Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в дели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию УВП; в систему контроля и оценки уровня образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность воспитателя и воспитанника,
Приведем классификацию нововведений по признаку соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в образовательном учреждении:
л/ технологические инновации (связаны с новыми способами изготовления продукта);
V методические инновации (связаны с организационными нововведе
ниями);
•/ организационные инновации (связаны с освоением новых форм и методов организации труда);
•J управленческие нововведения (затрагивают структуру, методы управления организацией с целью замены элементов системы управления или системы в целом);
S экономические инновации (связаны с изменениями мотивации, оплаты труда, оценки результатов деятельности);
|
|
S социальные нововведения (связаны с активацией человеческого фактора путем совершенствования кадровой политики);
V юридические инновации (связаны с изменениями в законах, норма
тивно-правовыми документами);
V^ практические инновации (связаны с новыми методиками, правилами,
алгоритмами, программами).
Критерии оценки нововведений: v масштаб преобразования образовательного учреждения;
степень глубины осуществляемого преобразования;
степень новизны по фактору времени;
V результативность (устойчивость положительных результатов);
S оптимальность (затрата сил и средств для достижения результата);
v творческое использование в массовом опыте.
К числу новых устремлений внутреннего контроля в детском саду, общих
для всех направлений работы дошкольного учреждения, можно отнести:
"/ перемещение центра тяжести с административного контроля, осуществляемого единолично, на коллективные формы контрольной деятельности;
J расширение доверительности контроля за счет использования таких
его форм, как самоконтроль и взаимоконтроль; / увеличение гласности контроля, обретение членами коллектива права и возможности доступа к контрольной документации;
J повышение уровня профессиональной компетентности субъектов контроля, прежде всего за счет делегирования контрольных полномочий заместителю заведующего, творческим группам воспитателей
и т.д.
Новым в содержании контрольной деятельности в детском саду являются стремление дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить новые функциональные области жизнедеятельности дошкольного учреждения, и отказ от морально устаревших действий.
|
|
К числу новых видов контрольных действий можно отнести: •/ контроль за воспитательно-образовательной подсистемой (разработка стандартов контроля (моделей выпускника детского сада, моделей социального заказа, планов функционирования и развития дошкольного учреждения и других); диагностика состояния воспитательно-образовательной подсистемы учреждения; оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля, анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления; принятие решения о направлениях коррекции воспитательно-образовательной подсистемы детского сада или о необходимости уточнения стандартов контроля; организация исполнения решения (организации коррекционной работы); проверка выполнения решения); контроль за работой с кадрами (разработка стандартов контроля (требований к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья работников); аттестация педагогов; диагностика состояния здоровья работников дошкольного учреждения; оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья работников детского сада разработанным стандартам контроля, анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей из преодоления; принятие решений о направлениях работы (методической, психологической, медицинской и прочих служб), корректирующих состояние работы с кадрами, или об изменении выбранных стандартов контроля; организация коррекционной работы; проверка ее исполнения); * контроль за работой с детьми (разработка стандартов контроля (требований к учебно-воспитательному процессу, уровню знаний, умений и навыков детей, психологическим особенностям, способностям и
склонностям и других); диагностика учебных возможностей детей, их психофизического состояния, диагностика нуждающихся в компенсирующем обучении, ранняя диагностика и ранняя профилактика заболевании, наиболее часто встречающихся у дошкольников; диа-гностика н выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке; принятие решений о направлениях работы (учебной, воспитательной, медицинской, дефектологической, психологической подсистем детского сада), корректирующей имеющееся состояние работы с детьми; организация коррекционной работы; проверка ее результативности); S контроль за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в ДОУ (осуществление расчетов потребности всех протекающих в ДОУ процессов в ресурсах и условиях с последующим отражением этой по-фебноети в бюджете ДОУ и бюджете его подсистем (бюджет выступает в роли стандарта контроля); оценка степени соответствия обеспечения ДОУ условиями и ресурсами стандартам контроля, анализ причин выявленных рассогласований и поиск способов их преодоления; организация необходимой работы, проверка ее исполнения); •/" контроль за материально-технической деятельностью, ремонтом оборудования (разработка стандартов контроля (требований к оборудованию и помещениям ДОУ с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса, требований традиционного гигиенического подхода, дополненного эргономическим, связанным с правильным подбором дизайна помещений и дидактических средств); оценка степени соответствия помещений детского сада и дидактических средств выработанным стандартам контроля, анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления; принятие решений о направлениях работы, контролирующих состояние материально-технической деятельности в детском саду (изменение интерьера групп и других помещений, теплового, светового и цветового, воздушного режимов в них, введение в действие новых площадей и прочее); организация выполнения принятых решений, проверка их исполнения). Новые технологии контрольной деятельности, используемые в ДОУ, отличаются стремлением к объективности и достоверности результатов измерений состояния всех протекающих в детском саду процессов. Можно выделить социологические методы с целью выявления содержания социального заказа детскому саду, методы моделирования протекающих в дошкольном учреждении воспитательных, образовательных и инновационных процессов, процесса правления, обеспечивающих про-
|
|
ов а также компьютерные средства контроля за ходом выполнения
даанов' ДОУ.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: У контроль — это процесс получения и переработки информации о ходе и результатах воспитательно-образовательного процесса для принятия на этой основе определенного управленческого решения; / контроль включает наблюдения, изучение, анализ и оценку эффективности деятельности исполнителей, а также уровень их готовности к выполнению задач, стоящих перед ними и вытекающих из социального заказа общества; У внутрисадовский контроль — это систематическая проверка состояния учебно-воспитательной работы педагогов. Один из основных методов контроля — способ получения знаний о ходе и результатах деятельности педагога и воспитанников, анализ воспитательно-образовательного процесса; •/ по своему назначению контроль многофункционален (изучение (более того — исследование) системы педагогической деятельности воспитателя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ, аргументированных передовым опытом воспитателей-новаторов и рекомендациями прогрессивной дидактики, теории воспитания, дошкольной психологии; оказание воспитателю конкретной и своевременной помощи, всемерное содействование росту его педагогической квалификации; установление отношений сотрудничества между руководителями ДОУ и воспитателем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше; планирование объектов, целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива; согласование содержания и форм контроля непосредственно с учителем, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике; развитие гласности в системе внутрисадовского контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования воспитателей о результатах проверки состояния в детском саду; безусловное сохранение за воспитателем права на утверждение своего мнения и обоснованность правомерности педагогической целесообразности своих методических позиций и теоретических взглядов); субъекты контроля определяются на основании
|
|
i ■
нормативных документов, а также при создании дошкольного учреждения.
В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль, а также самоконтроль; для контроля за различными объектам л и участками работы дошкольного учреждения используются разнообразные формы и методы.
Можно выделить две основные группы форм контроля. К первой относятся предварительный, текущий (оперативный) и итоговый (заключительный) контроль, используемые для проверки состояния образовательного, воспитательного и других процессов жизнедеятельности ДОУ, а ко второй — специальные формы контроля за состоянием воспитательно-образовательного процесса: тематический и фронтальный.
В дошкольном учреждении используются разнообразные методы контроля: наблюдение и анализ процесса, психологическое тестирование, диагностирование, опросы, анкетирование, беседы, хронометрирование, изучение документации, прежде всего планов, а также специальные документы.
Чтобы быть эффективным, контроль должен осуществляться регулярно. План контроля является органической частью годового плана и связан с другими его разделами. Годовой план-график внутрисадовского контроля включает в себя как контроль за состоянием и результатами воспитательно-образовательного процесса, так и контроль за состоянием обеспечивающих процессов,
В практике организации контроля руководителю необходимо решить ряд вопросов (определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектом проверки, распределить рабочее время, оптимально использовав его для наблюдения за выделенными в плане объектами контроля).
Контроль должен завершаться формулированием предложений ло устранению выявленных недостатков либо побуждать к использованию новых возможностей.
Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому, в задачи контроля входят также формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждение исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.
Глава 2. Основные направления повышения эффективности внутрисадовского контроля
2.1. Анализ состояния дошкольного образовательного учреждения: выявление и оценка проблем
Анализ — первый шаг на пути определения целей и способов их достижения. В результате анализа должно стать ясно, что требуется изменить, чтобы детский сад в будущем мог лучше, чем в настоящем, выполнять свои функции. Степень конкретности ответа на этот вопрос должна быть достаточной для перехода к поиску идей решения проблем. Если это условие не выполняется, то проблемы должны быть конкретизированы путем расчленения их на составные части (подпроблемы).
Исходя из этого, анализ ситуации в образовательном учреждении должен обеспечивать:
■/ полноту и операциональность выделения значимых проблем; ■/ конкретность определения проблем (уровень структурированности
проблем должен быть таким, чтобы можно было переходить к поиску
идей их решения без дополнительного расчленения проблемы на
более мелкие части); ■/ обоснованность оценок значимости выделенных проблем; •/ прогностичность анализа (ориентированность анализа не только на
требования настоящего, но и прогнозируемого будущего).
Если проследить рекомендуемый современной методологией ход проблемно-ориентированного анализа, то очевидно, что он отличается от традиционного, идущего от «начала к концу», рациональностью процесса анализа, выстраиванием логических связей между следствием (результат) и причиной (недостатки учебно-воспитательного процесса и условий) (рис. 1).
Реализация такой схемы предусматривает анализ результатов, анализ воспитательно-образовательного процесса, анализ условий.
Анализ результатов. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть* и «тем, что требуется». Поэтому на первом шаге определения следует ответить на вопрос «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы детского сада?» Эти требования задаются в социальном заказе ДО У. Их нужно знать и выбрать те, на реализацию которых ДО У будет ориентироваться,
На втором шаге анализа результатов требования социального заказа сравниваются с тем, что детский сад реализует в действительности. Для этого нужно, чтобы требования и действительные результаты были сформулированы в одних и тех же категориях: «содержание и уровень знаний и умений дошкольника», «воспитанность», «развитость», «здоровье выпускника детского сада*, «готовность в обучению в школе» и т.д. В результате диагностирования опенка сформированное*™ требуемых качеств у выпускника детского сада должна фиксировать степень несоответствия между тем, что есть, и тем, что должно быть.
В результате сопоставления требуемого и достигнутого выделяются те пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность проблем, подлежащих решению. Анализ воспитательно-образовательного процесса. Продолжая анализ каждой проблемы, необходимо дать не общие, а конкретные ответы на вопрос «Какими недостатками учебно-воспитательного процесса обусловлена разница между достигнутыми результатами и теми, которые требует социальный заказ?»
Это может быть неолтимальньгй годовой план, отсутствие или несовершенство каких-то программ, использование неэффективных технологий, отсутствие необходимой внешней или внутренней дифференциации детей при организации воспитательно-образовательного процесса и так далее,
По каждой проблеме может быть выделено множество недостатков воспитательно-образовательного процесса, в той или иной степени влияющих на отклонение фактических результатов от требуемых. С целью сужения области поиска значимых проблем нужно оценить степень влияния каждого недостатка (по шкале: «сильно», «средне» и «слабо») и выделить не более трех в качестве основных причин неудовлетворенности данного результата.
В результате выполнения этого анализа можно сделать конкретные выводы.
Анализ условий. Следующий этап предполагает ответ на вопрос «Недостатки каких условий являются причинами дефектов воспитательно -
образовательного процесса?» Это может быть отсутствие или неподготовленность кадров, недостаточная их заинтересованность в результатах тоуда, отсутствие научно-методического обеспечения и т, д.
В результате анализа делаются выводы примерно следующего характера: не все кадры владеют методологическими, теоретическими, методическими и технологическими знаниями и умениями; необходимые кадры есть, но нет или недостаточно научно-методического обеспечения; недостаточно отлажен механизм диагностики, а также средств контроля за усвоением знаний.
Следует иметь в виду, что одни и те же недостатки воспитательно-образовательного процесса и условий могут входить в структуру разных проблем, будучи в одних более, а в других менее значимыми,
Поэтому, завершая проблемный анализ состояния детского сада, требуется выделить перечень недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.
Все действия проблемного анализа можно представить в виде следующей последовательности шагов.
Шаг 1. На основе анализа внешних и внутренних источников социального заказа и прогнозирования изменений требований, которые будут исходить из этих источников в будущем, формулируем в четко характеризуемых педагогических категориях общий образ желаемого результата.
Шаг 2. Оцениваем в этих же категориях результаты работы ДОУ.
Шаг 3. Сравниваем желаемый и действительный результаты работы ДОУ, выявляем расхождения и формируем на основе этого проблемы.
Шаг 4. Выявляем недостатки воспитательно-образовательного процесса, приведшие к появлению проблем.
Шаг 5. Выявляем недостатки условий, приведших к возникновению недостатков воспитательно-образовательного процесса, и результатов.
Шаг 6. Формируем ранжированный по значимости перечень проблем с объяснением причин существования каждой из них.
Последующей деятельностью являются поиск и оценка проблем, выявление при анализе состояния дошкольного образовательного учреждения и последующая их реализация с целью решения этих проблем. Внут-рисадовский контроль включает также изучение и самоанализ руководителя ДОУ уровня управления как фактора, определяющего эффективность Учебно-воспитательного процесса и его результаты.
Самоанализ руководителей ДОУ рекомендуется проводить поэтапно.
Первый этап. Умение руководителей ДОУ осуществлять педагогический анализ, которое складывается из следующих составляющих: соответствие содержания информации конкретным целям управления;
формирование источников информации, вывод их на определении уровень управления для принятия решения; способы обработки и хъ нения информации; наличие главного направления педагогическое анализа; качество оперативного принятия решений на основе анал^ оперативной информации; отбор объектов изучения и анализа в соот. аетствии с задачами, решаемыми ДОУ; охват анализом всех основные сторон воспитательно-образовательного процесса; установление прц, чинно-следственных связей; конкретность выдвигаемых задач, обосно. ванных анализом.
Второй этап. Управленческое умение руководителя ДОУ планиро. вать работу на год, которое складывается из следующих составляющих значимость целей и задач; составление плана на основе педагогическое анализа работы ДОУ за предыдущий год; конкретность и реальносц поставленных задач; единство целей и средств их достижения; уровещ сбалансированности разделов годового плана по содержанию, срокам» исполнителям в соответствии с задачами ДОУ,
Третий этап. Эффективность организаторской деятельности руководителя ДОУ: умение распределять управленческий труд между заведу. кндим и его заместителями (распределение функциональных обязанно-стей); рациональность расстановки педагогических кадров в ДОУ; ран педагогических и других общественных организаций (советов педагогов. родительский комитет) в управлении ДОУ; эффективность работы педагогического совета (как одной из форм организации коллектива), организация выполнения его решений; организация труда руководителя ДО) и его заместителей; работа с педагогическими кадрами (повышение профессионального уровня педагогического коллектива, повышение квалификации воспитателей, организация работы творческих групп, работы' молодыми специалистами, аттестация педагогов), в том числе по развитию творчества педагогов (предоставление права на новаторство, ори№ нальные приемы в работе т.д.); стимулирование (моральное и материальное) педагогов; система работы с законодательными и нормативными документами (знание содержания нормативных документов; анализ р* боты ДОУ по вопросу, обозначенному в них (постановка целей, позволяющих реализовать рекомендации того или иного документа, организация работы по его выполнению); организация коллектива на работу' нормативными документами; контроль и анализ работы педагогическое коллектива с нормативными документами).
Четвертый этап. Состояние внутреннего контроля (ВК) и регулир°! вания: наличие системы ВК; виды, формы, методы ВК; связь функций В* с другими функциями управления (педагогическим анализом, планиро^'
регулированием и прочее); демократические начата в осуществлен НЛи о£ (гласность, привлечение общественных организаций и т.д.). H/7jwHW*f этап. Взаимодействие с другими организациями и учрежде-ями, школой. Взаимодействие с семьями.