Педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
В условиях повышения ответственности каждого участника педагогического процесса за конечные результаты общей деятельности дошкольного учреждения важное место занимают вопросы формирования у педагогов умения проводить самоанализ занятия и воспитательной работы.
Назовем основные этапы изучения и анализа деятельности педагога:
1) подготовка заведующего или методиста к посещению группы;
2) непосредственное наблюдение (за ходом занятия либо другой деятельностью);
3) самоанализ занятия (игры и тому подобного) педагогом, анализ и оценка занятия (игры, трудовой деятельности и прочего) руководителем ДОУ (методистом);
4) использование результатов анализа и самоанализа деятельности в процессе управления учреждением.
Вместе с тем руководитель должен уметь проводить самоанализ собственной управленческой деятельности, оперативно влиять и корректировать возникающие проблемы, анализировать результаты работы ДОУ. Сейчас необходим перенос акцента с анализа промежуточных результатов на анализ конечных. В проведении педагогического анализа конечных результатов деятельности ДОУ можно выделить четыре основных этапа.
Первый этап — определение предмета, состава и содержания анализа. **а Данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и раз-J^WH учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году, ^информация классифицируется по основным блокам, определяются чеЛИ ее анализа. Затем оценивается каждый блок, выявляются факторы
и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно вдияюшие на развитие ДО У.
Второй этап — структурно-функциональное описание предмета анализа. Для того чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей л, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).
Третий этап — анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление — причина — условие — следствие. Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимодействии одной системы с другой или взаимодействии элементов данной системы. Условие — это обстоятельство, от которого зависит действенность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.
Четвертый этап ~ здесь определяется степень достижения нелей, подготавливаются материалы к педагогическому совету по итогам учебного года, формируются цели и задачи на новый период. Педагогический
анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое. На этом этапе формулируются окончательные выводы.
Одним из способов формирования целостной системы информационно-аналитической деятельности являются создание банка данных, где вся тематическая информация делится на несколько блоков: работа с родителями, спонсорами и общественностью; здоровье и физическое развитие; воспитательная работа; образовательная работа; адаптация к условиям школы; работа с кадрами; материально-техническое, финансовое обеспечение.
Анализ информации по блокам повторяется ежегодно. По каждому блоку определены содержание информации, которую необходимо иметь в дошкольном учреждении, и лица, которые ее собирают в указанные сроки, анализируют и хранят.
Практическая познавательная деятельность руководителя формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности ДОУ в целом.
Из вышесказанного сделаем выводы. Одной из функций управленческой деятельности руководителя является педагогический анализ. Он теснейшим образом связан с другими функциями управления, и прежде всего с функцией контроля. Результаты контроля, оперативной и тематической информации обязательно подвергаются педагогическому анализу. Анализ причинно-следственных связей, выявление причин, тормозящих или влияющих каким-либо образом на развитие того или иного педагогического яв-
пения, дают возможность руководителю дошкольного учреждения внести необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс.
В тех случаях, когда контроль не переходит в глубокий и всесторонний анализ, нарушается их взаимосвязь. Процесс анапиза деятельности воспитателя каждый раз надо превращать в школу педагогического мастерства. Нельзя забывать слова В. А. Сухомлинского: «От повседневного совершенствования урока, осуществляемого благодаря вдумчивому анализу руководителя, зависит культура всего педагогического процесса».
Специфика педагогического анализа заключается в объективной необходимости этого вида управленческой деятельности для достижения общей цели управления, в сквозном характере этого вида деятельности (без педагогического анализа невозможно принять объективное решение), в том, что этот вид деятельности может осуществляться только профессионалом. Сложность проведения педагогического анализа объясняется тем, что его объектом является педагог, труд которого сам по себе — творчество. Поэтому дать твердые указания нельзя, а надо исследовать, анализировать. Следует обратить внимание на корректность, тактичность в проведении педагогического анализа руководителем, хорошее знание психологии и педагогики, методик.
Предметом педагогического анализа является педагогический процесс в целом или отдельные его части.
Глава 3. Анализ реального уровня организации процессов жизнедеятельности ДОУ1
Программа исследовательской (экспериментальной) работы педагогического коллектива ДОУ №231 над педагогической проблемой — анализ реального уровня организации процессов жизнедеятельности.
Актуальность проблемы определяется главенствующей ролью контроля за результатами и аналитической оценкой достигнутых результатов в процессе управления функционированием (и особенно развитием) дошкольного учреждения.
Эффективность системы управления ДОУ будет обеспечена тогда, когда будут использованы объективно существующие возможности для повышения качества воспитания и образования детей. Чтобы использовать существующие возможности для развития ДОУ, эти возможности нужно
Результаты опытно-экспериментальной работы ДОУ №231 Московского района г. Казани.
знать. Усдолиями эффектизного управления ДОУ являются как хорошая информированность о возможностях, так и глубокое понимание проблем дошкольного учреждения и их причини о-следственные связи. В том случае, если наиболее полно будут выделяться актуальные проблемы ДОУ станет возможной качественная рациональная постановка общих и частных целей развития ДОУ. Все это возможно с помощью анализа показателей деятельности ДОУ.
Основная проблема данного исследования исходит из объективно существующего противоречия между необходимостью анализа организации и механизмов работы холлектива ДОУ и недостаточной эффективностью системы мер по оптимизации работы образовательного учреждения.
Цель исследования — определение, экспериментальная проверка и внедрение средств контрольно-аналитической, диагностической деятельности в ДОУ.
Объект исследования — деятельность руководителя и педагогов ДОУ
по осуществлению контроля и анализа состояния процесса функционирования и развития ДОУ.
Предмет исследования — анализ реального уровня процессов жизнедеятельности ДОУ.
Гипотеза исследования. Анализ реального уровня процессов жизнедеятельности ДОУ будет наиболее полным и даст положительный результат, если обеспечить сбор информации о степени соответствия объектов контроля разработанным нормам; психолого-педагогическое диагностирование уровня воспитания, обученности и развития воспитанников.
Задачи исследования:
S изучить достижения педагогической науки и практики по данной проблеме;
т/ выявить основные затруднения педагогов по осуществлению педагогического наблюдения и анализа работы с детьми;
У выявить уровень развития и воспитанности детей;
V экспериментально проверить средства осуществления анализа уровня организации процессов жизнедеятельности ДОУ (систему организации психолого-педагогического диагностирования детей; технологию сбора информации о состоянии материально-технической базы воспитательно-образовательного процесса, работы с кадрами и прочее);
S практически реализовать данные средства анализа уровня организации процессов жизнедеятельности дошкольного учреждения. Системный подход в анализе и оценке дошкольного образовательного учреждения требует системы отслеживания результативности деятельности ДОУ.
В качестве ведущих показателей результативности мы рассматриваем следующие:
J психологический климат в ДОУ (комфортность ДОУ для педагогов, воспитанников; отношение родителей к ДОУ). Методы отслеживания — анкетирование педагогов, родителей, наблюдение за воспитанниками; J результативность воспитательно-образовательного процесса на следующих уровнях: личностном (динамика личностного развития ребенка; эмпатийные способности; уровень тревожности; самооценка; воображение; творческие способности); знаниевом (уровень информированности: в соответствии с комплексной реализуемой программой и парциальными программами); поведенческом (практически-действенный: способность и готовность к коллективной деятельности; умение выбирать социальные формы досуга). Методы отслеживания — наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностирования; •/ динамика здоровья детей. Метод отслеживания — медицинская диагностика; у/ адаптация выпускников ДОУ к школе. Методы отслеживания — наблюдение педагогов, психолога школы в адаптационный период, анкетирование учителей и родителей.
Остановимся подробнее на некоторых объектах изучения с целью анализа содержания различных видов информации о них, раскроем механизмы сбора, группировки и классификации информации.
Психологический климат в ДОУ. Определить, насколько благоприятен социально-психологический климат в коллективе, и выбрать конкретные рекомендации по оптимизации психологического климата можно с помощью экспресс-методики оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе, предложенной А. С. Михалюк и Л. Ю. Шалыто.
Психологический климат понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе, удовлетворенность педагогов отношениями с коллегами.
В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный», критерием поведенческого — «желание — нежелание работать в данном коллективе», ♦Желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга», Наконец, критерием когнитивного компонента — переменная «знание — Незнание особенностей членов коллектива».
чг*
В процессе обработки результатов, полученных при использованщ
методики, анализируются различные стороны отношения к коллектив
для каждого человека в отдельности. Таким образом, психологически!
климат в данном коллективе можно расценить со следующих позиций
весьма благоприятный, в целом благоприятный, совершенно неудовл&
творительный, в целом неудовлетворительный; либо считается, что тед
денции противоречивы и неопределенны. ^
Эмоциональное благополучие педагогов и их удовлетворенность ор ганизацией образовательного процесса можно выявить тестом на наличщ стрессов в профессиональной деятельности. Данный тест показывает стй пень насыщенности работы стрессами и сферы деятельности, являющиеся стрессовыми, а также удовлетворенность педагогов отношениями | руководством.
Динамика здоровья детей. Анализ уровня здоровья детей позволяй оценить динамику как положительную или отрицательную. Свидетельств вами являются: сравнительный анализ заболеваемости детей; количестве пропущенных дето-дней на одного ребенка.
Руководитель при анализе заболеваемости, уровне сформированное!* показателей физического развития детей пользуется данными старше* медсестры и врача, воспитателей, собственными наблюдениями.
Приведем примерный перечень показателей, характеризующих уро
вень здоровья детей. <
2. Заболеваемость в дето-днях, какие изменения произошли в шИ следние два-три года — можно зафиксировать в таблице (табл. 4). ' |
1. Уровень и структуру общей заболеваемости (неинфекционная, ин«фекционная, травматическая), как организована профилактика, можне отразить на графике (рис. 2).
S. ироцет 4auiu иил^плмпл uviv>i,
4. Количество детей с хроническими заболеваниями.
5. Число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях. Сколько детей охвачено оздоровительными мероприятиями и какими.
Анализируя уровень здоровья, следует руководствоваться приказом МО и МЗ РФ от 30.06.92 г. №182/272 (см.: Вестник образования, 1992, №8), рекомендациями медицинских пособий (см.: Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы / Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М,, 1993).
При анализе содержания работы по физическому воспитанию учитываются результаты обследования врачом физического развития ребенка и его здоровья, гармоничность физического развития того или иного малыша. На основании полученных данных определяем детей, чье физическое развитие соответствует возрасту, ребят, опережающих тип возрастного развития, и малышей, имеющих какие-либо отклонения в темпе
физического развития.
Только на основе данной дифференциации делаются выводы о том, насколько правильно воспитатель регулирует: длительность сна; количество пищи; темп игр и физических упражнений; объем информации, даваемой на занятии (приложение 2).
Условные обозначения и рекомендации по заполнению:
— ЗД — здоровые дети, ни разу не болевшие в течение года;
— ЭБ — эпизодически болеющие (один—три раза в году);
— ЧБ — часто болеющие (более четырех раз в году);
— Гарм.— гармоничное соотношение роста, веса, окружности грудной клетки (ОГ), правильная осанка, стопа;
~- Откл. — отклонение в физическом развитии: завышенный, заниженный рост, вес, окружность груди, нарушения в осанке, стопе.
Анализ результатов воспитательно-образовательного процесса. От-сдежлвание результатов усвоения содержания образовательных программ
необходимо производить с трех позиций: личностно-мотивационной; щ
формативной; практически-действенной. I
Важнейшим показателем результативности воспитательно-образовж тельного процесса и деятельности ДОУ в целом является положителу ная динамика личностного развития ребенка: его эмпатийных способ ностей, уровня тревожности, самооценки, воображения, творчески способностей.
Педагогу важно изучать самооценку дошкольника (осознание ребен ком себя во времени: в настоящем, в прошлом и в будущем). Диагно стирование проводится по двум дополняющим друг друга методикам методика И. Е. Валитовой и методика С. Г.Якобсон и В. Г. Щур.
Методика И. Е. Валитовой заключается в рассматривании детьми фо-|
тографий людей разного возраста и пола (дети: один месяц, три года|
шесть лет, двенадцать лет; взрослые: двадцать лет, сорок пять лет, семь-1
десят лет). Дошкольнику задаются вопросы и предлагается в ходе беседщ
указать на фотографию человека в том возрасте, о котором идет речь в|
конкретный момент беседы. ■!
Более модифицированный вариант изучения самооценки дошколь-1
ника предлагают С. Г. Якобсон и В. Г. Щур. Ребенок должен поставить!
куклу, символизирующую его самого, на одну из трех ступеней лесенки, j
При этом задаются разные качества для оценки (например, низкая сту-|
пенька — самые глупые дети, верхняя ступенька — самые умные дети;'
средняя ступенька — дети, которые бывают умными, а иногда и глупы-;■
ми). Обсуждаются три ситуации: 1) я сейчас; 2) я, когда был маленьким;!
3) я, когда вырасту большим. |
Взаимодействие педагогов с детьми является основным звеном вос-| питательно-образовательного процесса в ДОУ, поэтому главной задачей! нашей деятельности является выбор верной позиции педагога во взаимодействии с детьми, которая базируется на следующих основных j положениях:
гуманизация способов общения с ребенком как целевая ориентация педагогов;
-/ использование педагогами новых форм работы с детьми, направленных на реализацию индивидуального подхода; практика диагностики индивидуальных особенностей детей и др. Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении за- | висит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. Результаты 1 анкетирования детей (приложение 3) показывают преобладание | гуманного или авторитарного стиля взаимодействия воспитателя { с детьми.
I. 1
Задача администрации ДОУ состоит в том, чтобы стимулировать потребности педагогов в повышении культуры педагогической деятельности, сделать общение главным средством воспитания.
Отношение педагогов между собой и отношение к детям проецируются и на отношение детей к другим — взрослым и детям. Рекомендуем воспитателям групп вести дневники наблюдения, где фиксировались бы частота, вариативность общения детей, его временные параметры, частота и причины возникновения конфликтов, суть конфликтных ситуаций и способы выхода из них, используемые детьми.
Дневниковые записи позволят реализовать индивидуальный подход к детям на основе анализа и прогноза из природных и социальных особенностей.
Педагогическая диагностика содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ, позволят отследить «знаниевый» (информативный) уровень развития детей,
В методическом аспекте решение данной задачи предполагает управление процессом диагностики в единстве трех ее сторон: содержательной, операционно-процессуальной и психорегуляторной.
Первая из них ориентирует проверяющего на диагностику уровня усвоения изучаемого материала, вторая — на овладение умениями и навыками, третья — на развитие псичорегулятивных особенностей личности ребенка.
Как правило, диагностические заключения педагогов носят интуитивный характер, составляют часть их педагогического опыта, трудно поддаются оценке, объективизации.
Таким образом, контроль — диагностика — коррекция — оценка оставляют единую цепь, центральным звеном которой является диагностика.
Так мы представляем психолого-педагогическую диагностику в детском саду (приложение 4). Для того чтобы мониторинг стал реальным фактом управления, он должен быть организован. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учетом особенностей конкретной воспитательно-образовательной системы. Поэтому важен план-график, в котором указываются не толбко объект контроля, но и цели диагностики, а также последующая работа по анализу, разбору и преодолению недостатков, выявленных в процессе диагностической работы.
Результаты проведения диагностических исследований заносятся в таблицу (табл. 5).
Диагностика входит в практику и методику проведения занятия. П дагоги диагностируют не только результаты детей, диагностика дает о> ратную информацию воспитателю, который вносит коррективы. В сво< практике воспитатели пользуются следующей таблицей (табл. 6).
.—_________________ ^J_______ I
Примечание. Наличие каждого диагностируемого умения фиксируется в приведенной таблице следующим образом; очень высокая выраженность — 5 баллов; высокая выраженность — 4 балла; средняя выраженность — 3 балла; ниже средней выраженность — 2 балла; низкая выраженность — 1 балл; отсутствие выраженности — 0 баллов.
После обработки итогов диагностирования воспитатель дает сводный результат руководителям.
Таким образом, систематический мониторинг позволяет повысить качество управления воспитательно-образовательным процессом, изучить особенности педагогической работы воспитателей. Важным результатом мониторинга является наблюдение за динамикой воспитательно-образовательного процесса в целом по детскому саду.
Анализ системы работы с педагогическими кадрами предполагает составление характеристик педагогического коллектива, в которых отражается количество педагогов со стажем до пяти, десяти, пятнадцати лет й более. Оценивается квалификация педагогов по категориям: «высшая», «первая», «вторая», «отличник просвещения». Отмечается, кто, где и по каким направлениям повышал квалификацию: на курсах ИПКРО, в вузе, в районе, в детском саду, самостоятельно.
Анализируя условия успешного достижения конечных результатов. фиксируют участие педагогов в поисковой, исследовательской и экспериментальной работе, творческом поиске, диагностируют их затруднения в методической работе, использование ими ее новых форм и модернизацию традиционных.
Факторы, стимулирующие творческое развитие педагогов, а также количественные показатели участия педагогов в процессе творческого развития показаны на рис. 3.
Факторы, препятствующие обучению, развитию и саморазвитию педагогов, а также количественные показатели можно фиксировать на графике (рис. 4).
i
В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностик)
профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценил
не только фактический уровень профессиональной подготовки каждом
воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребяост|
а следовательно, на основе этого дифференцированно определить цел
работы с педагогическими кадрами и выбрать адекватные формы е
проведения.,
Программа работы с педагогическими кадрами включает в себя ана лиз процесса самообразования воспитателя, составление карты профес сиональной деятельности педагога, диагностической карты для изуче ния и самооценки педагогической культуры педагога (разработанно: И. Ю. Сколовой, преподавателем Ставропольского государственной университета). Результаты диагностики позволяют определить уровщ педагогической культуры (мастерства).
Главным в методической работе ДОУ является оказание реальной!
действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства как сплава
профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для совре-|
менного педагога свойств и качеств личности. Поэтому развитие системь
педагогической работы с педагогическими кадрами с целью повышении
эффективности ее функционирования осуществляется в ДОУ в соответ
ствии с такими требованиями, как практическая направленность, сис
темность и систематичность, оперативность и оптимальное сочетание
различных форм и методов методической работы.;
Методы диагностики (аугодиагностики) деятельности воспитатели! используются разнообразные: наблюдение, эксперимент, тестирование! оценочное планирование, опросники. Использование «Шкалы оценки труда», а также «Оценочной шкалы профессиональных умений и качеств^ важных для педагогического общения воспитателя», разработанные Е. А. Панько1, «Характеристики отдельных элементов педагогической де-] ятельности», предложенной Ю. К. Бабанским2, «Показателей эффектив-rj ной и неэффективной педагогической оценки воспитателя детского] сада», разработанных Я. Л. Коломенским, Е. А. Панько, позволяют дя&-\ гностически оценить профессиональную компетенцию педагогов с наименьшими затратами времени на ее осуществление.
i Панько Е. А. Изучение деятельности педагога дошкольного учреждения: Методические рекомендЗ"
шш.-М., 1985. 1||
- Бабанский Ю. К. Методическая работа а школе: организация и управление,— М., 1998; £a<fe^"|l
ский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., 1982; Бабанский Ю. К. Проблемы яо-М
вышения эффективности педагогических исследований. — M.. 1982. ' '-
Методическая работа в ДОУ направлена на развитие личностно-ори-ентированного взаимодействия педагогов с детьми. Сделать выводы о стиле педагогического общения воспитателя с детьми можно, используя «Показатели стиля поведения педагога» (по Е. А. Панько), тест-опросник «Стиль педагогического общения», а также проводя наблюдения за деятельностью воспитателя и детей на занятиях.