ТЕМА 2.Методология науки. Уровни методологии образования

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности. Методология образования – это учение о самом научно-педагогическом знании, закономерностях его развития, принципах, подходах и способах добывания, категориальном аппарате, основаниях и структуре научной теории.

Основополагающая категория методологии педагогики – это парадигма образования, которая соотносится со стратегией образования.

Стратегия – это план действий, руководства, деятельности осуществляемых на основе прогнозах.

Стратегия образования – это план действий, руководства, деятельности осуществляемый с целью обеспечения будущих потребностей общества.

Парадигма - это образец действий. Зная образец действий можно выстроить определенную, заданную стратегию.

Образовательные парадигмы. На сегодняшний день известно три типа парадигм. Это классическая, неклассическая и постнеклассическая парадигмы. В педагогических исследованиях, по мнению многих исследователей, в качестве классической парадигмы выступает авторитарная или технократическая парадигма; в качестве неклассичнской – гуманистическая; а в качестве постнеклассической – гуманитарная.

Авторитарная или технократическая парадигма ориентируется на потребности государства и общества в целом, где человеку отведено место «винтика», исполнителя государственных запросов и интересов (например – «строителя коммунизма»).

Гуманистическая парадигма является противоположностью первой. В ней ориентация на человека, его личные интересы и потребности.

Как показала практика и первая и вторая парадигмы имеют как плюсы, так и минусы. Но когда минусы начинают доминировать, то чтобы их минимизировать происходит смена парадигм на прямо противоположную, а именно на гуманистическую. По истечении времени и эта парадигма начала давать сбои. Это происходит потому, что и авторитарная и гуманитарная парадигмы являются линейными и характеризуются однонаправленностью, однобокостью и односторонностью. Смена парадигм по формуле «или-или» (или приоритет личности, или приоритет общества) обречена на провал. Сегодня в науке наблюдается уход от однобокости и односторонности и признание идеи синтеза, как магистрального пути развития научного знания и соответствующей ей практики, это гуманитарная парадигма.

Гуманитарная парадима, являющаяся синтезом первых двух и отражающая единство социального и индивидуального, единство интересов общества и интересов каждого отдельного человека. Это единство, как единство противоположностей предполагает новый взгляд на системно-целостный подход. Человек и собственно процесс образования, несомненно, являются системами, главными характеристиками которых в рамках данного подхода являются целостность и динамичность. Целостность как определенная завершенность, выраженная в единстве противоположностей. Динамичность как стабильное и эффективное развитие.

Функции методологии: познавательная, критическая, рефлексивная.

Познавательная функция позволяет осуществлять гносеологические исследования, выявляющие закономерности, теории, основополагающие принципы теории познания.

Критическая функция ориентирована на выявление «белых пятен» и границ использования той или иной теории, закона или закономерности в реальной практике.

Рефлексивная функция позволяет реализовать возможность анализировать и совершенствовать собственно исследовательскую деятельность, её закономерности, принципы, способы и техники.

Выделяют следующие уровни методологии науки. Это философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. В каждом конкретном научном исследовании эти уровни должны соотноситься друг с другом и представлять достаточно обоснованную систему целостности в контексте той или иной парадигмы (образца).

Философский уровень методологи – система исходных философских идей, течений, теорий. Этот уровень методологии определяет: развитие науки, общие принципы познания, категориальный строй конкретных наук, Наиболее популярные филисофские идеи в педагогических исследованиях: экзистенциализм, прагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм, религиозная философия образования. Философия экзистенциализм ориентирует образование на внутренний мир человека. Прогматизм – на практический опыт. В основе философии бихивиоризма лежит поведенческая реакция человека. Диалектический материализм как философское направление обосновывает тезис, что бытие определяет сознание. Основная идея религиозных философий – это подготовка человека к вечной жизни в раю или в аду.

Общенаучный уровень методологии – это система подходов и принципов к пониманию действительности с точки зрения большинства наук. Он позволяет исследователю отобрать общие способы изучения образовательных феноменов. Наиболее распространенные в педагогической науке подходы: системно-структурный, целостный, синергетический, тринитарный. А среди общенаучных принципов наиболее распространёнными являются принцип дополнительности, принцип целостности, принцип соотнесения, принцип определенности и др.

Конкретно-научный уровень методологии – это система методов, принципов исследования, специфичных для данной науки. В педагогической науке наиболее широко используют культурологический подход, аксиологический, средовой, личностный, деятельностный и др. По мнению многих авторов множественность подходов обеспечивает достоверность исследований. Но эта множественность в каждом конкретном случае должна иметь определенные основания, которые приводит их в систему! Одним из существующих оснований может быть гуманитарно-целостная стратегия образования, включающая в себя единство всего знания о человеке и теория дополнительности.

Технологический уровень методологии – это уровень конкретных методов и техник исследования; это набор процедур достоверности эмпирического материала. Только на основе результатов этого уровня может быть выработан нормативный характер знания, как система рекомендаций различного уровня.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое методология науки и каковы ее функции?

2. Какова современная стратегия образования?

3. Назовите три типа образовательных парадигм и дайте им краткие характеристики.

4. Назовите четыре уровня методологии образования.

5. Раскройте содержание каждого уровня.

6. Дайте определения конкретно-научному и технологичному уровням методологии образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: