гического коллектива на каком-либо этапе, в какой-либо момент. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежу­точных результатов от запланированных. Например, может быть провере­на подготовка воспитателей проведению прогулок с детьми, к работе б первые дни учебного года и другие. Он может носить выборочный характер и включать в проверку работы отдельных воспитателей.

К оперативному контролю привлекаются старший воспитатель, стар­шая медсестра, заведующий хозяйственной частью. Это г вид контроля

! ЛизпиякЛ В. Основы управления дошкольным <юр:!л<мдгсльиь:и учерхден игм. — VI.. 1*04-. —С. 57.


позволяет установить состояние дел, готовность к рабочему дню на каж­
дом рабочем месте, санитарное состояние помещений и выполнение ре­
жима дня, качество подготовки к предстоящим занятиям с детьми, на­
личие необходимых пособий, материалов, настроение детей.;

Заключительный (итоговый или результатирующий) контроль провод дится после того, как работа выполнена, подводит итоги за определенный период времени: за квартал, полугодие, год. Как правило, в процессе ито-J гового контроля проводится анализ усвоения детьми знаний, сформиро­ванное™ умений и навыков, заложенных в образовательной программе. Во время этого вида контроля оценивается выполнение программы в целом, а также каждым ребенком в отдельности. При проведении контроля по итогам учебного года выделяются усвоение детьми образовательных программ и условия, созданные для педагогической деятельности.

Задача этого контроля — выявить степень достижения цели, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводится в будущем. Заключительный контроль дает возможность оценить, на­сколько реалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные ошибки.

Ко второй группе форм контроля относятся следующие виды контроля воспитательно-образовательного процесса: фронтальный и тематический.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку учеб­но-воспитательной работы в одной группе в течение нескольких дней. Это форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материал для глубо­кого педагогического анализа, выводов и помогает определить, на что должна быть направлена помощь. В процессе фронтального контроля изучается работа двух воспитателей, работающих в группе, выясняется, есть ли преемственность в их работе, единство требований. Фронтальная проверка как основной вид контроля позволяет установить, насколько правильно осуществляются процессы развития и воспитания детей, вза­имосвязи различных видов деятельности. Фронтальный контроль прово­дится в любое время года, продолжительность его от трех дней до педели.

Целью тематических проверок является изучение выполнения про­граммы по конкретным разделам. В ходе их устанавливается, как выпол­няются нормативные документы, как идет работа по решению задач годового плана, как устраняются выявленные за прошедший учебный год недочеты в воспитательно-образовательной работе, насколько эффектив­но воспитатели используют рекомендации методических объединений, консультаций, лучший опыт, представленный на открытых просмотрах


в школах передового педагогического опыта. Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от цели конт­роля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или по всех возрастных группах.

В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию в детском саду, различают такие формы контроля, как административный контроль, коллективный контроль, взаимоконтроль, а также самоконтроль.

Контроль, осуществляемый руководством дошкольного образователь­ного учреждения, называют административным. Он может быть как сти­хийно-административным, так и планово-административным.

Как правило, заведующий детским садом значительный объем функ­ций делегирует своим заместителям, оставляя в большинстве случаев за собой контроль работы административно-управленческого персонала, выполнения Закона РФ «Об образовании», состояния санитарно-гигие­нических условий, соблюдения правил охраны и техники безопасности, сохранности материально-технической базы и здания детского сада, ве­дения документов строгой отчетности.

В ведении заместителей заведующего дошкольным образовательным учреждением находятся определенные процессы функционирования и их непосредственные исполнители. Они контролируют выполнение образо­вательных программ, режима занятий, нерегламентированных видов де­ятельности, ведение документации педагогами, работу творческих групп, состояние воспитательно-образовательного процесса, качество работы обслуживающего персонала, состояние и сохранность материально-тех­нической базы ДОУ.

Конкретное распределение функций контроля между заведующим и его заместителями может варьироваться в разных детских садах. Выделяя вопросы, которые контролирует только заведующий, и вопросы, контро­лируемые старшим воспитателем, заведующим хозяйственной частью, врачом, старшей медицинской сестрой, следует исходить из их должност­ных обязанностей, определенных квалифицированными характеристика­ми «Положения о дошкольном учреждении*.

Контроль, осуществляемый педагогическим коллективом, — коллек­тивный контроль1 — имеет не столь жесткие формы, как административ­ный: это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов в работе, Цель

Основы внутрирегионального упраапеник;' Пол.. р«д П. В. Худдпкнско. о. — М.п 19В:.— С.



подобного контроля — оказание необходимой помощи в виде совета, ре­комендации коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экс­пертная оценка работы педагога, например при аттестации кадров.

Педагоги могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят о взаимоконтроле^. Он оказывается наибо­лее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации. Передавая свой опыт, каждый из коллег изучает, как идет его освоение другими. Контроль деятельности воспитателя со стороны коллег обладает большой силой воздействия на сотрудников. Его результаты непосредст­венно влияют на статус педагога в коллективе. Поэтому при организации коллективного контроля и взаимоконтроля важно учитывать индивиду­альные особенности контролируемых и контролирующих, личные сим-патии и антипатии педагогов. В противном случае может возрасти число конфликтов.

Самоконтроль основывается на доверии к работе воспитателя. Дове­рие оказывается лучшим сотрудникам в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. Очевидно, что педагог может быть переведен на самоконтроль по истечении определенного времени работы в данном учреждении.

Реализация комплексного подхода к решению данного вопроса по­зволяет считать, что один и тот же контроль может быть, например, одновременно и тематическим, и фронтальным, и текущим, и предупре­дительным (табл. 1).

1.3. Технология организации внутрисадовского контроля, программирование, поэтапность планирования

При проведении контроля в дошкольном учреждении следует руко­водствоваться системным подходом, который предполагает:

постоянство контроля, его осуществление по заранее разработанным алгоритмам, структурным схемам; -/ охват всех направлений воспитательно-образовательной работы; •/ широкое привлечение членов коллектива; S серьезную теоретическую и методическую подготовку; V установление взаимосвязей и взаимодействия всех компонентов пе­дагогического процесса;

i Управление школой: теоретические осноны и методы / Под ред. В. С. Лазарева. — М.: ЦСИЭИ, 1997.-С. 203.


v^ комплексное использование форм и методов осуществления контроле в зависимости от целевой установки, содержания педагоги чес ко гс процесса, квалификации воспитателей, характера взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Для проведения успешной работы необходимо соблюдение последо­вательности контроля: подготовка, сбор необходимой информации, ее анализ, разработка схем, памяток, проведение контроля, широкое обсуж­дение в коллективе его итогов, проверка исполнения принятых по ре­зультатам контроля решения.

При проверке важен не столько предмет анализа, сколько механизм применяемых действий, то есть технология внутрисадовского контроля. Под технологией будем понимать всю совокупность средств, сознательно применяемых для достижения целей и реализации функции контроля.

Эффективность контроля во многом зависит от подготовительной работы. Руководителю необходимо заблаговременно разработать про­грамму контроля, его поэтапность. На первом этапе, как правило, наме­чаются общие контуры контроля на весь год по семи блокам, которые характеризуются масштабностью, стабильностью, устойчивостью. Они обязательны для любого дошкольного учреждения, независимо от его типа, комплектности, характеристик педагогического состава.

Рассмотрим один из вариантов программы комплексного контроля, в которой выделены объекты контроля и методы контроля. Каждый из перечисленных объектов представляет собой сложное педагогическое яв­ление и делится на более мелкие элементы. Соответственно и контроли­рующая деятельность может быть направлена как на изучение целостного объекта, так и на его отдельные части.

Программа комплексного контроля работы воспитателя

Блок 1. Воспитанность, сформированность первоначальных учебных | навыков и умений, развитие детей.

1. Уровень воспитанности (культура поведения, нравственные каче­ства, этические предстаааения (этикет), культурно-гигиенические навы­ки; самообслуживание, отношение к физическому труду, к окружающим людям, взаимоотношения со сверстниками).

2. Уровень сформированности первоначальных учебных навыков и умений (полнота, глубина и осознанность знаний у детей по разным направлениям программы, соответствие их образовательным програм­мам; умение применять их в разных ситуациях).

3. Уровень развития (объем и концентрация внимания, объем памяти,
развитость наглядно-действенного, наглядно-образного и логического


мышления; проявление воли, выдержки, чувств, эмоции; физическое развитие и здоровье).

Методы контроля: беседы, наблюдения, проведение срезов знаний, тестирование, анкетирование, изучение детских работ по изобразитель­ной деятельности и ручному труду.

Блок 2. Профессиональная компетентность педагогических кадров; качество образовательного процесса.

1. Качество постановки целей и педагогических задач.

2. Эффективность достижения целей и решения педагогических задач.

3. Причины эффективности или неэффективности решения педаго­гических задач:

-/ уровень основных личностных качеств педагогических кадров (общая эрудиция и знание материала, общий уровень педагогического мас­терства и т.д.);

•/ уровень основных характеристик воспитанников на занятиях (позна­вательная активность, самостоятельность, индивидуальная работа с детьми и т. п.); У качество содержания учебного материала; у/ эффективность реализуемых методик и педагогических технологий.

Методы контроля: посещение занятий, других форм работы, тести­рование, анкетирование, изучение документов (планов, конспектов) и пособий.

Блок 3. Состояние воспитательной работы.

1. Наличие воспитательной системы, то есть упорядоченность всей воспитательной работы, включая и дидактическую систему (образова­тельную деятельность).

2. Критерии оценки воспитательной системы: критерий факта; кри­терий качества (общий психологический климат в группе, стиль отноше­ний в ней, Самочувствие ребенка, его социальная защищенность, внут­ренний комфорт),

Методы контроля: посещение разных возрастных групп, наблюдений за проведением мероприятий, беседы, изучение документов организации работы группы.

Блок 4. Качественный состав и работа по подбору, расстановке педа­гогических кадров, социально-психологический климат.

1. Анализ качественного и количественного состава педагогов (воз­раст, стаж, квалификация и ее повышение и т.д.).

2. Где и когда (педагог, педагогический совет, производственное со­вещание и пр.) рассматривались вопросы работы с педагогическими кад­рами в данном детском саду (за последние пять лет).


3. Инновации (кто из педагогов был их инициатором; роль админи­страции во внедрении новации).

4. Дисциплина труда (наличие приказов в связи с нарушениями трудовой дисциплины и общественного порядка, вопросы, выносимые на административный совет, формы и методы воздействия, применяемые к нарушителям дисциплины).

5. Повышение ответственности педагогов за улучшение качества их работы, культуры, более полное использование их резервов (ма­териальное и моральное стимулирование) руководством ДОУ.

6. Работа, проводимая по подбору, расстановке кадров.

7. Работа учреждения с резервом.

8. Сменяемость кадров и ее причины. Наличие вакансий и причины из незамещения более трех месяцев.

9. Работа по повышению квалификации педагогических кадров (ука­зать формы).

10. Работа педсовета, профсоюзного комитета (по вопросам трудового
законодательства).

11. Работа по закреплению кадров (укомплектованности, дефицит кадров).

12. Проведение анализа текучести кадров (процент текучести кадров по всем категориям).

13. Работа с молодыми специалистами (какая работа ведется с ними, сколько молодых специалистов уволилось за последние пять лет).

14. Система поощрений.

15. Улучшение условий труда и быта педагогов (данные за последние пять лет).

16. Наличие программы развития детского сада.

Методы контроля: изучение документов, беседы, анкетирование. Блок 5. Методическая работа.

1. Система методической работы (сущность и задачи методической работы; содержание методической работы; формы организации методи­ческой работы; выбор оптимального варианта системы методической ра­боты в ДОУ).

2. Управление методической работы в ДОУ (создание условий для методической работы педагогов; планирование и организация методической работы; стимулирование педагогического творчества пе­дагогов; профессион&тьное самосовершенствование педагогов; изуче­ние, обобщение и распространение передового педагогического опыта; анализ эффективности методической работы в ДОУ).


Методы контроля: посещение методических мероприятий, беседы, изучение документов.

Блок 6, Анализ состояния материальной-технической базы и санитар­но-гигиенических условий.

1. Состояние здания, других построек, групповых комнат, кабинетов, музыкального и спортивного залов, других помещений.

2. Обеспеченность мебелью, соответствие ее современным гигиени­ческим требованиям и требованиям рациональной организации воспита­тельно-образовательного процесса, состояние мебели, ее маркировка и сохранность.

3. Оснащение учебным оборудованием, наглядными пособиями, тех­ническими средствами обучения, системность их хранения.

4. Соблюдение в детском саду санитарно-гигиенического режима,
охраны труда и техники безопасности, противопожарного состояния,
оформление групп и кабинетов.

Методы контроля: осмотр групп и других помещений, беседы, изу­чение документации.

Блок 7. Анализ состояния управления ДОУ.

Контроль включает изучение внутреннего управления как. фактора, определяющего эффективность воспитательно-образовательного процес­са и его результаты и самоанализ руководителей ДОУ. Эффективность контроля во многом зависит от качества подведения итогов контроля, принятия решений по его итогам. Иначе контроль будет лишь констата­цией существующего положения, в то время как он должен способство­вать развитию ДОУ, достижению его конкретных результатов. Сущест­вуют следующие формы подведения итогов контроля:

1. Обсуждение итогов контроля на заседании педсовета ДОУ (обычно на заседаниях педсовета обсуждаются итоги комплексных и тематических проверок).

2. Рассмотрение итогов контроля на административных совещаниях

(в присутствии заведующего).

3. Подготовка приказа по ДОУ по итогам контроля.

4. Подготовка справки по итогам проверки,

Любое подведение итогов контроля должно завершаться принятием одного из следующих решений: постановление педсовета; решение сове­щания при заведующем; заключительная часть приказа; рекомендации (в справках),

Поскольку в годовом плане-графике контроля состояние учебно-воспи­тательного процессаотраженовобщем.то это сложное явление необходимо контролировать более углубленно, разделив на более мелкие элементы.


 




Система контроля за организацией педагогической работы охватывает1 все направления воспитательно-образовательной работы и предполагает; составление комплекта таблиц. Эти таблицы наблюдений педагогическо­го процесса позволяют глубоко проанализировать деятельность воспита­теля и детей по любому из направлений педагогического процесса (при­ложение 1). При этом результаты проверки с помощью условных знаков заносятся в тетрадь контроля и в соответствующие графики (график наблюдений педагогического процесса на занятиях и график наблюдений педагогического процесса вне занятий) (табл. 2).

Таблица 2

Тетрадь контроля

 

 

Дата, шифр группы, фамилия воспитателя, тема Анализ и результаты наблюдений
номер проверяемого раздела анализ выявленных недостатков объяснение результатов анализа, выводы и предложения
\~~~      

Обший результат с помощью условного знака качества вносится в соответствующую графу, что позволяет значительно сократить количест­во записей в тетради контроля: отлично; хорошо; удовлетворительно; плохо.

При наличии отрицательных результатов, независимо от того, свя­заны они с целью проверки или возникли дополнительно в процессе наблюдения, в графе тетради контроля «Анализ выявленных недо­статков» обязательно дается словесный анализ с выводами и предло­жениями. Отрицательный знак качества вносится в график контроля и говорит о необходимости проведения дополнительных проверок до устранения недостатка. Занося в график отрицательные, удовлетвори­тельные, положительные результаты, отмечаем в любом случае то главное, на что нужно обратить внимание, например помочь обобщить опыт,

Ежемесячно при планировании посещений групп одна-две цели, взятые из план а-графика, являются ведущими. Например, в сентябре такой была цель номер два. Это значит, что в течение месяца при посещении каждой группы во всех проверяемых видах работы, кроме других целей, обязательно ставилась цель номер два. Таким образом, к концу года ни одна из целей плана-графика не бывает упущена при проверке.


Планы-графики составляются в начале учебного года. Они рассчита­ны на пять-шесть посещений каждой группы по всем видам педагоги­ческой работы. Таким образом, к концу года в них будет представлена полная информация о работе каждого воспитателя по всем разделам программы. Эта информация станет основой при составлении нового

годового плана.

В план-график вводится дополнительное условное обозначение — римская цифра. Она обозначает вид деятельности в пределах контроля. С этой целью к плану-графику контроля прилагается перечень видов

деятельности.

Перечень видов деятельности по разделам

Физкультурно-оздоровительная работа

I. Закаливание.

II. Утренняя гимнастика.

III. Физкультурные досуги, праздники.

IV. Подвижные игры «Физические упражнения на прогулке».

V. Самостоятельная двигательная активность.

VI. Корригирующая гимнастика.

VII. Ритмическая гимнастика.

VIII. Соблюдение режима дня.

Культурно-гигиенические навыки

I. Умывание, соблюдение правил ухода за полостью рта.

II. Одевание и хранение одежды.

III. Культура еды.

Знакомство с природой

I. Растительный мир. П. Животный мир.

III. Неживая природа.

IV. Сезонные изменения в природе,

Нравственно-эстетическое воспитание

I. Взаимоотношения в коллективе детей.

П. Отношение к взрослым.

III. Поведение в общественных местах,

)9


       
 
   
 


i Нравственно -патриотическое воспитание в процессе ознакомления с окружающим

I. Родной город.

II. Республика, в которой ты живешь. j

III. Наша Родина.

IV. Праздники календаря.

V. Труд взрослых.!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow