Управление ДОУ — это планомерное, организованное, научнообосно-ванное, систематическое воздействие на коллектив детского сада с целью обеспечения его оптимального функционирования. Контроль является заключительной важной функцией управления. В сознании большинства руководителей дошкольных учреждений внутрисадовский контроль был прежде всего связан с проверкой соответствия со стороны внешних инстанций, прежде всего государственных. Само слово «контроль» сплошь и рядом вызывало у работников негативные эмоции, а проверяющие в большинстве случаев воспринимались как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать, порождают ненужные педагогам обязанности, требующие различной формальной отчетности, необъективные, не расширяющие, а зачастую сужающие его права. Контроль, заставляющий защищаться от внешних контролирующих инстанций, педагогов — от администрации, проверяющей их работу, ограничивает возможности творческого роста контролируемых.
Обратная связь между субъектом и объектом управления предполагает сегодня не только формальную проверку выполнения принятых решений, но и определение того, в какой мере эти решения соответствуют изменившимся потребностям, интересам, ценностям.
|
|
К факторам, порождающим потребность в изменении работы детского сада, относятся:
V изменение потребностей внешней и внутренней среды детского саца в реализации имеющегося набора образовательных услуг;
V изменение возможностей дошкольного учреждения реализовать запланированные действия;
V последствия изменений в других подтемах (структурах) детского сада. Каждый из этих факторов должен быть учтен системой внутреннего
контроля. Поэтому целесообразно предложить следующее определение внутреннего контроля в детском саду: внутрисадовский контроль —■ это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития летского сада, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности, процесс оценки работы детского сада, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции.
>
Грамотно поставленный внутрисадовский контроль делает управление каждой подсистемой детского сада чувствительным как к изменениям в ней, так и к се изменениям1. Реагирование на эти изменения осуществляют планирование, организация и руководство. Таким образом, контроль теснейшим образом связан с другими видами управленческих действий, и благодаря ему цикл управления оказывается замкнутым.
|
|
Внутрисадовский контроль — вид упра&аенческой деятельности, служащий средством осуществления обратной связи между системой внут-рисадовского управления и элементами детского сада как объекта управления. Установление и поддержание обратной связи предполагает: ■/ разработку и использование стандартов, эталонов, критериев, норм
оценивания состояния разных подсистем; S определение сферы действия каждой из этих норм; S сбор информации о степени соответствия объектов контроля разработанным нормам; •/ анализ выявленных рассогласований, поиск путей их преодоления; ■/ принятие соответствующих решений и проверку их исполнения.
Итак, контроль помогает предвидеть трудности, обеспечивает соблюдением норм взаимоотношений и поведения, уровня дисциплины, поддержать заданный режим работы учреждения, способствует выполнению плана. Являясь одним из главных источников получения информации о работе сотрудников детского сада, контроль выступает базой для принятия управленческих решений, делает заведующего более компетентным и как педагога, и как администратора. Он позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым управленческим решением, отклонения от этих решений и их причины, определить пути и методы устранения выявленных недостатков.
Характерной чертой контроля в детском саду является его педагогическая направленность, опора на достижения педагогической науки, на опыт лучших воспитателей и руководителей.
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования2:
*/ создание единой системы контроля за всеми направлениями воспитательно-образовательной работы детского сада;
1 ПозднякЛ. В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. — М., 1994. — С. 57.
2 Мижо Г. Система контроля за организацией педагогической работы // Дошкольное воспитание. 1991, №11.-С. 32.
•/ планирование контроля — тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию и обучению в тесном единстве, в одном педагогическом процессе; ■/ выявление в процессе контроля причин, вызывающих недостатки,
выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение; •/ своевременность контроля, а значит, и его действенность; ■/ вскрытие и считывание обстоятельств, приведших к недостаткам в воспитательно-образовательной работе с детьми, оценивание всей педагогической деятельности коллектива, не ограничиваясь отдельными фактами; •/ контроль должен заканчиваться гласным подведением итогов; •/ выявление достоинства и педагогической эффективности труда воспитателей, работы коллектива, установление не только результатов, но и особенностей самого процесса труда; •/ обязательное выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения контроля.
Таким образом, контроль должен быть целесообразным, систематическим, оперативным, коллегиальным, объективным.
Учитывая эти требования, руководитель ДОУ прежде всего формирует цели внутрисадовского контроля. Они не совпадают с целями управления детским садом, они лишь способствуют достижению высоких результатов деятельности дошкольного учреждения. В рамках управленческого цикла контроль следует за планированием, организацией, его целью. Цели но содержанию контроля могут быть организованы с учетом различных аспектов деятельности детского сада: организационно-педагогические, педагогические, финансово-хозяйственные и другие. Выбор пелей контроля зависит от общих задач, которые решаются дошкольным учреждением в учебном году, от объективной оценки состояния воспитательно-образовательного процесса, от уровня мастерства педагогического коллектива, от продолжительности работы руководителя детского сада в данном коллективе и других факторов. Чем полнее учитываются различные факторы при постановке целей контроля, тем эффективнее сам контроль. Чтобы быть эффективным, контроль должен также отвечать и общим принципам.
|
|
1. Принцип стратегической направленности контроля. Эффективный
контроль должен отражать и поддерживать общие цели дошкольного
Учреждения.
2. Принцип соответствия делу. Контроль должен соответстзовать
контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать
то, что действительно важно.
;
3. Принцип нормативов. Обязательным условием эффективного конт
роля является наличие объективных, точных и удобных для применения
нормативов. Необходимо найти простой и конкретный способ определе
ния степени выполнения запланированных задач. Поскольку контроль
осуществляется человеком, он неизбежно подвергается влиянию личност
ных факторов. Фактическое положение дел может восприниматься в
самом различном свете в зависимости от личности контролирующего, сле
довательно, необходимо разработать четкие и объективные критерии про
верки качества работы, которые будут убедительны и для контролируемых.
4. Принцип контроля по критическим точкам. Эффективный контроль требует полного внимания к факторам, критическим для оценки степени выполнения плана. Как правило, руководителю нет необходимости проверять все до мелочей, необходимо убедиться лишь, что планы выполняются. Следовательно, внимание сосредоточивается лишь на узловых моментах деятельности, по которым можно определить, имеются ли отклонения от планов,
5. Принцип существенных отклонений. Эффективность контроля повышается, если внимание сосредоточивается на отклонениях, имеющих некоторую критическую величину или относящихся к разряду исключительных, более мелкими можно пренебречь. Руководители должны заниматься лишь существенными отклонениями в лучшую или худшую сторону.
6. Принцип действия. Контроль оправдан лишь тогда, когда отклонения от планов подвергаются корректировке.
|
|
7. Принцип своевременного контроля. Своевременность контроля заключается в определенной частоте проведения измерений или оценок, которая адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала определяется с учетом содержания основного плана, времени, в течение которого протекают мероприятия по контролю, затрат на проведение проверки и распространения полученных результатов.
8. Принцип простоты контроля. Простейший контроль, с точки зрения тех целей, для которых он предназначен,— это наиболее эффективный способ контроля. Простейшие методы требуют меньшей усилий и более экономичны. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
9. Принцип экономичности контроля. Любой контроль, который требует больше, чем дает для достижения целей, направляет работу по ложному пути.