В каждом регионе формируется своя система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственного и муниципального управления. Как правило, это конституции и уставы субъектов Российской Федерации.
Подзаконные нормативные правовые акты:
- акты высшего должностного лица (главы, губернатора);
- акты высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации (правительства, администрации);
- акты иных органов государственной власти региона.
114. Концепция стратегического планирования. Принципы, элементы и основные продукты стратегического планирования. Организационные форматы и структуры стратегического планирования. Концепция КРЭП технологии: координация, разработка, экспертиза, продвижение. Управление процессом стратегического планирования.
Стратегическое планирование – это выбор целей и ориентиров, прорисовка желаемого будущего территории, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность территории в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также конкурентоспособность отдельных отраслей территориальной экономики и социальной сферы.
|
|
Специфика стратегического планирования как процесса определена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего.
Для стратегического планирования характерны:
· взгляд из будущего в настоящее,
· описание видения желаемого будущего,
· формулировка миссии,
· выделение небольшого количества приоритетов,
· анализ конкурентоспособности,
· анализ внешних движущих сил развития,
· анализ субъектов развития, учет их интересов,
· участие стейкхолдеров, переговоры,
· наличие субъекта реализации,
· мониторинг.
Территориальное стратегическое планирование возможно, если в обществе принимаются определенные принципы, среди которых:
· принцип субсидиарности – передача полномочий, ресурсов и ответственности на более низкие уровни управления, на которых эти ресурсы будут использоваться более эффективно.
· внешняя и внутренняя интеграции – включение (интегрирование) города или территории в мировые, федеральные, региональные социально-экономические и культурные процессы для достижения максимальных выгод и преимуществ; интегрирование внутригородских (внутрирайонных) деятельностей для снижения издержек и повышения эффективности территории;
· социальное партнерство – выстраивание нового типа взаимодействия между властью, бизнесом, НКО и населением, обеспечивающего согласование интересов и целей, объединение ресурсов, разворачивание совместной деятельности и распределение ответственностей;
|
|
· участие граждан – привлечение граждан к обсуждению (пониманию) проблем территории, поддержанию порядка и обустройства местной жизни;
· прозрачность – открытость и прозрачность деятельности власти и других, основных стейкхолдеров (создание открытого активного информационного поля, в котором представлены и обсуждаются планы, процессы и результаты деятельности власти и других основных стейкхолдеров).
Элементы стратегического планирования
Стратегическое планирование подразумевает управление, ориентированное на достижение желаемого состояния МО в долгосрочной перспективе. Можно обозначить несколько элементов, используемых при формировании стратегического плана.
А) Современный облик МО – описание (модель) МО в текущий момент времени.
Б) Перспективный облик МО – описание (модель) МО в будущем (в долгосрочной перспективе), комплексный результат стратегического управления развитием. Формулируется перспективное видение на ближайшие 10 лет и далее.
В) Внутренняя среда МО, анализируемая, прежде всего как сосредоточение ресурсного потенциала.
Г) Внешняя среда, характеризуемая черезпотенциально благоприятные или угрожающие тенденции и предпосылки развития.
Д) Стратегия - система действий по достижению желаемого состояния МО в долгосрочной перспективе. Стратегия учитывает имеющийся ресурсный потенциал и существующие предпосылки для его реализации.
КРЕП технология: Координация, Разработка, Экспертиза и Продвижение (что позволяет дать название данной технологии – КРЭПâ).
Координация. Этим термином обозначена деятельность по управлению процессом стратегического планирования, включая функции организации и финансирования. Кроме того, в рамках координации происходит фиксация и архивация результатов, а также нормативно-правовое обеспечение – легитимизация результатов каждого этапа и процесса в целом путем оформления документов соответствующего уровня – от протоколов заседаний до нормативных актов. Субъектом данной деятельности становится «координационный центр», создаваемый либо внутри администрации МО, либо с ее участием на базе агентства развития или исследовательской организации.
Разработка. Стратегический план разрабатывается стейкхолдерами при поддержке экспертов. Это принципиально, и это требует специальных усилий по организации творческого процесса выдвижения идей, обсуждения и выработки согласованных решений самими стейкхолдерами. Для этого создаются тематические комиссии, объединяющие стейкхолдеров, представляющих власть, бизнес и общество, в которых и происходит разработка стратегического плана.
Экспертиза. Задача экспертизы – обеспечить условия для продуктивной деятельности стейкхолдеров, предоставить необходимый исходный фактический и статистический материал, создать творческую атмосферу в процессе заседаний, зафиксировать и обработать результаты обсуждений, дать оценку выдвигаемым проектам, формализовать процедуры выбора из имеющихся альтернатив, подготовить проекты итоговых текстов разделов стратегического плана. Субъектом экспертизы являются отдельные эксперты, закрепленные за тематическими комиссиями и экспертные группы, образуемые для оценки проектов
Работа по линиям Разработка и Экспертиза тесно переплетена и является центральной для определения содержания стратегического плана.
Продвижение. Этим термином объединяется работа по информированию и вовлечению стейкхолдеров и общественности в процесс разработки и реализации стратегического плана, а также по маркетингу и презентации стратегического плана и стратегических проектов. Без этой деятельности не может быть реализован потенциал стратегического планирования как инструмента формирования гражданского общества и местного патриотизма. Без маркетинга и презентации план останется известным лишь небольшой группе людей, и не станет ориентирующим документом для инвесторов. Поэтому необходимо определить субъекта, который будет специализирован на данной деятельности. Это обычно группа специалистов, называемая, например, группой PR сопровождения.
|
|
117. Правовой статус органов государственного управления в экономической, социальной и административно-политической сферах.
Правовой статус государственного органа – это закрепленное нормами права его положение в системе государственных органов.
Элементами правового статуса государственного органа являются:
– территориальный уровень действия данного органа (федеральный, региональный, муниципальный);
– принадлежность к определенной ветви государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной или отсутствие такой принадлежности);
– организационно-правовая форма (правительство, администрация, министерство, служба, управление и т.д.);
– порядок формирования органа (назначение или избрание);
– подчиненность, подотчетность, подконтрольность органа, наличие подчиненных ему органов и организаций;
– властные полномочия органа и пр.
Из всего перечня элементов правового статуса государственного органа особое значение имеет его компетенция. Компетенция включает в себя:
1) предметы ведения органа – сферы общественных отношений, управление которыми данный орган осуществляет (например, экономика, финансы, охрана окружающей среды,
охрана правопорядка).
2) полномочия органа – права и обязанности по регулированию предметов ведения. Полномочия каждого органа должны быть четко определены и не должны пересекаться, дублировать
друг друга.
Базовые полномочия ОГВв сфере экономики регламентируются Конституцией РФ: к ним можно отнести разработку и представление государственного бюджета и отчета о его исполнении; обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в областях культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление управления федеральной собственностью.
|
|
Также можно отметить регулирование экономических процессов на нормативной основе; обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирование социально-экономического развития РФ, разработка и осуществление программ развития приоритетных отраслей экономики; принятие мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:
1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;
2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;
4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет";
5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;
6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;
7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
8) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
9) иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.
Государственное управление в сфере административно-политической деятельности распространяется на оборону, государственную безопасность, иностранные дела, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстицию, надзор за законностью (деятельность прокуратуры). Многие из таких полномочий относятся к исключительному ведению Федерации.