Научная деятельность – это особый вид познавательной деятельности, направленный на получение нового знания в той или иной области. Выделяют два уровня научно-исследовательской деятельности: эмпирический и теорети ческий.
На эмпирическом уровне осуществляется описание процессов и явлений.
На теоретическом – объяснение, которое включает моделирование, гипотезу, эксперимент.
Новое знание, как результат научного исследования должно быть: объективно новым, получено с применением специальных средств, выделен объект действительности, выражен в терминах и категориях соответствующего знания, воспроизводимо другими, доказательно, точно.
Научное исследование осуществляется в соответствии с принципами:
· Принцип целенаправленности на усовершенствование практики,
· Принцип объективности, отражающей реальность;
· Принцип прикладной направленности, объясняющий различные пути использования результатов исследования;
· Принцип системности, обеспечивающей не разрушение уже имеющихся систем, а их дополнение, расширение и обогащение;
|
|
· Принцип целостности, как устойчивой взаимосвязи компонентов;
· Принцип динамизма, обеспечивающего дальнейшее развитие, многоаспектность и многовариативность.
Основными характеристиками научного исследования являются критерии факта и критерии качества. К критериям факта относятся: проблема исследования, тема исследования, объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза, методы исследования, защищаемые положения. К критериям качества относятся новизна результатов исследования, значение результатов для науки, ценность исследования для практики.
Классификация научных исследований в образовании. Каждая область научного знания отражена в классификаторе научных исследований, имеет свой номер и паспорт научных специальностей. Что касается научных исследований в образовании, то педагогические науки имеют номер 13.00.00. в рамках которого можно найти ряд научных специальностей. Например, общая педагогика, история педагогики и образования имеет номер 13.00.01., теория и методика обучения и воспитания 13.00.02., теория и методика профессионального образования – 13.00.08., теория и методика физического воспитания, спортивно тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры – 13.00.03 и т.д.
Выбор научной специальности должен соответствовать паспорту научной специальности, а профессиональная подготовка исследователя (диссертанта), его научные интересы должны соответствовать перечню задач регламентированных паспортом научных специальностей. Научный руководитель должен быть компетентен в проблемах, охватываемой научной специальности, а аспирантура иметь право обучать по соответствующим дисциплинам. Диссертация как форма предоставления результатов научного исследования должна соответствовать специальности и требованиям диссертационного совета при защите.
|
|
Методологическая культура исследователя. Культура – универсальная характеристика любой деятельности, и особенно исследовательской. С точки зрения культуры методология – специально организованная деятельность по получению новых знаний и обоснованию программ, логики, методов, оценки качества научного исследования.
Методологическая культура исследователя характеризуется: 1)ценностными ориентирами, к которым относятся разные парадигмы (образцы) мыслительных процессов; 2) компетентностью, выраженной во владении процедурами исследовательской деятельности, их соответствии с целями и задачами исследования, в умении сочетать эмпирический и теоретический поиск; 3) объективным единством процессуального и результативного компонентов научного познания; 4) субъективным характером исследовательской деятельности.
Надо понимать, что методологическая культура присуща как ученому, так и учителю. Методологическая культура ученого помогает ему объективно производить новое знание. При этом целесообразно принадлежать к какой-либо научной школе, ориентироваться в методологических подходах, корректно использовать термины, актуальность, формулировать гипотезу, планировать и осуществлять её проверку, осмысливать методологические ориентиры, такие как объект, предмет, цель, актуальность, новизна); создавать педагогические проекты.
Методологическая культура учителя обеспечивает эффективное использование нормативных знаний и выражается в умении учителя вырабатывать концепции (понимание) деятельности; осознавать роль методологии; осуществлять концептуальный анализ педагогической практики; осуществлять моделирование и проектирование с последующей реализацией в практике; творить и систематизировать педагогическую деятельность.
Овладение методологической культурой дело весьма сложное. Культуру нельзя выучить, усвоить или «отработать», в культуру можно только «войти». Основной путь вхождения в методологическую культуру – это анализ опыта применения методологического знания, осуществляемый через рефлексию. Рефлексия – осмысление себя и своей деятельности с целью самоорганизации целого «Я».