double arrow

Категориальный аппарат

Любая наука должна иметь свой категориальный аппарат. К нему относятся специальные термины, понятия, категории.

Термин – слово или словосочетание, обозначающее то, что существует в реальной действительности. К общим предметным терминам можно отнести такие термины как «система», «принцип», «закон» и т.п.

Понятие отражает содержание термина, позволяет понять суть термина. Например, термин «закон» означает объективную связь между чем-либо, а термин «принцип» - означает основополагающее требование к чему-либо.

Категории – это фундаментальные, общие понятия конкретной области знания. Основными категориями науки педагогики являются следующие термины и соответствующие им понятия: образование, воспитание, обучение, формирование и др.

Методы исследования.

Метод – это путь, способ достижения чего-либо.

Исследование – это один из видов познавательной деятельности, отличительная особенность которого заключается в выработке новых знаний.

Методы исследования – это система процедур деятельности для изучения (познания) чего-либо.

Выделяют три большие группы методов исследования. Это эмпирические методы, методы количественного и качественного анализа, теоретические методы.

Эмпиризм – в переводе с латинского означает «дело», «практика». Эмпирические мет оды – это практические методы, направленные на диагностику, изучение и измерение чего-либо.

Методы количественного и качественного анализа направлены на обработку полученных эмпирическими методами результатов диагностики.

Теоретические методы – это методы, которые направлены на объяснение изучаемой реальности, результатом которого является научная теория.

Система достоверных знаний – это чаще всего результат единства эмпирических, статистических и теоретических методов исследования. которая выражена в теориях, законах и закономерностях изучаемой действительности.

Связь педагогики с другими науками.

Мы уже указывали, что стратегия развития современной науки лежит на путях синтеза, как глобального магистрального пути развития цивилизации. Достаточно указать на известный всем синтез таких наук как физиология, медицина, физика, химия, психология. Думается, что данный ряд может быть продолжен.

Педагогика, как наука не является исключением. Она, прежде всего, тесно связана:

1. с психологией, которая изучает личность;

2. с философией, реализующей методологические функции;

3. с филологией, позволяющей работать с понятиями;

4. с физиологией, изучающей функции человеческого организма;

5. с социологией, позволяющей понять социальные тенденции в связи с социализацией личности;

6. с экономическими науками, которые определяют характер образования, ориентированный на потребность общества;

7. с управленческими теориями, позволяющие осмыслить педагогический менеджмент;

8. с правоведением, обеспечивающим юридическую защиту, права и обязанности субъектов образовательного процесса;

9. со статистикой, обеспечивающей педагогику готовыми результатами статистических исследований с целью обнаружения проблем и результатов введения инноваций;

10. с информатикой, позволяющей создавать и использовать обучающие и образовательные программы;

11. с кибернетикой, выводы которой используются в дидактике с опорой на теорию алгоритмов;

12. с техническими науками, позволяющими расширять спектр технических и дидактических средств обучения и т.д.

Линии и типы связей наук друг с другом. Разделение наук на области знаний является весьма условным. Знание едино и может быть приложено к любой сфере деятельности, особенно к сфере научного исследования. Выделение наук в отдельные области осуществлено для более удобного их изучения и выявления специфики их использования. Между тем происходит обратное, научные области интегрируют друг в друга, создают синтез и целостное единство. Поэтому все науки связаны между собой и эту связь широко используют в научно-исследовательской деятельности.

В научно-педагогическом исследовании чаще всего используют и выделяют следующие линии связей: между терминами, между закономерностями, между концепциями, моделями, эмпирическими данными, критериями, методами.

Типы связи: заимствование, взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение, комплементарность, интеграция, дополнительность.

Роль и назначение (функции) научно-педагогического исследования. Роль педагогики в исследовании образования заключается в том, что она требует от педагога «признания» правомерности различной смысловой интерпретации знания, «открытости» к восприятию нового, иногда непривычного, парадоксального знания, отказа от догматизма и стереотипов в восприятии научного знания, от упрощенного понимания знаний. Процессы интеграции, синтеза совместно с процессами дифференциации и индивидуализации значительно расширяют с одной стороны возможности педагогической науки, с другой – то поле смыслов и значений, которое заключено в педагогическом знании.

Роль и назначение педагогики, как области научного знания, заключено в её функциях. Функция – это связь какого-либо компонента с системой, его назначение, роль в этой системе. Основополагающие функции педагогической науки – это объяснять, преобразовывать, прогностировать.

Объяснительная функция предполагает описание педагогических фактов, явлений, процессов, объяснение закономерностей и условий их протекания, выявление принципов, создание теорий и концепций.

Преобразовательная функция – заключается в усовершенствовании практики на основе теории, ориентированной на исследование образовательных систем, технологий и техник, рассчитанных на получение заданного результата обучения или воспитания.

Прогностическая функция – обоснованное предвидение развития практики образования и рекомендации различного рода, основными из которых являются методологические, по целесообразной деятельности

Соотношение педагогической науки и практики. Существует три точки зрения на соотношение педагогической науки и практики. Первая рассматривает педагогику как «чистую» или схоластическую науку, ни коем образом не влияющую на практику образования. Вторая точка зрения заключается в том, что педагогика как наука должна учить искусству воспитания и обучения и носить технологический характер. Третья точка зрения рассматривает педагогику как науку отражающую единство фундаментальности и технологичности, что соответствует единству науки и практики как органической целостности.

Выделяют два способа влияния педагогической науки на практику: прямой и косвенный. Прямой способ ориентирован на помощь учителям при возникновении педагогических затруднений и возникновении противоречий и показывающий оптимальное их разрешение. Косвенный способ ориентирован на помощь педагогам-исследователям и ученым. Он показывает, как усовершенствовать исследовательскую деятельность и эффективно решить научные проблемы. Основным способом связи науки и практики является знание: знание о сущем и знание о должном. Первое описывает явления и процессы на основе эмпирических методов и выявляет законы и закономерности на основе теоретических методов, Второе – вырабатывает нормативы и стандарты, к которым относятся принципы, содержание, методы, формы педагогической деятельности. Формами взаимодействия науки и практики являются учебно-научно-педагогические комплексы, участие педагогов практиков в научных исследованиях, экспериментальные площадки, повышение квалификации. Различие между научной и практической деятельностью. Мы знаем, что структура деятельности состоит из цели деятельности, субъекта деятельности, объекта деятельности, предмета деятельности, средства деятельности и результата деятельности.

Для науки выстраивается такая цепочка деятельности: цель-получение новых знаний, субъект- ученый исследователь, объект - образовательный процесс, предмет - закономерности, средства - методы научно-педагогического познания, результат - новые знания.

Для практики цепочка деятельности выглядит так: Цель деятельности - создание условий; субъект деятельности - педагог (учитель); объект деятельности - ученик как субъект, предмет деятельности – свойства личности, средства деятельности – методы, формы, средства обучения и воспитания; результат деятельности – становление человека субъектом собственной жизнедеятельности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Педагогика как наука.

2. Признаки науки.

3. Связь педагогики с другими науками.

4. Роль и назначение педагогических исследований в образовании.

5. Теория и практика образования и их соотношение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: