Материального комфорта

Впервой части мы попытались показать, что Божий народ сегодня настолько связан «вещами», что не может пови­новаться Божьему повелению, и говорить: «Отпусти!»* На этих страницах мы хотим показать, что над Божьей цер­ковью господствует надзиратель по имени «комфорт и уют», в то время как мир катится к погибели.

* В данном случае каждый верующий сравнивается с Моисеем, призванным вывести свой народ из рабства, и бросившим вызов фараону: «Отпусти Мой Народ».

Давайте вновь обратимся к образу Египта. Положение израильтян в египетском рабстве было необычным. Они работали до изнеможения и в то же время радовались горшкам с едой, приправленной чесноком и репчатым луком. Сегодня мы тоже много работаем, мы все очень заняты, но нам это нравится, мы находим в этом особое удоволь­ствие. У нас меньше свободного времени, но больше удобств, чем раньше. И действительно, высокий уровень жизни настолько въелся в наше существо, что для выпол­нения нашего долга и защиты имеющихся привилегий нам придется подняться на более высокий уровень самоотрече­ния, чем всем-предыдущим, поколениям. Каким естественным может показаться уютное положение в мягком кресле перед пылающим камином, и чтобы рядом, в нашем распо­ряжении были бы все мыслимые удобства. Сравните это с положением наших предков, стоявших во главе большой семьи, и ютившихся в тесных домиках с минимумом необ­ходимых для жизни вещей.

Мы просто должны понять, что роскошь, комфорт и в некоторых случаях даже удобства часто в наибольшей степени препятствуют сегодня распространению Евангелия. Трудность же заключается в том, что повеления Христа и условия обращения людей ко Христу фактически совсем не изменились. Мы можем решить, что эти условия измени­лись, и потому собираемся в больших залах, чтобы «поддер­жать» приезжего евангелиста, который должен охватить проповедью Евангелия наших ближних, тех самых, кого дол­жны были охватить мы. Однако мы никогда не сможем на­нять «личность», которая смогла бы выполнить вместо нас работу по завоеванию душ. Вызов «отпусти» всегда оста­вался, и всегда будет в силе.

Иисус велел Своим ученикам: «Идите за Мною, и Я сде­лаю вас ловцами человеков» (Мат. 4:19). И снова, в Еванге­лии от Матфея 16:24 Он сказал им: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Если взять эти два повеления вместе, мы получим следующее:

—> следование за Иисусом означает завоевание душ и

<—> следование за Иисусом означает самоотречение, поэтому

<—> завоевание душ означает самоотречение. <—

И приказ «отпусти народ Мой» на самом деле звучит следующим образом: «Пусть Мой народ отвергнется себя; буквально скажет себе “нет”; пусть они оставят комфорт и удобства и пусть упростят свою жизнь ради того, чтобы достичь заблудших людей».

Братья, мы не можем с прежним рвением искать наслаж­дение в хороших или приятных вещах, ставших сегодня для нас доступными, и в то же время распространять Евангелие должным образом дома или за рубежом. Это относится к оп­ределенной негативной категории миссионеров, которые тре­буют за свой труд заработную плату и финансовую помощь, равную доходам руководящих работников в деловом мире. Это также относится к некоторым рядовым прихожанам, к ко­торым взывает Бог, говоря: «Приведи ко Мне своего ближне­го, пожертвовав тем, что тебе нравится делать больше всего».

Дух благовестия всегда отличался простотой и жертвен­ностью. Особенно мощно Бог использовал тех людей и дви­жения, которые характеризовались жертвенным духом и готовностью преодолеть все трудности. Джон Уэсли писал человеку, готовившемуся в те времена стать методистским проповедником, следующее:

«Стать методистским проповедником не значит встать на путь успеха, почета, удовольствий или выгоды. Это жизнь, наполненная трудом и лишениями. Проповедники часто с трудом зарабатывают на жизнь, испытывают лишения. и часто бывают в нужде. Их могут побить камнями, бичевать и оскорблять. Подумайте над этим прежде, чем решитесь вести такую неприкаянную жизнь».

Обратите внимание на такое повествование о ранних ме­тодистских проповедниках в Америке:

«Когда человек чувствовал, что Бог призвал его к про­поведи, он не стремился получить образование в колледже или Библейском институте. Он отправлялся на поиски вы­носливого пони или лошади, искал снаряжение для путеше­ствия, и немедленно пускался в путь с дорожной библиоте­кой под рукой, с Библией, сборником гимнов и сборником правил веры своей конфессии. Затем обращался к людям со словами, которые никогда заранее не записывал и кото­рые тем не менее никогда не устаревали: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

«Итак он шел через бури и град, снег и дождь, взби­рался на холмы и горы, проходил долины, пробирался че­рез болота и переплывал бурные реки. Промокший и уста­лый, он останавливался на ночь поддеревом, всю ночь, дер­жа под уздцы свою лошадь или, привязав ее к дереву, спал на попоне вместо постели. Он клал под голову седло и ук­рывался своим плащом, если у него имелся таковой. Часто он спал в грязных хижинах на земляном полу у огня, ел запеченную кукурузу вместо хлеба, пил отстой вместо кофе или отвар листьев вместо чая. Он с радостью ел мясо мед­ведя или оленя, дикого индюка на завтрак, обед и ужин, если таковое -имелось. Но его послание всегда было готово: «Вот Агнец Божий».

«Такова была доля старомодного методистского про­поведника. Кто из нас скажет при подобных обстоятель­ствах:

Вот я, пошли меня?»

«Проповедники того времени были настолько посвя­щены своей проповеди Евангелия, что они, ради этого со­знательно пологали на жертвенный алтарь всю свою жизнь. Вы знаете, что из первых семисот методистских проповед­ников, которые умерли на своем посту в Америке, одна треть не дожили до тридцати пяти лет, а две трети умерли, в сред­нем не прослужив и двенадцати лет. Теперь вы можете по­нять, почему под руководством таких преданных и жерт­венных людей американский методизм пережил очень быстрый рост?»

Возможно, одно из величайших чудес в покорении душ в наше время продемонстрировала Армия Спасения. Она успешно вторгалась и сокрушала твердыни порока и нище­ты. Сама природа такой войны предъявила к воинам этой Армии особые требования. Предшественником Армии была Христианская миссия. Вот ее обращение, адресованное доб­ровольцам, призывающее, делать все необходимое, чтобы завоевывать сердца для Христа.

«Евангелизационному штату христианской миссии всегда требуются:

— МУЖИ И ЖЕНЫ БОЖЬИ,

стремящиеся посвятить свою жизнь работе по спасению душ;

— Их характеры должны быть готовы выдержать любое количество испытаний;

— Они должны уметь обратиться к толпам людей на открытом воздухе и в помещении таким образом, чтобы их слова исцеляли сердца грешников;

— Они должны повести за собой благочестивых мужей и жен в работе по покорению человеческих душ Христу;

— Они должны быть совершенно готовы говорить, молиться, ездить, путешествовать за сотни миль или умереть в любой момент:

— Они должны отказаться от спиртного, табака и нарядов ради Христа и отказаться от всего и всех ради Него;

— Они должны быть готовы отправиться учиться и возвратиться домой, если

не преуспеют в этом.

Просим не беспокоиться следующих кандидатов:

— Людей, которые, не имея работы, желают посвятить себя полностью и т.д. и т.п.;

— Тех, кто не подозревает, что им придется работать до изнеможения днем и ночью ради завоевания душ для Христа;

— Тех, кто “в случае, если их примут, будут стараться удовлетворить требования своих руководителей ”;

— Тех, кто будет обращать внимание на “возражения своих друзей ” против такого образа жизни и путешествий куда-либо, против их занятий чем-либо из того, что им следует делать;

— Тех, которые желают “легкой работы”, обнаруживая, что тяжелый миссионерский труд сказывается на них отрицательно и т.п.;

— Тех, кого интересуют такие подробности, как “зарплата, рабочие часы, условия проживания и т.д.”, перед тем как согласиться на предлагаемое служение;

— Тех, кого “иногда терзают сомнения” относительно боговдохновенности Библии, божественности Христа, искупления, избрания, вечного проклятия, личности дьявола или об опасности отпасть

от благодати;

— Тех, кто, “имея значительный опыт” в нашей работе, думают, что знают, как ее выполнять».

Мы все знаем, какой ужасной ценой были открыты для Евангелия огромные континенты язычества. Сегодня мис­сионеры не в состоянии евангелизировать всех рождающихся детей. С таким прогрессом миссионерской деятельности си­туация остается отчаянной, если только Божий народ не за­хочет освободиться от уз комфорта и не выполнит Божьего повеления, бросая вызов: «Отпусти!» еще успешнее, чем выполнял это повеление Божий народ до нас.

Дэвид Ливингстон трудился, не утешая себя иллюзия­ми относительно того, какой ценой будет завоевана для Хри­ста Африка. Он предпочитал работать в одиночку, не обре­меняя себя людьми, которым нравилось жить в удобствах.

Рассказывают, как руководители одного миссионерского общества в Южной Африке написали Дэвиду Ливингстону:

“Нашли ли вы удобные дороги к тому месту, где вы про­живаете? Если они есть, мы могли бы послать к вам на по­мощь людей”.

Ливингстон ответил: “Если у вас есть люди, которые могут работать только при условии наличия хороших дорог, они мне не нужны. Мне нужны люди, которые придут ко мне, если нет никаких дорог”.

Много лет спустя, миссис Ч. Т. Стадд, обращаясь к добровольцам, которые хотели присоединиться к ее мужу в сердце Африки, сослалась на эту цитату из письма Ливингстона и сказала, какими должны быть новые миссионеры:

«Люди, готовые к бездорожью!

Люди, готовые взять свою жизнь в свои руки!

Люди пылкие и горящие!

Люди по типу Брейнерда!»

Сам Стадд оставил все земные блага и жил абсолютно простой жизнью. Он буквально последовал за своим Спаси­телем и сказал самому себе «Нет», став, таким образом, ве­личайшим ловцом человеков. Он был высвобожден для тру­да. Обратите внимание на дух этого человека, выраженный в следующем его сочинении:

«Мы слишком долго ждали друг друга, чтобы начать! Время ожиданий прошло! Божий час настал! Объявлена вой­на! Во имя святого Бога небес давайте встанем и начнем со­зидать! “Господь, Бог наш, идет перед нами; Он будет сра­жаться за нас”, как и мы за Него. Мы не будем строить на песке, но на каменном основании слов Христа и врата ада и слуги врага не одолеют нас. Могут ли такие мужи, как мы, бояться?

Перед этим миром, да, перед сонным, теплым, маловер­ным и колеблющимся христианским миром мы смело дове­римся нашему Богу, мы все предадим в Его руки! Мы будем жить, и мы умрем ради Него. Мы сделаем это с Его неизре­ченной радостью, воспевающей в наших сердцах. Мы луч­ше тысячу раз умрем, доверяясь нашему Богу, чем будем жить, доверяя человеку. И когда мы дойдем до того места, то мы увидим, что победа уже одержана, а перед глазами пред­стала картина славы. Мы будем иметь истинную святость Бога, а не бледные, бессильные и утонченные слова и бла­гонамеренные мысли. Мы будем обладать мужеством, свя­тостью и драгоценной верой и будем трудиться ради Иисуса Христа».

В 1932 году официальный журнал Церкви святости Еммануила в Ливерпуле, Англия выпустил обращение к лю­дям, отказавшимся от комфорта:

«Требуются сейчас! Мужи и жены Божьи для евангелизации племен.

— Люди, пылкие душой!

— Люди, изголодавшиеся по трудной работе!

— Люди, полностью готовые к трудной жизни, многим болезням, возможно, к ранней смерти или мученичеству!

— Те, кто, добравшись туда,

останутся там навсегда.

Бог может сделать все, если Он получит настойчивых людей, готовых даже на смерть».

Какой ценой распространялось Евангелие!

Возьмем, к примеру, республику Гана:

«Из-за желтой лихорадки и других болезней продолжи­тельность жизни миссионеров в одно время в Гане сократи­лась до шести месяцев. Но благодаря их жертвенности двад­цать процентов населения страны, насчитывающей пять мил­лионов, сегодня, являются христианами».

Нет двух стандартов для евангелистов — один для зару­бежных миссионеров, а другой для тех, кто работает дома. Недавно мы трудились в одном графстве на Британских ост­ровах, и на нас произвел огромное впечатление один служи­тель. Мы часто слышали о мистере X... от христиан, которые говорили примерно одно и то же: «Я был спасен в результа­те его усилий». Иногда люди спасались в результате его про­поведей, или он просто давал человеку евангелизационную брошюрку или даже посещал дома. Мы заинтересовались его секретом. «Почему этот человек настолько успешно проповедует спасительную весть?» Мы выяснили, что он был рядовым прихожанином, жил в скромном доме и занимался простой работой. Почему его жизнь стала для многих таким благословением?

Секрет оказался совсем простым. Души заблудших лю­дей были для него самым главным. Один человек рассказал нам, как много лет назад мистер X. на велосипеде развозил по огромной территории своего графства христианские бро­шюрки. Другой вспомнил, как настойчиво и неустанно он посещал своего соседа-пьяницу. Этот муж Божий уже давно с Божьей помощью сбросил с себя рабство земного комфор­та. Он был свободен, чтобы, говорить: «отпусти». Бог же сделал все остальное.

Коммунисты тоже овладели этим секретом. Один американский христианин сказал им так:

«Бесполезно, вы никогда и ничего не добьетесь. В луч­шем случае, в Америке наберется двести тысяч коммунис­тов, а мы, христиане, насчитываем в своих рядах семьдесят пять миллионов».

Коммунисты ему ответили: «Помните Гедеона с его во­инством? Их было всего триста человек. Члены нашей партии готовы довольствоваться самым малым. Каждый цент, который мы можем сэкономить после удовлетворения своих самых насущных нужд, мы отдаем на наше дело, в которое верим всем своим сердцем». Далее этот коммунист сказал: «Мы победим и, если хотите знать, я скажу вам почему. Мы имеем непоколебимую веру в свое дело. Мы готовы умереть за него. И это намного больше того, что вы готовы сделать ради своей веры! А вы? Насколько далеко готовы пойти вы, чтобы служить своему делу?

В том-то и дело! Вдумайтесь в слова коммуниста: «И это намного больше того, что вы готовы сделать ради своей веры! Так ли это?» Пусть Бог обновит Свой завет в сердцах Своего народа так, чтобы мы были готовы в свете обновленного видения Голгофы и свежей личной Пятиде­сятницы, говорить «отпусти», и служить Господу.

 

 

Рабство

Заорганизованности

В предыдущих статьях мы говорили о надзирателе над теми, кто попал в рабство от вещей и материального комфор­та. Мы пытались показать, как они порабощают Божий на­род и держат его в узах, чтобы не дать ему идти в мир и пропо­ведовать Евангелие всему творению.

Но теперь перед нами стоит еще более трудная задача, потому что мы намерены рассмотреть хитро скрытую ловуш­ку, которая также втягивает в рабство Божьих святых. Видите ли, заорганизованность очень легко спутать с ее младшей се­строй, организованностью, которая является необходимым компонентом любой работы. Тем не менее, они совершенно противоположны. Первая с кнутом в руке давит и блокирует все стоящее, а другая, младшая и скромная сестра, доволь­ствуется тем, что остается самой полезной помощницей.

Мы никогда не должны забывать, что призыв к грешни­ку всегда выражается в повелении «приди», а повеление христианину звучит неизменно одинаково — «иди».

Но к чем и призывает заорганизованность?

Оставайся и служи в комитете.

Оставайся и служи в команде.

Оставайся и работай по программам.

Оставайся и присматривай за старыми зданиями.

Оставайся и построй новые здания, а потом собирай новые суммы денег.

Оставайся и открывай новые отделения.

Оставайся и разбирайся с мелкими проблемами членов церкви.

Самое печальное во всем этом то, что речь идет о самых достойных служителях. Надзиратели обращают пристальное внимание и нацеливают свои усилия на избранных верующих, потому что им нужны ревностные и верные мужи Божьи. Эгои­стичного человека, праздного и недисциплинированного веру­ющего могут поработить и другие. Но на преданного делу человека дьявол устраивает настоящую охоту, поскольку он своей ревностью и пылкостью способен зажечь остальных и повести их в битву. Такого враг стремится приковать к временным дета­лям цепями, чтобы он был слишком занятым или слишком ус­тавшим, что не смог дойти даже до следующего перекрестка.

В шестой главе Книги Деяния сатана послал «занятость», этого старого мошенника - для того, чтобы попытаться сделать с апостолами то, что не удалось сделать другим поработителям. Он пытался закрыть им рот и отвлечь от проповеди об Иисусе. Насколько тонким был этот коварный замысел! Благотвори­тельность для вдовиц была служением исключительно достой­ным. Комитет из одиннадцати апостолов! Какое достойное, ис­полненное милосердия занятие! Вы можете представить пред­седательствующего Петра, который ломает голову над сред­ствами и способами обеспечения вдовиц? В случае успеха это­го мероприятия более уже не было бы проповедей в Пятиде­сятницу, не было бы открытого неповиновения решениям си­недриона. Не было бы посещений Самарии, воскрешения Сер­ны, благовестия дому Корнилия, не было бы избавления апос­толов из тюрьмы, мученичества Стефана и обращения святого Павла. Фактически, на этом можно было бы закончить пове­ствование Книги «Деяния». И начать новую книгу — Книгу дискуссий и заседаний высокого руководства.

Но, слава Богу, все цепи и узы отброшены еще прежде, чем они успели сковать освященные тела апостолов. «По­стоянно пребудем в молитве и служении слова», — заявили слуги Господни. Божьи мужи были высвобождены. Мир должен был получить драгоценное Евангелие, а мы можем лишь добавить, что нужды вдовиц тоже не были забыты!

Для того чтобы распространять славное Евангелие, нуж­но двигаться. Любители поговорить любят заседать в коми­тетах. Искатели положений и должностей любят сидеть за столом. И действительно, обычно это праздные люди, ко­торые тратят понапрасну не только свое собственное время, но и намерены потратить впустую время людей. занимаю­щихся настоящим делом. Какая ошибка отрывать людей от настоящего дела для того, чтобы на конференции объяс­нить им, как нужно работать. Редактор христианского жур­нала «Побеждающий в молитве» (Prairie Overcomer) по­падает не в бровь, а в глаз, используя в разговоре на эту тему отрывок из статьи, опубликованной в «Ридерс Дайджест»:

«Конечно, мы можем продолжать и дальше спорить и дискуссировать о способах, средствах и методах эффек­тивной работы. “Ридерс Дайджест” рассказывает об одном парне, который зашел в региональный офис концерна по производству бытовой техники, чтобы познакомиться с последней моделью пылесоса. В демонстрационном зале он увидел только невзрачную леди, которая попросила его зайти после обеда. “Сейчас никто не сможет показать вам новые пылесосы. Все продавцы заняты. Видите ли, — объяс­нила она, — в настоящий момент они проводят заседание о методах эффективных продаж”.

«Многие наши работники Евангелия настолько “заня­ты” организацией дел и заседаниями комитетов, что прохо­дят мимо тех, кто нуждается в спасительной вести. Как часто во время разработки программ служители исключают учас­тие Духа Божьего. Мы планируем и работаем, работаем и планируем. Мы обсуждаем и принимаем решения, прини­маем решения и обсуждаем до тех пор, пока, наконец, огор­ченный Дух не уходит, оставляя нас пожинать бесплодие наших глупостей, бессмыслицы и позора. Заблудшие души подобно покупателям подойдут к нашему прилавку, но полу­чат ли они то, в чем так нуждаются?»

Святой Дух был председателем на тех немногих заседа­ниях, о которых повествуется в Книге «Деяния». Они были короткими и всегда заканчивались немедленными действи­ями. Деян. 13:2-3 мы читаем: «Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совер­шив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их».

Исполненные Духом мужи и жены должны проявлять бдительность в том, чтобы не завязнуть в море заорганизованности. Многие хорошие христиане дома и за рубежом на­чинали свое служение с высочайшими надеждами, но позже разочаровывались, обнаружив, что уклонились в сторону.

Журнал «Уэслианский методист» недавно опубликовал слова молодого пастора, который поделился своим отчаяни­ем:

«Я не пастырь, я раб и пленник случайных и постоян­ных мелочей. Похоже, я упустил что-то очень важное. Я целый день загружен работою до тех пор, пока не падаю от изнеможения. У меня нет времени для общения с Богом или работы над собой. Я вынужден задать себе вопрос, где же тот источник воды живой, которая, как сказал Господь, должна проистекать из моего чрева».

Мы не можем забыть миссионерку, которая провела мно­го лет в качестве инспектора школ в одной языческой стране. Она настолько была порабощена своей работой, что почти не общалась с местным населением. Она мечтала об отстав­ке, чтобы вернуться в Англию и начать покорять людей для Христа на родине.

Благочестивый миссионер в Индии Уолкер из Тиневелли понял, в чем заключается корень проблемы. Он пишет:

«Нам следует исповедовать на коленях перед живым Бо­гом то, что мы были слишком заняты внешней формой орга­низации и миссионерской рутиной. Мы не искали для на­ших индийских братьев, как следовало бы, Божьего Духа жизни, мы их не любили, не плакали над ними, не вступали за них в борьбу в молитве, как должно. Господи! Мы сегодня признаем эту вину за собой. Мы, миссионеры, чувствуем эту вину перед Тобой. Наши силы были потрачены на внешние формы работы, мы не сумели ни в коей степени достичь глав­ной цели нашей миссии, мы не стремились к тому, чтобы бессмертные души искали жизни и чтобы они могли иметь ее в избытке».

Так легко найти добрые дела и заняться ими. Исполнение добрых дел нравится добрым людям. и прежде чем человек успевает опомниться, он настолько обременен делами, что не может сдвинуться с места. Сатана через своего надзирате­ля овладевает самой совестью человека. Он начиняет нашеп­тывать: «Ты должен быть верен в мелочах. Добрые люди считают, что ты обязательно должен выполнить это. Что будет, если ты забросишь этот проект и пойдешь с Евангелием? Где твое смирение? Ты не можешь быть независимым»

Люди без видения настаивают на рабстве такого рода. «Это маленькие люди с большой властью», — сказал о них кто-то.

«Карлик грозным великаном не станет,

Даже если он встанет на высокой горе».

Такие люди начинают господствовать над Божьим на­следием, потому что их невозможно обличить, и они не име­ют видения. Они также обречены на строгое осуждение за то, что ни один человек не смог побудить их нести Его послание:«Отпусти».

Другая причина, по которой призванные Богом люди не хотят идти, заключается в том, что они не хотят подчинить­ся Божьему призыву, обращенному к ним. Конечно, во всем необходима определенная доля организации. Во время Вто­рой Мировой войны для поддержания в воздухе тысяч воен­ных самолетов на земле трудилась целая армия подсобной рабочей силы. Очень часто одни молодые люди с неустановившимся и слабым характером, а другие с дарами, пред­назначенными для рутинной работы, не готовы к тому, чтобы выполнять невидимую работу. Если сейчас эти строки чита­ет тот, кого Бог призывает к «церковной работе», пусть он ответит на призыв, зная, что тем самым он сможет высвобо­дить того, кто призван на переднюю линию фронта в борьбе за покорение душ Христу.

Это день, когда многие хотели бы встать за кафедру в уже готовой церкви с определенным доходом вместо того, чтобы повиноваться Божьему призыву идти. Идти, может быть, на неизвестный фронт борьбы или, может быть, к невидимому служению, где нужно проявить верность.

Дьявол очень любит все делать наоборот. Он берет че­ловека, из которого никогда не получится проповедника, и надувает его до тех пор, пока тот уже не желает служить. Это происходит незаметно, чтобы высвободить кого-нибудь из тех в ком горит истинный призыв к проповеди. Сатана держит картинки о зарубежной миссионерской работе перед носом у молодых людей, которые никогда не были при­званы к миссионерскому труду, или же не имеют на данный момент духовного оснащения. В результате приходит смяте­ние и разочарование, а после первого отпуска многие из них не возвращаются на поле битвы. Современный мир пере - вернут вверх дном, и каждый христианин должен сыграть свою роль для того, чтобы поставить все на свои места. Мне вспоминаются слова одного необычного проповедника:

■ - Мир перевернут вверх дном.

■ - Мир должен быть поставлен в правильное положение.

■ - Мы должны выполнить эту задачу.

Эти слова взяты из его проповеди, которая называлась «Те, кто перевернули мир вверх дном, пришли сюда тоже».

Давайте вспомним, что в шестой главе Книги Деяния, о которой мы уже упоминали, апостолы решили «постоянно пребывать в молитве и служении слова». Обратите внима­ние на порядок расположения этих дел: сначала молитва, а потом проповедь. Воистину в этом заключен великий при­зыв «отпустить народ Мой на молитву». И опять прежний начальник работ под именем «занятость» выступает вперед и говорит пастору и рядовому верующему одно и то же: «Ты не сможешь. У тебя сегодня деловое собрание. Ну а завтра вечером ты должен организовать очередную встречу со сбо­ром денег и т.д., и т.д., и т.д.». Мы знаем хороших людей, которые и сейчас скажут вам, что благословение пробужде­ния придет через молитву и пост, но, тем не менее, они позво­ляют себе оставаться в узах чрезвычайной занятости.

Хорошие люди часто боятся повиноваться Божьему при­зыву потому, что эти изменения могут расстроить существу­ющий вокруг них порядок. Израильтяне рабы стали неотъем­лемой частью экономики Египта. Они были намного крепче, чем другие рабы. Они были более совестливыми. Вся нала­женная жизнь этого государства была бы нарушена, если бы фараон «отпустил» израильтян. Понадобилось наслать страшные казни, чтобы цепи рабства порвались, но после освобождения последовала погоня и, наконец, Бог полнос­тью освободил Свой народ, утопив армию фараона в Крас­ном море.

Итак, сегодня, когда Божий человек начинает чувство­вать тяжесть своего рабства и приводить дела в порядок так, чтобы он смог провозглашать: «отпусти!» - это дает толчок к изменениям во всем здании. И тогда в ход пускается все — мольбы, угрозы, доводы, клевета, — лишь бы кандалы оста­лись на ногах пленника. Враг знает, что этот служитель важен и если он попытается освободиться, то враг будет пре­следовать его по самого Красного моря его жизни. За ним по пятам будут следовать письма, требования, осложнения и слухи. Но если он все же решит «идти», тогда в битву всту­пит Сам Бог и сделает его освобождение окончательным.

Приказ «отпусти народ Мой» относится и к печатным изданиям. Мы все соглашаемся с тем, что если бы христиан­ство сегодня обладало такими же ревностными распростра­нителями христианских книг, какими обладают ложные ре­лигии и политические партии, тогда Живое Слово принесло бы в мир пробуждение. Но сатана, по всей видимости, щед­ро наделяет сеятелей ложного слова рвением и смелостью, граничащей с дерзостью, и они готовы у каждого дома и у каждой двери выслушивать резкий отпор, но, тем не менее, продолжают идти до тех пор, пока не найдут хотя бы одного кандидата для своего пагубного чтива.

Мы предпочитаем читать о раннем периоде служения Армии Спасения, которая распространяла «Воинственный клич» в то время, когда симпатии к ним были редким явле­нием. Одна из служительниц Армии рассказывает, что гото­ва была выполнять любую другую работу для Господа, лишь бы найти оправдание и не «идти» распространять христи­анскую литературу. Но ничего не нашла, и отправилась к людям с литературой, убежденная в том, что так она обре­тет богатый урожай душ.

Недавно в Христианском Вестнике появилось объявле­ние о том, что нужны добровольцы для раздачи брошюрок на скачках. Брошюрок было достаточно, они были оплачены, но не хватало рук и ног. Что они были связаны? Уебб Пеплоу пришел к Спасителю через брошюру, которую получил на скачках. И через это хотя бы один человек был высвобож­ден для служения. Несомненно, есть много людей, которые боятся упреков и отпора, а потому предпочтут быть связан­ными своей «обычной деятельностью». Но давайте вспомним, что никакая законная обязанность не должна удержи­вать нас от проповеди Евангелия каждому творению.

 

Рабство

Традиций

Старое и знакомое часто обладает большой притяга­тельной силой. Оно может вызвать чувство стабильности, может напомнить о благородном прошлом и таким образом заставить нас повторить похожие достижения. И действи­тельно. существуют некие неизменные принципы, никогда не устаревающие самом истинном смысле этого слова.

Но старое может стать истинным тираном, если затме­вает настоящее настолько, что парализует практические дей­ствия. Оно перестает быть милым и почтенным другом, становясь надзирателем, который властно выставляет жесткие требования, которые налагают узы на все последующие по­коления. Вопрос уже не в том, «что принесет положитель­ные результаты?» Теперь мы спрашиваем: «Как мы это всегда делали?»

Изучение этого конкретного вида духовного рабства тре­бует особой осторожности. Нам следует понимать различие между тем, что устарело и вышло из употребления, и тем, что вечно и не подчиняется времени. Довольно странно, что даже некоторые сторонники либерализма сегодня склонны при­держиваться определенных традиций, таких, как форма по­клонения или отжившие свой век методы, в то время как они пытаются отмахнуться от неувядающих и вечно живых основ Божьей простоты Евангелия.

Каждому работнику благовестия приходится принимать решение о том, что делать с традициями. В Своей Нагорной проповеди Иисус решительно разделался с этим поработи­телем. Снова и снова Он повторял: «Вы слышали, что сказа­но древними... А Я говорю вам...». Его жесткая позиция по отношению к традициям во многом способствовала воз­никновению яростной оппозиции со стороны закоренелых религиозных формалистов. По мере продолжения Его про- повели Он становился все жестче, пока в двадцать третьей главе Евангелия от Матфея Он не сорвал маску с лицемерия и не стал повторять снова и снова: «Горе вам... лицемеры». каждый раз показывая, как посредством когда-то установ­ленных традиций, требований или обычаев они делали жизнь удобной для себя, заковывая в рабские кандалы других.

Ранние апостолы выразили это просто: «Должно пови­новаться больше Богу, нежели человекам». Прежде чем Петр смог понести Евангелие Корнилию и другим язычни­кам, он должен был разбить традиционные цепи расовых и религиозных предрассудков и суеверий. Св. Павел в своем служении выдержал одну из тяжелейших битв с иудаизмом. Если бы он отступил, не было бы ни второго, ни третьего миссионерских путешествий и, вероятно, его поездки в Рим. Его послания, конечно же, никогда бы не были такими, ка­кими мы их видим сегодня. Тогда, как и сейчас, выбор зак­лючался в том, следует ли порвать с преданиями и традици­ями, или отказаться от распространения Евангелия.

Реформаторы, пожалуй, были самыми настойчивыми разрушителями традиций. Лютер растревожил весь хрис­тианский мир своими девяносто пятью тезисами. Уиклифф, Кальвин и все остальные реформаторы по приказу Господа разорвали связывавшие их путы и отправились повсюду про­поведовать Евангелие. Пуритане Англии и верующие Шот­ландии боролись и умирали, чтобы быть свободными от традиций. Джордж Фокс побывал в большинстве английских тюрем, но он был более свободным человеком, чем его тю­ремщики. Его последователи тоже были высвобождены, что­бы идти и проповедовать повсюду Евангелие. Джон Буньян, находясь одиннадцать лет в Бедфордской тюрьме, был сво­боден, написать на все времена и «для всех народов» «Путешествие пилигрима».

Джон Уэсли стремился к свободе души. Получив свобо­ду оправданием по вере, он чувствовал побуждение идти и проповедовать везде и всюду. Во многих местах ему не дали возможности проповедовать, потому что он не стал прекло­няться под ярмо традиций, и тогда он начал проповедовать с надгробия своего отца. Он скептически относился к тому, что Уайтфилд проповедовал на открытом воздухе, приглашая его порвать со старыми, неэффективными методами и перейти к проповеди, рассчитанной на тысячные аудито­рии. Он колебался, молился, а затем открыл Слово Божье. И, наконец, под давлением Духа, он предпринял этот шаг. И когда Джон увидел белые полоски от слез на черных от угольной пыли лицах шахтеров в Кингстоне, он понял, что жребий брошен. С тех пор Уэсли и многие его последовате­ли. свободные от традиций, шли и проповедовали Еванге­лие везде, где могли, — на рыночных перекрестках, сельских ярмарках, на пустынных и людных улицах города.

Но это еще не все, далеко не все. Спасение принимали служанки, угольщики и ремесленники. Формальные цер­ковные службы стали непонятной формой поклонения. Ну­жен был какой-то метод освобождения душ. Как следствие возникли сообщества и знаменитые библейские классы ран­них методистов. В такой атмосфере святой веры зародилось это движение!

Миссионеры последнего столетия столкнулись с такой же конфликтной ситуацией. Уильям Кэри, бессмертный са­пожник-миссионер. воскликнул по поводу бесплодных со­браний, которые вели в никуда: «Слова, слова, слова... раз- говоры, разговоры, разговоры...» Его назвали отцом совре­менных миссий, потому что он порвал с традициями. Ливин­гстон порвал с миссионерским обществом на родине, потому что от него ожидали, блистательных отчетов. «А что, если я сообщу о пятидесяти обращенных, а на Суде выяснится, что обратился всего один?» — писал он. С тех пор он воистину освободился для того, чтобы провозглашать: «Отпусти!»

Хялсон Тейлор, почувствовавший призыв нести Еван­гелие населению внутренних территорий Китая, привел в недоумение коллег, одевшись в национальное китайское платье. Но когда он предложил послать женщин вглубь страны, многие пришли в ужас. Однако он был уверен в Господе, осознавая, что должен выполнить обретенное ви­дение, и поэтому стал выполнять его. Даже восстание бок­серов, в результате которого появилось много христианс­ких мучеников, не остановило его. Он мог напевать про себя: «Иисус, я покоюсь, покоюсь, радуясь тому, Кто Ты есть».

О, сиятельные толпы тех верных, которые встали на трудный, но плодотворный путь миссионерской деятельно­сти! Исполнившись истинного Духа Иисуса, мы видим Бут-Такера с его босоногими солдатами и офицерами Армии Спасения, мы видим Бакстона и Уилкиса из Японии и Стадда в сердце Африки, — не говоря о бесчисленном количе­стве других. Им всем пришлось порвать с традицией, в той или иной форме связывавшей святых. И в день суда бес­численные тысячи искупленных поднимутся и назовут их благословенными, потому у них было достаточно смелости и верности, чтобы идти.

А что можно сказать о миссионерах, служивших у себя на родине? Это Бут и его Армия, восторженно кричащие «аллилуйя!» Это Уилсон Карлисл со своими работниками и Гован с его странниками. Это Ридер Харрис и Пятидесятническая Лига молитвы. Это Миссия на открытом воздухе и Миссия «Странствующие проповедники», а также мно­гие и многие другие. Каждый из них получил одно видение - полностью отдать себя, чтобы идти и взыскать погиб­шее. Поля для служения, снаряжение и методы менялись со временем, но в Церкви, вне ее или рядом с ней проблема была одна — либо, эффективное покорение душ для Хрис­та. либо подчинение старым традициям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: