ТЕМА 1 Функции научно-педагогических исследований в системе образования

Железнякова Ольга Михайловна

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

Ульяновск, 2017

 

УДК 37.01 Печатается по решению редакционно-

ББК 74.00 издательского совета ФГБОУ ВО

Ж 51 «УлГПУ им. И.Н. Ульянова

 

 

Составитель:

Ж 51 Железнякова О.М. – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной работы факультета педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.

Методология и методы научного и научно-педагогического исследования: учебно-методическое пособие. Железнякова О.М. – Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. – 29с.

 

Учебно-методическое пособие призвано помочь в овладении знаниями, умениями и первичными навыками организации и осуществления научно-исследовательской деятельности в сфере педагогической науки и практики.

Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов.

УДК 37.01

ББК 74.00

 

Железнякова О.М.

ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Тема 1 Функции научно-педагогических исследований в системе образования

Тема 2 Методология науки. Уровни методологии образования

Тема 3 Методологические характеристики научного исследования как деятельности

Тема 4 Понятийный аппарат и его специфика в педагогическом исследовании

Тема 5 Общая логика и структура педагогических исследований

Тема 6 Классификация методов педагогического исследования.

Тема 7 Надежность и валидность результатов исследования

Тема 8 Формы представления результатов научно-педагогических исследований

Рекомендованная литература

Тестовые задания

Вопросы к зачету

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие направлено на подготовку к овладению знанию и практическими умениями по дисциплинам «Методология и методы научного исследования», «Методология и методы научно-педагогического исследования».

Данное пособие призвано помочь вам в развитии навыков организации и реализации научного и научно-педагогического исследования, овладение которыми позволяет осуществлять дальнейший карьерный и личностный рост и эффективно на уровне теории и практики осуществлять дальнейшее развитие современной науки, в первую очередь педагогической.

Темы выстроены в соответствии с учебными планами и программами, соответствует логике раскрытия научно-исследовательской деятельности и педагогической в частности, включает как общие рекомендации по организации и осуществлению научного исследования, так и специфику его в области педагогического знания.

Содержание представляет собой краткое, но достаточно полное изложение программного материала, которое при необходимости может быть углублено и расширено за счет самостоятельной работы по изучению представленной в пособии рекомендованной литературы. Этой же цели служит представленный в пособии перечень реферативных тем, которые выступают в качестве индивидуальных заданий.

Каждая тема сопровождается вопросами на закрепление и понимание изучаемого. Для проверки усвоенного учебного материала предлагается тестовый контроль.

 

ТЕМА 1 Функции научно-педагогических исследований в системе образования

Педагогика как наука.

Наука – это система проверенных и обоснованных знаний, лежащих в основе научной картины мира. Выделяют следующие признаки науки:

· социально-личностные потребности,

· объект исследования,

· предмет исследования,

· категориальный аппарат,

· методы исследования,

· система достоверных знаний.

Социально-личностные потребности как характеристика научной области знаний определяется уровнем развития общества и общественных отношений, а также уровнем развития отдельных индивидуумов и их интересами к явлениям природы, общества, космоса и жизни в целом. В педагогике как научной области знания ведущими потребностями выступает кризисный характер всей системы образования, как социального института, также отдельные педагогические затруднения, как субъективные реакции, препятствующие развитию отдельных сторон системы образования.

Объект исследования – это базовые явления и процессы конкретной научной области. Другими словами, это то, что надо изучать и использовать, совершенствовать и развивать. В философии – это бытие, в физике это физические процессы и явления, в химии – химические процессы и явления и т.д. В педагогике в качестве объекта выступает образовательные процессы и явления, а точнее, образование как процесс и как целостная система.

Предмет исследования – это то, с помощью чего можно успешно совершенствовать и развивать объект научного исследования на благо человека и общества. Чаще всего предметом любого научного исследования выступают законы и закономерности конкретной научной области. В области научно-педагогического исследования в качестве предмета выступают закономерности развития и функционирования целостной образовательной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: