Новое в содержании контрольной деятельности ДОУ

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в де­ли, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управ­ления; в стили педагогической деятельности и организацию УВП; в систему контроля и оценки уровня образования; в систему финансирования; в учеб­но-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность воспитателя и воспитанника,

Приведем классификацию нововведений по признаку соотнесенно­сти нового к педагогическому процессу, протекающему в образователь­ном учреждении:

л/ технологические инновации (связаны с новыми способами изготов­ления продукта);

V методические инновации (связаны с организационными нововведе­
ниями);

•/ организационные инновации (связаны с освоением новых форм и методов организации труда);

•J управленческие нововведения (затрагивают структуру, методы управ­ления организацией с целью замены элементов системы управления или системы в целом);

S экономические инновации (связаны с изменениями мотивации, оп­латы труда, оценки результатов деятельности);

S социальные нововведения (связаны с активацией человеческого фак­тора путем совершенствования кадровой политики);

V юридические инновации (связаны с изменениями в законах, норма­
тивно-правовыми документами);

V^ практические инновации (связаны с новыми методиками, правилами,

алгоритмами, программами).

Критерии оценки нововведений: v масштаб преобразования образовательного учреждения;

степень глубины осуществляемого преобразования;

степень новизны по фактору времени;

V результативность (устойчивость положительных результатов);

S оптимальность (затрата сил и средств для достижения результата);

v творческое использование в массовом опыте.

К числу новых устремлений внутреннего контроля в детском саду, общих

для всех направлений работы дошкольного учреждения, можно отнести:

"/ перемещение центра тяжести с административного контроля, осу­ществляемого единолично, на коллективные формы контрольной де­ятельности;


J расширение доверительности контроля за счет использования таких

его форм, как самоконтроль и взаимоконтроль; / увеличение гласности контроля, обретение членами коллектива права и возможности доступа к контрольной документации;

J повышение уровня профессиональной компетентности субъектов контроля, прежде всего за счет делегирования контрольных полно­мочий заместителю заведующего, творческим группам воспитателей

и т.д.

Новым в содержании контрольной деятельности в детском саду яв­ляются стремление дополнить перечень традиционных контрольных дей­ствий новыми, позволяющими охватить новые функциональные области жизнедеятельности дошкольного учреждения, и отказ от морально уста­ревших действий.

К числу новых видов контрольных действий можно отнести: •/ контроль за воспитательно-образовательной подсистемой (разработка стандартов контроля (моделей выпускника детского сада, моделей социального заказа, планов функционирования и развития дошколь­ного учреждения и других); диагностика состояния воспитательно-образовательной подсистемы учреждения; оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля, анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления; принятие решения о направлениях коррекции воспитательно-образо­вательной подсистемы детского сада или о необходимости уточнения стандартов контроля; организация исполнения решения (организа­ции коррекционной работы); проверка выполнения решения); контроль за работой с кадрами (разработка стандартов контроля (тре­бований к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья работников); аттестация педагогов; диагностика состояния здоровья работников дошкольного учрежде­ния; оценка степени соответствия уровня профессиональной подго­товленности, личностных качеств, состояния здоровья работников детского сада разработанным стандартам контроля, анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей из преодоления; приня­тие решений о направлениях работы (методической, психологиче­ской, медицинской и прочих служб), корректирующих состояние ра­боты с кадрами, или об изменении выбранных стандартов контроля; организация коррекционной работы; проверка ее исполнения); * контроль за работой с детьми (разработка стандартов контроля (тре­бований к учебно-воспитательному процессу, уровню знаний, умений и навыков детей, психологическим особенностям, способностям и


 




склонностям и других); диагностика учебных возможностей детей, их психофизического состояния, диагностика нуждающихся в компен­сирующем обучении, ранняя диагностика и ранняя профилактика заболевании, наиболее часто встречающихся у дошкольников; диа-гностика н выявление детей, нуждающихся в социально-педагогиче­ской поддержке; принятие решений о направлениях работы (учебной, воспитательной, медицинской, дефектологической, психологической подсистем детского сада), корректирующей имеющееся состояние ра­боты с детьми; организация коррекционной работы; проверка ее ре­зультативности); S контроль за финансово-хозяйственной и экономической деятельно­стью в ДОУ (осуществление расчетов потребности всех протекающих в ДОУ процессов в ресурсах и условиях с последующим отражением этой по-фебноети в бюджете ДОУ и бюджете его подсистем (бюджет выступает в роли стандарта контроля); оценка степени соответствия обеспечения ДОУ условиями и ресурсами стандартам контроля, ана­лиз причин выявленных рассогласований и поиск способов их пре­одоления; организация необходимой работы, проверка ее исполне­ния); •/" контроль за материально-технической деятельностью, ремонтом обо­рудования (разработка стандартов контроля (требований к оборудо­ванию и помещениям ДОУ с учетом особенностей учебно-воспита­тельного процесса, требований традиционного гигиенического под­хода, дополненного эргономическим, связанным с правильным подбором дизайна помещений и дидактических средств); оценка сте­пени соответствия помещений детского сада и дидактических средств выработанным стандартам контроля, анализ причин выявленных рас­согласований и поиск путей их преодоления; принятие решений о направлениях работы, контролирующих состояние материально-тех­нической деятельности в детском саду (изменение интерьера групп и других помещений, теплового, светового и цветового, воздушного ре­жимов в них, введение в действие новых площадей и прочее); орга­низация выполнения принятых решений, проверка их исполнения). Новые технологии контрольной деятельности, используемые в ДОУ, отличаются стремлением к объективности и достоверности результатов измерений состояния всех протекающих в детском саду процессов. Можно выделить социологические методы с целью выявления содержа­ния социального заказа детскому саду, методы моделирования протека­ющих в дошкольном учреждении воспитательных, образовательных и инновационных процессов, процесса правления, обеспечивающих про-


ов а также компьютерные средства контроля за ходом выполнения

даанов' ДОУ.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: У контроль — это процесс получения и переработки информации о ходе и результатах воспитательно-образовательного процесса для при­нятия на этой основе определенного управленческого решения; / контроль включает наблюдения, изучение, анализ и оценку эффек­тивности деятельности исполнителей, а также уровень их готовности к выполнению задач, стоящих перед ними и вытекающих из соци­ального заказа общества; У внутрисадовский контроль — это систематическая проверка состоя­ния учебно-воспитательной работы педагогов. Один из основных ме­тодов контроля — способ получения знаний о ходе и результатах деятельности педагога и воспитанников, анализ воспитательно-обра­зовательного процесса; •/ по своему назначению контроль многофункционален (изучение (более того — исследование) системы педагогической деятельности воспитателя, накопление информации о его работе на основе анали­тически обоснованных целей и хорошо продуманных программ, аргументированных передовым опытом воспитателей-новаторов и ре­комендациями прогрессивной дидактики, теории воспитания, до­школьной психологии; оказание воспитателю конкретной и своевре­менной помощи, всемерное содействование росту его педагогической квалификации; установление отношений сотрудничества между руко­водителями ДОУ и воспитателем на основе внимательного отноше­ния к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в раз­витии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в по­тенциальные возможности педагога работать лучше; планирование объектов, целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива; согласование содержания и форм контроля непосредст­венно с учителем, принимая во внимание его соображения об имею­щихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике; развитие гласности в системе внутрисадовского контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оператив­ного информирования воспитателей о результатах проверки состоя­ния в детском саду; безусловное сохранение за воспитателем права на утверждение своего мнения и обоснованность правомерности пе­дагогической целесообразности своих методических позиций и тео­ретических взглядов); субъекты контроля определяются на основании

i ■



нормативных документов, а также при создании дошкольного учреж­дения.

В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль, а также самоконтроль; для контроля за различными объектам л и участками работы дошкольного учреждения используются разнообраз­ные формы и методы.

Можно выделить две основные группы форм контроля. К первой относятся предварительный, текущий (оперативный) и итоговый (заклю­чительный) контроль, используемые для проверки состояния образова­тельного, воспитательного и других процессов жизнедеятельности ДОУ, а ко второй — специальные формы контроля за состоянием воспитатель­но-образовательного процесса: тематический и фронтальный.

В дошкольном учреждении используются разнообразные методы контроля: наблюдение и анализ процесса, психологическое тестирова­ние, диагностирование, опросы, анкетирование, беседы, хронометриро­вание, изучение документации, прежде всего планов, а также специаль­ные документы.

Чтобы быть эффективным, контроль должен осуществляться регуляр­но. План контроля является органической частью годового плана и свя­зан с другими его разделами. Годовой план-график внутрисадовского контроля включает в себя как контроль за состоянием и результатами воспитательно-образовательного процесса, так и контроль за состоянием обеспечивающих процессов,

В практике организации контроля руководителю необходимо решить ряд вопросов (определить участников контроля, провести для них ин­структаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необ­ходимую документацию, связанную с объектом проверки, распределить рабочее время, оптимально использовав его для наблюдения за выделен­ными в плане объектами контроля).

Контроль должен завершаться формулированием предложений ло устранению выявленных недостатков либо побуждать к использованию новых возможностей.

Контроль позволяет выявить необходимость принятия управлен­ческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соот­ветствует желаемому, в задачи контроля входят также формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждение исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой де­ятельности.


Глава 2. Основные направления повышения эффективности внутрисадовского контроля

2.1. Анализ состояния дошкольного образовательного учреждения: выявление и оценка проблем

Анализ — первый шаг на пути определения целей и способов их достижения. В результате анализа должно стать ясно, что требуется из­менить, чтобы детский сад в будущем мог лучше, чем в настоящем, выполнять свои функции. Степень конкретности ответа на этот вопрос должна быть достаточной для перехода к поиску идей решения проблем. Если это условие не выполняется, то проблемы должны быть конкрети­зированы путем расчленения их на составные части (подпроблемы).

Исходя из этого, анализ ситуации в образовательном учреждении должен обеспечивать:

■/ полноту и операциональность выделения значимых проблем; ■/ конкретность определения проблем (уровень структурированности

проблем должен быть таким, чтобы можно было переходить к поиску

идей их решения без дополнительного расчленения проблемы на

более мелкие части); ■/ обоснованность оценок значимости выделенных проблем; •/ прогностичность анализа (ориентированность анализа не только на

требования настоящего, но и прогнозируемого будущего).

Если проследить рекомендуемый современной методологией ход проб­лемно-ориентированного анализа, то очевидно, что он отличается от тра­диционного, идущего от «начала к концу», рациональностью процесса ана­лиза, выстраиванием логических связей между следствием (результат) и причиной (недостатки учебно-воспитательного процесса и условий) (рис. 1).


Реализация такой схемы предусматривает анализ результатов, анализ воспитательно-образовательного процесса, анализ условий.

Анализ результатов. Всякая проблема обнаруживает себя как несоот­ветствие между «тем, что есть* и «тем, что требуется». Поэтому на первом шаге определения следует ответить на вопрос «Каким требованиям долж­ны удовлетворять результаты работы детского сада?» Эти требования задаются в социальном заказе ДО У. Их нужно знать и выбрать те, на реализацию которых ДО У будет ориентироваться,

На втором шаге анализа результатов требования социального заказа сравниваются с тем, что детский сад реализует в действительности. Для этого нужно, чтобы требования и действительные результаты были сфор­мулированы в одних и тех же категориях: «содержание и уровень знаний и умений дошкольника», «воспитанность», «развитость», «здоровье вы­пускника детского сада*, «готовность в обучению в школе» и т.д. В ре­зультате диагностирования опенка сформированное*™ требуемых качеств у выпускника детского сада должна фиксировать степень несоответствия между тем, что есть, и тем, что должно быть.

В результате сопоставления требуемого и достигнутого выделяются те пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность проблем, подлежащих решению. Анализ воспитательно-образовательного процесса. Продолжая анализ каждой проблемы, необходимо дать не общие, а конкретные ответы на вопрос «Какими недостатками учебно-воспитательного процесса обу­словлена разница между достигнутыми результатами и теми, которые требует социальный заказ?»

Это может быть неолтимальньгй годовой план, отсутствие или несовер­шенство каких-то программ, использование неэффективных технологий, отсутствие необходимой внешней или внутренней дифференциации детей при организации воспитательно-образовательного процесса и так далее,

По каждой проблеме может быть выделено множество недостатков воспитательно-образовательного процесса, в той или иной степени вли­яющих на отклонение фактических результатов от требуемых. С целью сужения области поиска значимых проблем нужно оценить степень вли­яния каждого недостатка (по шкале: «сильно», «средне» и «слабо») и выделить не более трех в качестве основных причин неудовлетворенно­сти данного результата.

В результате выполнения этого анализа можно сделать конкретные выводы.

 

Анализ условий. Следующий этап предполагает ответ на вопрос «Не­достатки каких условий являются причинами дефектов воспитательно -


образовательного процесса?» Это может быть отсутствие или неподготов­ленность кадров, недостаточная их заинтересованность в результатах тоуда, отсутствие научно-методического обеспечения и т, д.

В результате анализа делаются выводы примерно следующего харак­тера: не все кадры владеют методологическими, теоретическими, мето­дическими и технологическими знаниями и умениями; необходимые кадры есть, но нет или недостаточно научно-методического обеспечения; недостаточно отлажен механизм диагностики, а также средств контроля за усвоением знаний.

Следует иметь в виду, что одни и те же недостатки воспитательно-образовательного процесса и условий могут входить в структуру разных проблем, будучи в одних более, а в других менее значимыми,

Поэтому, завершая проблемный анализ состояния детского сада, тре­буется выделить перечень недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

Все действия проблемного анализа можно представить в виде следую­щей последовательности шагов.

Шаг 1. На основе анализа внешних и внутренних источников соци­ального заказа и прогнозирования изменений требований, которые будут исходить из этих источников в будущем, формулируем в четко характе­ризуемых педагогических категориях общий образ желаемого результата.

Шаг 2. Оцениваем в этих же категориях результаты работы ДОУ.

Шаг 3. Сравниваем желаемый и действительный результаты работы ДОУ, выявляем расхождения и формируем на основе этого проблемы.

Шаг 4. Выявляем недостатки воспитательно-образовательного про­цесса, приведшие к появлению проблем.

Шаг 5. Выявляем недостатки условий, приведших к возникновению недостатков воспитательно-образовательного процесса, и результатов.

Шаг 6. Формируем ранжированный по значимости перечень проблем с объяснением причин существования каждой из них.

Последующей деятельностью являются поиск и оценка проблем, вы­явление при анализе состояния дошкольного образовательного учрежде­ния и последующая их реализация с целью решения этих проблем. Внут-рисадовский контроль включает также изучение и самоанализ руководи­теля ДОУ уровня управления как фактора, определяющего эффективность Учебно-воспитательного процесса и его результаты.

Самоанализ руководителей ДОУ рекомендуется проводить поэтапно.

Первый этап. Умение руководителей ДОУ осуществлять педагоги­ческий анализ, которое складывается из следующих составляющих: со­ответствие содержания информации конкретным целям управления;



формирование источников информации, вывод их на определении уровень управления для принятия решения; способы обработки и хъ нения информации; наличие главного направления педагогическое анализа; качество оперативного принятия решений на основе анал^ оперативной информации; отбор объектов изучения и анализа в соот. аетствии с задачами, решаемыми ДОУ; охват анализом всех основные сторон воспитательно-образовательного процесса; установление прц, чинно-следственных связей; конкретность выдвигаемых задач, обосно. ванных анализом.

Второй этап. Управленческое умение руководителя ДОУ планиро. вать работу на год, которое складывается из следующих составляющих значимость целей и задач; составление плана на основе педагогическое анализа работы ДОУ за предыдущий год; конкретность и реальносц поставленных задач; единство целей и средств их достижения; уровещ сбалансированности разделов годового плана по содержанию, срокам» исполнителям в соответствии с задачами ДОУ,

Третий этап. Эффективность организаторской деятельности руково­дителя ДОУ: умение распределять управленческий труд между заведу. кндим и его заместителями (распределение функциональных обязанно-стей); рациональность расстановки педагогических кадров в ДОУ; ран педагогических и других общественных организаций (советов педагогов. родительский комитет) в управлении ДОУ; эффективность работы педа­гогического совета (как одной из форм организации коллектива), орга­низация выполнения его решений; организация труда руководителя ДО) и его заместителей; работа с педагогическими кадрами (повышение про­фессионального уровня педагогического коллектива, повышение квали­фикации воспитателей, организация работы творческих групп, работы' молодыми специалистами, аттестация педагогов), в том числе по разви­тию творчества педагогов (предоставление права на новаторство, ори№ нальные приемы в работе т.д.); стимулирование (моральное и матери­альное) педагогов; система работы с законодательными и нормативными документами (знание содержания нормативных документов; анализ р* боты ДОУ по вопросу, обозначенному в них (постановка целей, позво­ляющих реализовать рекомендации того или иного документа, организа­ция работы по его выполнению); организация коллектива на работу' нормативными документами; контроль и анализ работы педагогическое коллектива с нормативными документами).

Четвертый этап. Состояние внутреннего контроля (ВК) и регулир°! вания: наличие системы ВК; виды, формы, методы ВК; связь функций В* с другими функциями управления (педагогическим анализом, планиро^'


регулированием и прочее); демократические начата в осуществлен НЛи о£ (гласность, привлечение общественных организаций и т.д.). H/7jwHW*f этап. Взаимодействие с другими организациями и учрежде-ями, школой. Взаимодействие с семьями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: