Современный контроль. Целя и принципы

Управление ДОУэто планомерное, организованное, научнообосно-ванное, систематическое воздействие на коллектив детского сада с целью обеспечения его оптимального функционирования. Контроль является за­ключительной важной функцией управления. В сознании большинства руководителей дошкольных учреждений внутрисадовский контроль был прежде всего связан с проверкой соответствия со стороны внешних ин­станций, прежде всего государственных. Само слово «контроль» сплошь и рядом вызывало у работников негативные эмоции, а проверяющие в большинстве случаев воспринимались как лица, которые не столько по­могают, сколько мешают работать, порождают ненужные педагогам обя­занности, требующие различной формальной отчетности, необъектив­ные, не расширяющие, а зачастую сужающие его права. Контроль, за­ставляющий защищаться от внешних контролирующих инстанций, педагогов — от администрации, проверяющей их работу, ограничивает возможности творческого роста контролируемых.

Обратная связь между субъектом и объектом управления предполага­ет сегодня не только формальную проверку выполнения принятых ре­шений, но и определение того, в какой мере эти решения соответствуют изменившимся потребностям, интересам, ценностям.

К факторам, порождающим потребность в изменении работы детско­го сада, относятся:

V изменение потребностей внешней и внутренней среды детского саца в реализации имеющегося набора образовательных услуг;

V изменение возможностей дошкольного учреждения реализовать за­планированные действия;

V последствия изменений в других подтемах (структурах) детского сада. Каждый из этих факторов должен быть учтен системой внутреннего

контроля. Поэтому целесообразно предложить следующее определение внутреннего контроля в детском саду: внутрисадовский контроль —■ это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития летского сада, несущих в себе уг­розу для реализации спланированных действий или, наоборот, открываю­щих новые возможности, процесс оценки работы детского сада, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции.


>


Грамотно поставленный внутрисадовский контроль делает управле­ние каждой подсистемой детского сада чувствительным как к измене­ниям в ней, так и к се изменениям1. Реагирование на эти изменения осуществляют планирование, организация и руководство. Таким обра­зом, контроль теснейшим образом связан с другими видами управлен­ческих действий, и благодаря ему цикл управления оказывается замк­нутым.

Внутрисадовский контроль — вид упра&аенческой деятельности, слу­жащий средством осуществления обратной связи между системой внут-рисадовского управления и элементами детского сада как объекта управ­ления. Установление и поддержание обратной связи предполагает: ■/ разработку и использование стандартов, эталонов, критериев, норм

оценивания состояния разных подсистем; S определение сферы действия каждой из этих норм; S сбор информации о степени соответствия объектов контроля разра­ботанным нормам; •/ анализ выявленных рассогласований, поиск путей их преодоления; ■/ принятие соответствующих решений и проверку их исполнения.

Итак, контроль помогает предвидеть трудности, обеспечивает со­блюдением норм взаимоотношений и поведения, уровня дисциплины, поддержать заданный режим работы учреждения, способствует выпол­нению плана. Являясь одним из главных источников получения ин­формации о работе сотрудников детского сада, контроль выступает базой для принятия управленческих решений, делает заведующего более компетентным и как педагога, и как администратора. Он позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответ­ствии с принятым управленческим решением, отклонения от этих ре­шений и их причины, определить пути и методы устранения выявлен­ных недостатков.

Характерной чертой контроля в детском саду является его педагоги­ческая направленность, опора на достижения педагогической науки, на опыт лучших воспитателей и руководителей.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляют­ся следующие требования2:

*/ создание единой системы контроля за всеми направлениями воспи­тательно-образовательной работы детского сада;

1 ПозднякЛ. В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. — М., 1994. — С. 57.

2 Мижо Г. Система контроля за организацией педагогической работы // Дошкольное воспитание. 1991, №11.-С. 32.


•/ планирование контроля — тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию и обучению в тесном единстве, в одном педа­гогическом процессе; ■/ выявление в процессе контроля причин, вызывающих недостатки,

выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение; •/ своевременность контроля, а значит, и его действенность; ■/ вскрытие и считывание обстоятельств, приведших к недостаткам в воспитательно-образовательной работе с детьми, оценивание всей пе­дагогической деятельности коллектива, не ограничиваясь отдельными фактами; •/ контроль должен заканчиваться гласным подведением итогов; •/ выявление достоинства и педагогической эффективности труда вос­питателей, работы коллектива, установление не только результатов, но и особенностей самого процесса труда; •/ обязательное выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения контроля.

Таким образом, контроль должен быть целесообразным, системати­ческим, оперативным, коллегиальным, объективным.

Учитывая эти требования, руководитель ДОУ прежде всего формиру­ет цели внутрисадовского контроля. Они не совпадают с целями управ­ления детским садом, они лишь способствуют достижению высоких ре­зультатов деятельности дошкольного учреждения. В рамках управленче­ского цикла контроль следует за планированием, организацией, его целью. Цели но содержанию контроля могут быть организованы с учетом различных аспектов деятельности детского сада: организационно-педаго­гические, педагогические, финансово-хозяйственные и другие. Выбор пелей контроля зависит от общих задач, которые решаются дошкольным учреждением в учебном году, от объективной оценки состояния воспи­тательно-образовательного процесса, от уровня мастерства педагогиче­ского коллектива, от продолжительности работы руководителя детского сада в данном коллективе и других факторов. Чем полнее учитываются различные факторы при постановке целей контроля, тем эффективнее сам контроль. Чтобы быть эффективным, контроль должен также отве­чать и общим принципам.

1. Принцип стратегической направленности контроля. Эффективный
контроль должен отражать и поддерживать общие цели дошкольного

Учреждения.

2. Принцип соответствия делу. Контроль должен соответстзовать
контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать
то, что действительно важно.

;


3. Принцип нормативов. Обязательным условием эффективного конт­
роля является наличие объективных, точных и удобных для применения
нормативов. Необходимо найти простой и конкретный способ определе­
ния степени выполнения запланированных задач. Поскольку контроль
осуществляется человеком, он неизбежно подвергается влиянию личност­
ных факторов. Фактическое положение дел может восприниматься в
самом различном свете в зависимости от личности контролирующего, сле­
довательно, необходимо разработать четкие и объективные критерии про­
верки качества работы, которые будут убедительны и для контролируемых.

4. Принцип контроля по критическим точкам. Эффективный конт­роль требует полного внимания к факторам, критическим для оценки степени выполнения плана. Как правило, руководителю нет необходи­мости проверять все до мелочей, необходимо убедиться лишь, что планы выполняются. Следовательно, внимание сосредоточивается лишь на уз­ловых моментах деятельности, по которым можно определить, имеются ли отклонения от планов,

5. Принцип существенных отклонений. Эффективность контроля по­вышается, если внимание сосредоточивается на отклонениях, имеющих некоторую критическую величину или относящихся к разряду исключи­тельных, более мелкими можно пренебречь. Руководители должны зани­маться лишь существенными отклонениями в лучшую или худшую сто­рону.

6. Принцип действия. Контроль оправдан лишь тогда, когда отклоне­ния от планов подвергаются корректировке.

7. Принцип своевременного контроля. Своевременность контроля за­ключается в определенной частоте проведения измерений или оценок, которая адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала определяется с учетом со­держания основного плана, времени, в течение которого протекают ме­роприятия по контролю, затрат на проведение проверки и распростра­нения полученных результатов.

8. Принцип простоты контроля. Простейший контроль, с точки зре­ния тех целей, для которых он предназначен,— это наиболее эффектив­ный способ контроля. Простейшие методы требуют меньшей усилий и более экономичны. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реа­лизующих ее.

9. Принцип экономичности контроля. Любой контроль, который тре­бует больше, чем дает для достижения целей, направляет работу по лож­ному пути.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: