double arrow

Этические и правовые аспекты исследовательской деятельности.

Профессиональная этика – наука о соответствующем определенной профессии поведении, в рамках которого исследователь, как носитель профессии, должен следовать определенным поведенческим нормам.

В рамках научно-педагогического исследования к таким нормам относят:

· ответственность в организации и осуществлении процедур исследовательской деятельности;

· конфеденциальность, неразглашение информации личностного плана;

· обоснованность теоретических и практических положений;

· объективность результатов исследований, недопустимость высоких погрешностей и подтасовка фактов и статистических данных;

· компетентность, как единство теоретической и практической готовности к осуществлению исследовательской деятельности.

Использование теоретических методов исследования требует так же определенных этических норм. К ним относятся не допустимость искажения используемой ранее идеи; некорректность цитирования; эклектичность или несовместимость используемых идей; историческая некорректность; отрицательная «Я» концепция исследователя.

Правовые ограничения в исследовательской деятельности относятся:

· соблюдение гражданских прав субъектов вовлеченных в процесс исследования;

· недопустимость психического насилия и давления; унижение личностного достоинства испытуемого;

· плагиат как представление чужой идеи в качестве своей собственной;

· невмешательство и неприкосновенность частной жизни субъектов включенных в исследование.




К правовым аспектам исследовательской деятельности надо отнести и ряд основных законов. Это Закон об образовании, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите уровни исследовательской деятельности.

2. Понятие исследовательской деятельности.

3. Требования к результатам научной деятельности.

4. Принципы научного исследования.

5. Критерии факта и критерии качества научного исследования.

6. Классификация научных исследований в образовании.

7. Методологическая культура исследователя.

8. Соотношение методологической культуры учителя и исследователя.

9. Способы овладения методологической культурой.

10. Этические и правовые аспекты исследовательской деятельности.

 






Сейчас читают про: