Педагогический анализ воспитательно-образовательного процесса и управления ДОУ

Педагогическим анализом информации называется функция управ­ления, направленная на изучение фактического состояния дел и обосно­ванности применения различных способов, средств для достижения целей, а также объективную оценку результатов педагогического процес­са и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

В условиях повышения ответственности каждого участника педагоги­ческого процесса за конечные результаты общей деятельности дошколь­ного учреждения важное место занимают вопросы формирования у пе­дагогов умения проводить самоанализ занятия и воспитательной работы.

Назовем основные этапы изучения и анализа деятельности педагога:

1) подготовка заведующего или методиста к посещению группы;

2) непосредственное наблюдение (за ходом занятия либо другой де­ятельностью);

3) самоанализ занятия (игры и тому подобного) педагогом, анализ и оценка занятия (игры, трудовой деятельности и прочего) руководителем ДОУ (методистом);

4) использование результатов анализа и самоанализа деятельности в процессе управления учреждением.

Вместе с тем руководитель должен уметь проводить самоанализ соб­ственной управленческой деятельности, оперативно влиять и корректи­ровать возникающие проблемы, анализировать результаты работы ДОУ. Сейчас необходим перенос акцента с анализа промежуточных результа­тов на анализ конечных. В проведении педагогического анализа конеч­ных результатов деятельности ДОУ можно выделить четыре основных этапа.

Первый этап — определение предмета, состава и содержания анализа. **а Данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и раз-J^WH учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году, ^информация классифицируется по основным блокам, определяются чеЛИ ее анализа. Затем оценивается каждый блок, выявляются факторы


 




и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицатель­но вдияюшие на развитие ДО У.

Второй этап — структурно-функциональное описание предмета ана­лиза. Для того чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей л, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).

Третий этап — анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление — причина — условие — следствие. Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимодействии одной сис­темы с другой или взаимодействии элементов данной системы. Усло­вие — это обстоятельство, от которого зависит действенность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим след­ствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.

Четвертый этап ~ здесь определяется степень достижения нелей, подготавливаются материалы к педагогическому совету по итогам учеб­ного года, формируются цели и задачи на новый период. Педагогический

анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое. На этом этапе формулируются окончательные выводы.

Одним из способов формирования целостной системы информаци­онно-аналитической деятельности являются создание банка данных, где вся тематическая информация делится на несколько блоков: работа с родителями, спонсорами и общественностью; здоровье и физическое раз­витие; воспитательная работа; образовательная работа; адаптация к ус­ловиям школы; работа с кадрами; материально-техническое, финансовое обеспечение.

Анализ информации по блокам повторяется ежегодно. По каждому блоку определены содержание информации, которую необходимо иметь в дошкольном учреждении, и лица, которые ее собирают в указанные сроки, анализируют и хранят.

Практическая познавательная деятельность руководителя формирует­ся в процессе педагогического анализа информации о деятельности ДОУ в целом.

Из вышесказанного сделаем выводы. Одной из функций управленче­ской деятельности руководителя является педагогический анализ. Он тес­нейшим образом связан с другими функциями управления, и прежде всего с функцией контроля. Результаты контроля, оперативной и тематической информации обязательно подвергаются педагогическому анализу. Анализ причинно-следственных связей, выявление причин, тормозящих или влия­ющих каким-либо образом на развитие того или иного педагогического яв-


пения, дают возможность руководителю дошкольного учреждения внести необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс.

В тех случаях, когда контроль не переходит в глубокий и всесторон­ний анализ, нарушается их взаимосвязь. Процесс анапиза деятельности воспитателя каждый раз надо превращать в школу педагогического мас­терства. Нельзя забывать слова В. А. Сухомлинского: «От повседневного совершенствования урока, осуществляемого благодаря вдумчивому ана­лизу руководителя, зависит культура всего педагогического процесса».

Специфика педагогического анализа заключается в объективной не­обходимости этого вида управленческой деятельности для достижения общей цели управления, в сквозном характере этого вида деятельности (без педагогического анализа невозможно принять объективное реше­ние), в том, что этот вид деятельности может осуществляться только профессионалом. Сложность проведения педагогического анализа объяс­няется тем, что его объектом является педагог, труд которого сам по себе — творчество. Поэтому дать твердые указания нельзя, а надо иссле­довать, анализировать. Следует обратить внимание на корректность, так­тичность в проведении педагогического анализа руководителем, хорошее знание психологии и педагогики, методик.

Предметом педагогического анализа является педагогический про­цесс в целом или отдельные его части.

Глава 3. Анализ реального уровня организации процессов жизнедеятельности ДОУ1

Программа исследовательской (экспериментальной) работы педаго­гического коллектива ДОУ №231 над педагогической проблемой ана­лиз реального уровня организации процессов жизнедеятельности.

Актуальность проблемы определяется главенствующей ролью контро­ля за результатами и аналитической оценкой достигнутых результатов в процессе управления функционированием (и особенно развитием) до­школьного учреждения.

Эффективность системы управления ДОУ будет обеспечена тогда, когда будут использованы объективно существующие возможности для повышения качества воспитания и образования детей. Чтобы использовать существующие возможности для развития ДОУ, эти возможности нужно

Результаты опытно-экспериментальной работы ДОУ №231 Московского района г. Казани.


знать. Усдолиями эффектизного управления ДОУ являются как хорошая информированность о возможностях, так и глубокое понимание проблем дошкольного учреждения и их причини о-следственные связи. В том слу­чае, если наиболее полно будут выделяться актуальные проблемы ДОУ станет возможной качественная рациональная постановка общих и част­ных целей развития ДОУ. Все это возможно с помощью анализа показате­лей деятельности ДОУ.

Основная проблема данного исследования исходит из объективно су­ществующего противоречия между необходимостью анализа организации и механизмов работы холлектива ДОУ и недостаточной эффективностью системы мер по оптимизации работы образовательного учреждения.

Цель исследования — определение, экспериментальная проверка и внедрение средств контрольно-аналитической, диагностической деятель­ности в ДОУ.

Объект исследования — деятельность руководителя и педагогов ДОУ

по осуществлению контроля и анализа состояния процесса функциони­рования и развития ДОУ.

Предмет исследования — анализ реального уровня процессов жизне­деятельности ДОУ.

Гипотеза исследования. Анализ реального уровня процессов жизнеде­ятельности ДОУ будет наиболее полным и даст положительный резуль­тат, если обеспечить сбор информации о степени соответствия объектов контроля разработанным нормам; психолого-педагогическое диагности­рование уровня воспитания, обученности и развития воспитанников.

Задачи исследования:

S изучить достижения педагогической науки и практики по данной проблеме;

т/ выявить основные затруднения педагогов по осуществлению педаго­гического наблюдения и анализа работы с детьми;

У выявить уровень развития и воспитанности детей;

V экспериментально проверить средства осуществления анализа уровня организации процессов жизнедеятельности ДОУ (систему организа­ции психолого-педагогического диагностирования детей; технологию сбора информации о состоянии материально-технической базы вос­питательно-образовательного процесса, работы с кадрами и прочее);

S практически реализовать данные средства анализа уровня организа­ции процессов жизнедеятельности дошкольного учреждения. Системный подход в анализе и оценке дошкольного образовательного учреждения требует системы отслеживания результативности деятельно­сти ДОУ.


В качестве ведущих показателей результативности мы рассматриваем следующие:

J психологический климат в ДОУ (комфортность ДОУ для педагогов, воспитанников; отношение родителей к ДОУ). Методы отслежива­ния — анкетирование педагогов, родителей, наблюдение за воспитан­никами; J результативность воспитательно-образовательного процесса на следу­ющих уровнях: личностном (динамика личностного развития ребен­ка; эмпатийные способности; уровень тревожности; самооценка; во­ображение; творческие способности); знаниевом (уровень информи­рованности: в соответствии с комплексной реализуемой программой и парциальными программами); поведенческом (практически-дейст­венный: способность и готовность к коллективной деятельности; уме­ние выбирать социальные формы досуга). Методы отслеживания — наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностирования; •/ динамика здоровья детей. Метод отслеживания — медицинская диа­гностика; у/ адаптация выпускников ДОУ к школе. Методы отслеживания — на­блюдение педагогов, психолога школы в адаптационный период, ан­кетирование учителей и родителей.

Остановимся подробнее на некоторых объектах изучения с целью анализа содержания различных видов информации о них, раскроем ме­ханизмы сбора, группировки и классификации информации.

Психологический климат в ДОУ. Определить, насколько благоприятен социально-психологический климат в коллективе, и выбрать конкретные рекомендации по оптимизации психологического климата можно с по­мощью экспресс-методики оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе, предложенной А. С. Михалюк и Л. Ю. Шалыто.

Психологический климат понимается авторами как социально обу­словленная, относительно устойчивая система отношений членов кол­лектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоцио­нальный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в кол­лективе, удовлетворенность педагогов отношениями с коллегами.

В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный», критерием пове­денческого — «желание — нежелание работать в данном коллективе», ♦Желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга», Наконец, критерием когнитивного компонента — переменная «знание — Незнание особенностей членов коллектива».


чг*


       
   
 
 


В процессе обработки результатов, полученных при использованщ
методики, анализируются различные стороны отношения к коллектив
для каждого человека в отдельности. Таким образом, психологически!
климат в данном коллективе можно расценить со следующих позиций
весьма благоприятный, в целом благоприятный, совершенно неудовл&
творительный, в целом неудовлетворительный; либо считается, что тед
денции противоречивы и неопределенны. ^

Эмоциональное благополучие педагогов и их удовлетворенность ор ганизацией образовательного процесса можно выявить тестом на наличщ стрессов в профессиональной деятельности. Данный тест показывает стй пень насыщенности работы стрессами и сферы деятельности, являющие­ся стрессовыми, а также удовлетворенность педагогов отношениями | руководством.

Динамика здоровья детей. Анализ уровня здоровья детей позволяй оценить динамику как положительную или отрицательную. Свидетельств вами являются: сравнительный анализ заболеваемости детей; количестве пропущенных дето-дней на одного ребенка.

Руководитель при анализе заболеваемости, уровне сформированное!* показателей физического развития детей пользуется данными старше* медсестры и врача, воспитателей, собственными наблюдениями.

Приведем примерный перечень показателей, характеризующих уро­
вень здоровья детей. <


2. Заболеваемость в дето-днях, какие изменения произошли в шИ следние два-три года — можно зафиксировать в таблице (табл. 4). '

1. Уровень и структуру общей заболеваемости (неинфекционная, ин«фекционная, травматическая), как организована профилактика, можне отразить на графике (рис. 2).


S. ироцет 4auiu иил^плмпл uviv>i,

4. Количество детей с хроническими заболеваниями.

5. Число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях. Сколько детей охвачено оздоровительными мероприятиями и какими.

Анализируя уровень здоровья, следует руководствоваться приказом МО и МЗ РФ от 30.06.92 г. №182/272 (см.: Вестник образования, 1992, №8), рекомендациями медицинских пособий (см.: Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы / Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М,, 1993).

При анализе содержания работы по физическому воспитанию учи­тываются результаты обследования врачом физического развития ребен­ка и его здоровья, гармоничность физического развития того или иного малыша. На основании полученных данных определяем детей, чье фи­зическое развитие соответствует возрасту, ребят, опережающих тип воз­растного развития, и малышей, имеющих какие-либо отклонения в темпе

физического развития.

Только на основе данной дифференциации делаются выводы о том, насколько правильно воспитатель регулирует: длительность сна; количе­ство пищи; темп игр и физических упражнений; объем информации, даваемой на занятии (приложение 2).

Условные обозначения и рекомендации по заполнению:

— ЗД — здоровые дети, ни разу не болевшие в течение года;

— ЭБ — эпизодически болеющие (один—три раза в году);

— ЧБ — часто болеющие (более четырех раз в году);

— Гарм.— гармоничное соотношение роста, веса, окружности груд­ной клетки (ОГ), правильная осанка, стопа;

~- Откл. — отклонение в физическом развитии: завышенный, за­ниженный рост, вес, окружность груди, нарушения в осанке, стопе.

Анализ результатов воспитательно-образовательного процесса. От-сдежлвание результатов усвоения содержания образовательных программ


необходимо производить с трех позиций: личностно-мотивационной; щ
формативной; практически-действенной. I

Важнейшим показателем результативности воспитательно-образовж тельного процесса и деятельности ДОУ в целом является положителу ная динамика личностного развития ребенка: его эмпатийных способ ностей, уровня тревожности, самооценки, воображения, творчески способностей.

Педагогу важно изучать самооценку дошкольника (осознание ребен ком себя во времени: в настоящем, в прошлом и в будущем). Диагно стирование проводится по двум дополняющим друг друга методикам методика И. Е. Валитовой и методика С. Г.Якобсон и В. Г. Щур.

Методика И. Е. Валитовой заключается в рассматривании детьми фо-|
тографий людей разного возраста и пола (дети: один месяц, три года|
шесть лет, двенадцать лет; взрослые: двадцать лет, сорок пять лет, семь-1
десят лет). Дошкольнику задаются вопросы и предлагается в ходе беседщ
указать на фотографию человека в том возрасте, о котором идет речь в|
конкретный момент беседы. ■!

Более модифицированный вариант изучения самооценки дошколь-1
ника предлагают С. Г. Якобсон и В. Г. Щур. Ребенок должен поставить!
куклу, символизирующую его самого, на одну из трех ступеней лесенки, j
При этом задаются разные качества для оценки (например, низкая сту-|
пенька — самые глупые дети, верхняя ступенька — самые умные дети;'
средняя ступенька — дети, которые бывают умными, а иногда и глупы-;■
ми). Обсуждаются три ситуации: 1) я сейчас; 2) я, когда был маленьким;!
3) я, когда вырасту большим. |

Взаимодействие педагогов с детьми является основным звеном вос-| питательно-образовательного процесса в ДОУ, поэтому главной задачей! нашей деятельности является выбор верной позиции педагога во вза­имодействии с детьми, которая базируется на следующих основных j положениях:

гуманизация способов общения с ребенком как целевая ориентация педагогов;

-/ использование педагогами новых форм работы с детьми, направлен­ных на реализацию индивидуального подхода; практика диагностики индивидуальных особенностей детей и др. Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении за- | висит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. Результаты 1 анкетирования детей (приложение 3) показывают преобладание | гуманного или авторитарного стиля взаимодействия воспитателя { с детьми.

I. 1


Задача администрации ДОУ состоит в том, чтобы стимулировать потребности педагогов в повышении культуры педагогической деятельности, сделать общение главным средством воспитания.

Отношение педагогов между собой и отношение к детям проеци­руются и на отношение детей к другим — взрослым и детям. Реко­мендуем воспитателям групп вести дневники наблюдения, где фик­сировались бы частота, вариативность общения детей, его временные параметры, частота и причины возникновения конфликтов, суть кон­фликтных ситуаций и способы выхода из них, используемые детьми.

Дневниковые записи позволят реализовать индивидуальный подход к детям на основе анализа и прогноза из природных и социальных осо­бенностей.

Педагогическая диагностика содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ, позволят отследить «знаниевый» (инфор­мативный) уровень развития детей,

В методическом аспекте решение данной задачи предполагает управ­ление процессом диагностики в единстве трех ее сторон: содержательной, операционно-процессуальной и психорегуляторной.

Первая из них ориентирует проверяющего на диагностику уровня усвоения изучаемого материала, вторая — на овладение умениями и на­выками, третья — на развитие псичорегулятивных особенностей лично­сти ребенка.

Как правило, диагностические заключения педагогов носят интуитив­ный характер, составляют часть их педагогического опыта, трудно под­даются оценке, объективизации.

Таким образом, контроль — диагностика — коррекция — оценка оставляют единую цепь, центральным звеном которой является диа­гностика.

Так мы представляем психолого-педагогическую диагностику в дет­ском саду (приложение 4). Для того чтобы мониторинг стал реальным фактом управления, он должен быть организован. Организация мони­торинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учетом особен­ностей конкретной воспитательно-образовательной системы. Поэтому важен план-график, в котором указываются не толбко объект контроля, но и цели диагностики, а также последующая работа по анализу, раз­бору и преодолению недостатков, выявленных в процессе диагности­ческой работы.

Результаты проведения диагностических исследований заносятся в таблицу (табл. 5).



               
   
   
 
 
 
   
 


Диагностика входит в практику и методику проведения занятия. П дагоги диагностируют не только результаты детей, диагностика дает о> ратную информацию воспитателю, который вносит коррективы. В сво< практике воспитатели пользуются следующей таблицей (табл. 6).

.—_________________ ^J_______ I

Примечание. Наличие каждого диагностируемого умения фиксируется в приведенной таблице следующим образом; очень высокая выраженность — 5 баллов; высокая выра­женность — 4 балла; средняя выраженность — 3 балла; ниже средней выраженность — 2 балла; низкая выраженность — 1 балл; отсутствие выраженности — 0 баллов.

После обработки итогов диагностирования воспитатель дает сводный результат руководителям.

Таким образом, систематический мониторинг позволяет повысить ка­чество управления воспитательно-образовательным процессом, изучить особенности педагогической работы воспитателей. Важным результатом мониторинга является наблюдение за динамикой воспитательно-образо­вательного процесса в целом по детскому саду.

Анализ системы работы с педагогическими кадрами предполагает со­ставление характеристик педагогического коллектива, в которых отража­ется количество педагогов со стажем до пяти, десяти, пятнадцати лет й более. Оценивается квалификация педагогов по категориям: «высшая», «первая», «вторая», «отличник просвещения». Отмечается, кто, где и по каким направлениям повышал квалификацию: на курсах ИПКРО, в вузе, в районе, в детском саду, самостоятельно.


Анализируя условия успешного достижения конечных результатов. фиксируют участие педагогов в поисковой, исследовательской и экспе­риментальной работе, творческом поиске, диагностируют их затруднения в методической работе, использование ими ее новых форм и модерни­зацию традиционных.

Факторы, стимулирующие творческое развитие педагогов, а также количественные показатели участия педагогов в процессе творческого развития показаны на рис. 3.

Факторы, препятствующие обучению, развитию и саморазвитию пе­дагогов, а также количественные показатели можно фиксировать на гра­фике (рис. 4).


i

В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностик)
профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценил
не только фактический уровень профессиональной подготовки каждом
воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребяост|
а следовательно, на основе этого дифференцированно определить цел
работы с педагогическими кадрами и выбрать адекватные формы е
проведения.,

Программа работы с педагогическими кадрами включает в себя ана лиз процесса самообразования воспитателя, составление карты профес сиональной деятельности педагога, диагностической карты для изуче ния и самооценки педагогической культуры педагога (разработанно: И. Ю. Сколовой, преподавателем Ставропольского государственной университета). Результаты диагностики позволяют определить уровщ педагогической культуры (мастерства).

Главным в методической работе ДОУ является оказание реальной!
действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства как сплава
профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для совре-|
менного педагога свойств и качеств личности. Поэтому развитие системь
педагогической работы с педагогическими кадрами с целью повышении
эффективности ее функционирования осуществляется в ДОУ в соответ­
ствии с такими требованиями, как практическая направленность, сис­
темность и систематичность, оперативность и оптимальное сочетание
различных форм и методов методической работы.;

Методы диагностики (аугодиагностики) деятельности воспитатели! используются разнообразные: наблюдение, эксперимент, тестирование! оценочное планирование, опросники. Использование «Шкалы оценки труда», а также «Оценочной шкалы профессиональных умений и качеств^ важных для педагогического общения воспитателя», разработанные Е. А. Панько1, «Характеристики отдельных элементов педагогической де-] ятельности», предложенной Ю. К. Бабанским2, «Показателей эффектив-rj ной и неэффективной педагогической оценки воспитателя детского] сада», разработанных Я. Л. Коломенским, Е. А. Панько, позволяют дя&-\ гностически оценить профессиональную компетенцию педагогов с на­именьшими затратами времени на ее осуществление.

i Панько Е. А. Изучение деятельности педагога дошкольного учреждения: Методические рекомендЗ"
шш.-М., 1985. 1||

- Бабанский Ю. К. Методическая работа а школе: организация и управление,— М., 1998; £a<fe^"|l
ский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., 1982; Бабанский Ю. К. Проблемы яо-М
вышения эффективности педагогических исследований. — M.. 1982. ' '-


Методическая работа в ДОУ направлена на развитие личностно-ори-ентированного взаимодействия педагогов с детьми. Сделать выводы о стиле педагогического общения воспитателя с детьми можно, используя «Показатели стиля поведения педагога» (по Е. А. Панько), тест-опросник «Стиль педагогического общения», а также проводя наблюдения за дея­тельностью воспитателя и детей на занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: