Профессиональная этика – наука о соответствующем определенной профессии поведении, в рамках которого исследователь, как носитель профессии, должен следовать определенным поведенческим нормам.
В рамках научно-педагогического исследования к таким нормам относят:
· ответственность в организации и осуществлении процедур исследовательской деятельности;
· конфеденциальность, неразглашение информации личностного плана;
· обоснованность теоретических и практических положений;
· объективность результатов исследований, недопустимость высоких погрешностей и подтасовка фактов и статистических данных;
· компетентность, как единство теоретической и практической готовности к осуществлению исследовательской деятельности.
Использование теоретических методов исследования требует так же определенных этических норм. К ним относятся не допустимость искажения используемой ранее идеи; некорректность цитирования; эклектичность или несовместимость используемых идей; историческая некорректность; отрицательная «Я» концепция исследователя.
|
|
Правовые ограничения в исследовательской деятельности относятся:
· соблюдение гражданских прав субъектов вовлеченных в процесс исследования;
· недопустимость психического насилия и давления; унижение личностного достоинства испытуемого;
· плагиат как представление чужой идеи в качестве своей собственной;
· невмешательство и неприкосновенность частной жизни субъектов включенных в исследование.
К правовым аспектам исследовательской деятельности надо отнести и ряд основных законов. Это Закон об образовании, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и т.д.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите уровни исследовательской деятельности.
2. Понятие исследовательской деятельности.
3. Требования к результатам научной деятельности.
4. Принципы научного исследования.
5. Критерии факта и критерии качества научного исследования.
6. Классификация научных исследований в образовании.
7. Методологическая культура исследователя.
8. Соотношение методологической культуры учителя и исследователя.
9. Способы овладения методологической культурой.
10. Этические и правовые аспекты исследовательской деятельности.