Формулы для тренировки такие же, как было указано выше с соответствующей фразой: «Я вижу и переживаю свободу». и т. д

Упражнение на рассматривание духовных ценностей. Красота, правда, доброта, справедливостьвот примеры, которые относительно легко появляются в образах природы и произведений искусства. Нередко бывает, что в воображении возникают образы или определенные эпизоды с людьми из области, которые для вас служат примером или воплощением этих 1 (ен- ностей.

Упражнение в содержании религиозных ценностей. Вера, надежда, любовь являются примерами духовных ценностей и опыта, которые для большинства оказываются связаны с содержанием библейских образов и символов.

Вообще-то, как отмечает К. Томас, явления АТ прямо подводят человека к границе религиозных переживаний и подлинно благочестивый занимающийся наполняется религиозными образами и захватывается ими. Однако АТ в качестве метода не переходит ясную границу личного благочестия и остается, даже и на высшей ступени, медицинско-психологическим методом для саморасслабления и самоанализа.

АТ-психотехнологии личностного самосовершенствования. Все тот же К. Томас2 справедливо утверждает, что уже низшая ступень АТ посредством расслабленной позы подготавливает путь к созданию подлинной личности, ибо в результате возникает внутреннее расслабление, когда становятся очевидными собственные ошибки, и подбором соответствующих формул их можно изменить и избежать в будущем. Ну а высшая ступень АТ просто делает возможным планомерную и систематическую работу в этом направлении, и речь здесь может идти о своеобразной технике использования АТ для самосовершен- стования.

Эта работа начинается с упражнений углубленного самопознания. Для этого своими словами коротко сформулируйте мысль:

«Перед моим внутренним взором появляется образ. Образ показывает мне, кто я». Или:

«Образ показывает мне, что я, собственно, ищу»; «Образ показывает мне, в чем я неправ» и т. д.

В сокращенной форме могут быть просто поставлены вопросы без вызывания образа,, особенно у тех, кто испытывает трудности при воспроизведении образных переживаний:

«Кто я?», «Чего я, собственно, хочу?», «В чем мне нужно измениться?», «В чем я неправ?», «Что мне нужно сделать?»

Углубленному самопознанию служит также ряд упражнений видения образов. Например, вы можете воспользоваться формулой: «Перед моим внутренним взором появляется образ», «Я вижу большое зеркало и в нем вижу себя». Вместо зеркала может быть прозрачная отражающая поверхность горного озера. Иногда может быть дополнение из слов древнегреческой формулы: «Я не знак себя». Кстати, не удивляйтесь, но здесь занимающиеся чаще всего видят зверейс удивлением, а часто и с чувством обиды. На первом месте стоят свинья, козел, часто с определенным указанием на сексуальную сферу; затем верблюд, коза, гусь и павлин.

Далее следует приступить к упражнениям в са- моосуществлении, которые начинается с признания и гармонии вечного Я и продолжается приближением самого себя к избранной высшей цели или образу:

«Я принимаю самого себя»; «Я заключаю с самим собой мир»; «Я жду самого себя»; «Я переживаю свою ценность».

Следующий этап в работе над характеромэто переход к самовыражению посредством преодоления болей и трудностей.

Некоторые формулы звучат следующим образом: «Я несу свою ношу»; «Я борюсь до победы»; «Я борюсь за свое право»; «Меня теперь никто не может обидеть». Многие могут включать в упражнение формулу: «Я поступаю как мужчина», а для нерешительных хороши самовнушения: «Решение ясно»; «Воля остается твердой».

Совершенная личностьэто также правда в познании и в выражении, доброта и самоотдача, верность по отношению к людям и к своим обязанностям,

независимость от мнении и разговоров, ответственность перед совестью, перед другими и перед Богом. Из формул высшей АТ в этом плане могут помочь следующие: «Я говорю правду»; «Слова правдивы»; «Я служу своему ближнему»; «Я спрашиваю об обязанностях»; «Я призываю правоту и действую согласно ей»; «Я выполняю свой долг»; «Я не обращаю внимания на клевету», «Мнение других мне совершенно безразлично»; «Я прислушиваюсь только к своей совести».

«Путь на дно моря». Как вы уже знаете, включение в сознание представления о вертикальном направлении в полном смысле слова являются главными упражнениями символодрамы. Высшая АТ также уделяет ему достойное внимание — в упражнениях «Путь на дно моря» и «Восхождение на гору». При этом техника «Путь на дно моря» используется для того, чтобы понять то, что происходит в глубинах собственной души. Формула этого упражнения в высшей АТ звучит так:

«Перед моим внутренним взором появляется образя представляю себя /или я вижу себя/ на берегу моря» (формула, в зависимости от надобности, повторяется 2-4 раза).

«Образ становится яснееобраз ясно стоит передо мной».

Однако, как справедливо отмечает К. Томас, путь в темные глубины собственного бессознательного — это небезопасное путешествие. Поэтому необходимо заранее побеспокоиться о защите, чтобы вы были абсолютно уверены в безопасности этого нисхождения в пучину. Естественно, что подобная уверенность может быть сообщена только на языке того магического мира символов, в которых живут образы. Поэтому формулы защиты в высшей АТ звучат так:

«В моей правой руке волшебная палочка — я по желанию могу ее превратить в любое оружие, чтобы им защититьсяили в ключ, который откроет любую закрытую дверь или сосуд... Палочка может превратить любое живое существо... На моей левой руке у меня надето волшебное кольцо, его лучи проникают во всякую темноту».

При последующих упражнениях эти формулы, после того как их содержание будет легко восприниматься, могут сокращаться. Тогда они будут звучат примерно так:

«В моей правой рукеволшебная палочка, которая может быть превращена в оружиеключ или средство для превращения. На моей левой руке кольцо, которое светит».

Еще позднее это будет звучать:

«Уменя волшебная палочка и кольцо». Дальнейшие формулы звучат так:

«Я иду совершенно спокойно, шаг за шагом все дальше и все глубже вниз на дно моря».

После необходимых многократных повторений пользоваться сокращенным вариантом:

«Все дальше и все глубже на дно моря».

По мере тренировки путь на дно моря становится простым и доступным. Однако нужно еще и уметь вернуться из глубин. Этому обычно отводится не менее трех минут. Формула возвращения звучит так: «Я постепенно ухожу от своих переживаний и иду совершенно спокойно, шаг за шагом обратно».

При необходимости последние слова можно повторить.

Затем следуют обычные формулы:

«Образы уходят, образы исчезли. Я считаю до шести, руки напрячь, глубоко вздохнуть, глаза открыть».

«Путешествие на вершину горы». А вот это — заключительное в кратком курсе высшей АТ — упражнение позволяет вам начать осваивать Высокое. Использование символов подъема и преодоления трудностей восхождения позволят вам войти в высшие измерения бессознательного и, более или менее, освоиться в них.

В варианте высшей АТ эта техника «Восхождение на гору» делается так2.

«Перед моим внутренним взором развивается образ: я представляю (или я вижу) высокую горуобраз делается четчеобраз ясно стоит передо мной».

По К. Томасу, в пути на гору не нужны ни волшебная палочка, ни волшебное кольцо. Исходя из логического содержания, просторы высоты верхнего мира, «неба», обычно действуют положительно, и никогда еще в нем не наблюдалась опасность, от которой требовалась защита. Если же, несмотря на логику и ожидание, все-таки наступит неприятная ситуация, то, исходя из воспоминаний о более раннем пути на дно моря, в вашем распоряжении имеются все те же средства защиты.

Когда вы увидите, гору следующая формула самовнушения (повторяемая многократно) звучит примерно так:

«Я спокойно, шаг за шагом поднимаюсь все выше и выше».

Удаление образов происходит, как и во время путешествия на дно моря и не менее тщательно. Относительно проста и формулировка пути с горы:

2 Там же.

 

«Я постепенно избавляюсь от своих переживаний и совершенно спокойно, шаг за шагом иду обратно». Или другой вариант:

«Я спокойно спускаюсь, шаг за шагом, вниз к подножию горы».

Если использовался подъем при помощи образа воздушного шара, (что бывает у некоторых экономящих силы субъектов), то формула звучит так:

«Шар медленно и мягко опускается туда, откуда он взлетал».

Затем следует тщательное удаление образа со счетом до 6 и окончание упражнений:

«Руки напрячь, глаза открыть».

Довольно пассивные по своей сути упражнения высшей АТ тем не менее крайне ценны именно этой своей пассивностью в вызывании образов — ведь это гарантирует, что мы будем иметь дело именно и действительно с символами бессознательного.

Однако это вовсе не догма символодрамы — что все должно всплывать само собой. Так что, например, в следующей формализованной схеме работы с образами — В. Стюарта ваше воображение может быть инициирующим и активным.

Список базовых символов. В данном варианте техники структурированной символодрамы рекомендуется использовать следующие восемнадцать тем1.

Книга

Дом

Луг

Субличности

Пустыня

Ведьма/колдун

Пещера

Дракон

Гора

Спящая Красавица

Меч

Ментор

Вместилище

Лев

Розовый куст Река Вулкан Лес

Темы эти могут использоваться двумя способами: им можно позволить возникать спонтанно или вы будете осознанно побуждать себя работать с ними. Годятся оба метода, ибо главное — это чтобы все темы были исследованы и проработаны.

18 тем структурированной символодрамы разделяются на три уровня следующим образом:

Первый уровень Луг Река Гора Дом Лес Розовый куст Второй уровень Книга Пещера Вместилище Меч Дракон Ментор Третий уровень Лев Субличности Спящая Красавица Вулкан Пустыня Ведьма/колдун

На три уровня (в общем-то сложности) эти темы разделены потому, что некоторые из них (пещера, лес или Спящая Красавица) имеют дело с весьма глубокими областями бессознательного, и чтобы исследовать эти символы, требуется опыт и понимание, которое возникает после проработки первых двух уровней. Впрочем, это рекомендация, а не безоговорочное правило, которое никогда не следует нарушать.

Начало работы с символами. Удобным способом начала символодрамы может явиться следующее «введение» в нее через тему «Луг»2.

«Вообразите себя где-нибудь на прекрасном лугу; где-нибудь в известном вам месте, или вы можете создать его в своем воображении. Сейчас теплый солнечный день, вторая половина дня; дует легкий ветерок и вы ощущаете мир и комфорт. Вы осматриваетесь и где-то слышите шум реки, вода звенит по камням, прокладывая путь через луг. Когда вы смотрите вокруг, вы видите лес, гору и дом. Вам нравится это место, вы чувствуете себя счастливым и решаете прилечь на траву. Вы смотрите наверх, в голубое небо и наблюдаете за пушистыми белыми облаками, медленно плывущими по небу. Вы слушаете жужжание насекомых и пение птиц, слышите шелест травы, колеблемой ветерком. Вы чувствуете сонливость и начинаете грезить наяву. Что проходит через ваш разум?»

По мнению В. Стюарта, этот не имеющий конца вопрос помогает поместить свое «я» в смягченную рамку разума и повышает ощущение того, что вы контролируете ситуацию. Образы, которые обнаруживаются далее, будут влиять на путь, по которому пойдет весь ваш сеанс символодрамы.

Темы первого, второго и третьего уровней. В. Стюарт следующим образом описывает смысл и значение восемнадцати тем структурированной символодрамы, начав это описание с тем первого уровня (разумеется, здесь я привожу не более чем краткий конспект его пространных комментариев).

В первой теме — Луг — на фоне ввода в симво- лодраму возникает первичное психологическое значение характеристик условий существования. Эта тема также является прекрасной подготовкой для других тем этого уровня, а также двух следующих.

Во второй теме — Река — исследуются принципы прохождения жизни — вдоль реки к ее истоку или к месту впадения в море — и различные психологические значения этих двух разных маршрутов. Путь к истоку обычно ведет на вершину холма, и довольно часто это путешествие к началу может оказаться эмоционально изнуряющей работой, что необходимо принимать в расчет. Однако и путь к морю, хотя он и является всегда более легким спуском, может оказаться в равной степени утомительным и даже более волнующим, чем путь к началу. Одно является взглядом назад, и не каждый хочет это делать, тогда как другое — взгляд в будущее, что тоже может быть страшно. Еще одна особенность пути к месту впадения реки заключается в том, что вы подходите или подводитесь к невызревшей силе мысли о слиянии с великими водами океана — т. е. о том, что произойдет после завершения вашего планетарного пути...

В третьей теме — Гора — данная возвышенность обычно существует внутри некоторого ландшафта. Поэтому от темы горы не следует отрывать тему долины. Ведь долины и гора — это образное представление о подъемах и спусках на жизненном пути, а в жизни бывает и то, и другое. Долины — это места плодородия, но их часто связывают со смертью и с тем, что затемнено, тогда как о горах думают как о некоторой предельной проблеме и восхождении. Переход через долину обычно предваряет подъем на гору, с которой мы часто можем увидеть наш дальнейший путь.

В четвертой теме — Дом — возникшее «сооружение» обычно является символом вашей личности. Как и образы трех предыдущих тем, дом показывает то, что происходит в вашем собственном внутреннем мире. Будет весьма полезно, если свой собственный дом вы поместите в более широкий контекст того, что находится вокруг него. Некоторые люди обнаруживают в пределах дома лес, и тогда лес этот явно стоит исследовать. Дом обычно состоит из многих разных комнат, каждая из которых имеет свое собственное назначение и символику. Как и в любой из шести тем, вам может понадобиться исследовать дом несколько раз, ибо сколько бы раз вы его ни исследовали, там всегда можно будет обнаружить нечто новое. Одним из свойств темы дома является присутствие в нем других людей, что более подробно будет рассмотрено в темах третьего уровня.

К пятой теме — Лес — можно подойти двумя способами: исследуя край леса и внутреннюю его часть (лес — это часто ваша Тень, закрытые и тревожащие области психики). Следует, однако хорошенько осмотреть край леса, прежде чем отважиться войти в него. Как и любая тема, исследование леса может быть осуществлено на поверхностном или на более глубоком уровне. Каким он будет, зависит от вашего доверия самому себе и компетентности вас как само- консультанта — в том числе и от способности прийти самому себе на помощь, если придется противостоять пугающим существам, появившимся из леса.

Шестая тема — Розовый куст — представляет собой весьма многогранный символ. Если розовый куст берется как олицетворение личности, то можно легко увидеть, как использовать эту тему. Розовый куст в полном цвету говорит одно, роза зимой — другое. А куст, на котором все цветы завяли и поникли, — что-то еще очень важное.

Тему Книги вы можете использовать только с текстом, с картинками или в современной форме — аудио или видеозаписи. Здесь можно открыть очень многие важные факты, касающиеся собственной личности — а более всего вашей личной истории.

Тема Пещеры, представляет бессознательное в его, так сказать, чистом виде. Символизм пещеры почти универсален и возникает во всех культурах. Поэтому внутри пещеры может возникнуть такая мощная символика, как тьма в сравнении со светом, сошествие и восхождение, существа, населяющие тьму, истоки или реки, подземные озера и так далее.

Кубок и меч — связанные символы, и их чисто рассматривают вместе, как олицетворяющие женское и мужское начала. Однако если вы будете рассматривать только сексуальный аспект, это сильно ограничит возможности данных символов. Кубок — это образ широкого спектра символов «вместилища», но и это только одно из его значений. Он всегда связан с духовным, и не случайно вокруг него воз

никло обилие мифов и легенд. Самой известной из них является поиск Святого Грааля, которая сама по себе содержит очень много символики.

Дракон (и его вариация — змей) глубоко запечатлены в коллективном бессознательном благодаря волшебным сказкам, легендам и мифам. Обычно он является стражем сокровища, часто принцессы, которую нужно спасти, и право стоит разобраться с этим сокровищем. В равной степени важно и то, что олицетворяет дракон. Очень часто он представляет то, что пугает, то, чем пренебрегают, или то, что вызывает отвращение.

Как справедливо отмечает В. Стюарт1, дракон

• это страж. Что он охраняет и почему? Если это сокровище, то какое? Если принцесса, то какую нашу часть олицетворяет эта принцесса? Если мужчина представляет себе дракона, сторожащего принцессу, весьма вероятно, что принцесса олицетворяет его Аниму (женское начало), содержащуюся в плену. Если с подобным образом работает женщина, она может чувствовать себя узницей. Тогда должен быть задан вопрос: кто держит ее в заключении? Тиранический Анимус (мужское начало)? Кто-то из прошлого? Наложены ли на узницу какие-то нравственные или социальные ограничения? Кто должен спасти ее? Что она будет делать, когда ее спасут?

Кстати, работая с этой темой, не забудьте, что дракона можно уменьшить в размерах до чего-то менее пугающего, что вообще есть очень эффективный способ обращения с любыми дикими существами.

Исследование символов второго уровня заканчивается темой Ментора — мудреца, помощника, проводника. Фигура Ментора как одного из Внутренних Наставников (о них мы более подробно поговорим далее) возникает во многих рассказах о «поиске» и обычно в том месте истории, где путешественник зашел в тупик или нуждается в помощи. При этом появившийся Ментор может не только выслушать вас, но также дать совет и даже оказать практическую помощь или руководство. Ибо одна из главных функций нашего Высшего Я состоит в том, чтобы помогать человеку двигаться вперед в его духовном росте.

Последние шесть тем вводят вас в иные области и ландшафты, зачастую нуждающиеся в инициировании. Так, сама по себе тема Льва возникает нечасто, а некоторые другие темы могут не «всплыть» вообще. Так что намеренно используйте свое направленное воображение во всех тех случаях, когда это покажется вам полезным.

Фигура Льва олицетворяет могущество, силу, власть и превосходство, так что в этом смысле исследование данной темы может быть очень полезным. Важно здесь и другое. Подобные льву существа из пространства нашей психики нередко являются достоверным показателем страхов, которые находятся внутри них. Эти страхи часто достаточно просто вывести в сознание, чтобы лишить их власти.

Тема Субличностей (например, тех самых людей, которых вы встретили в свое доме) тесно связана с коллективным бессознательным и с архетипами. И точно так же, как людьми может управлять архетип, нами часто правит тираническая субличность, которая диктует, что делать, думать и чувствовать. Работая над нашими собственными архетипами и субличностями, мы сможем узнать, высвободить и интегрировать эти фигуры из прошлого, которым не стоит находиться в нашем настоящем и будущем. А для того, чтобы вызвать все это в символодраме, вы можете просто вообразить драму вашей жизни (как в театре) и вывести на подмостки героев этого вашего внутреннего театрального действа.

Волшебная сказка о Спящей красавице является одним из редких случаев, когда образы и символы направляются конкретным сюжетом, имеющим отношение к Пробуждению. Вообще-то данная тема полна еще и сексуальной символики, хотя В. Стюарт2 опять-таки напоминает, что символы часто имеют больше одного вероятного значения, и не следует немедленно замыкаться на одном из них, возможно, ограничивая исследование.

В теме Вулкана важно обратить внимание на разницу между активным и погасшим вулканом. Если вулкан олицетворяет страсти, тогда активный вулкан, извергающий огонь и лаву, представляет собой мощный образ огромной силы и потенциального разрушения. Но хотя извержение вулкана и дает волю хаосу, оно также создает плодородие. Так что в работе с образами всегда разумно поискать позитивное, находящееся внутри негативного. Это, например, применимо к погасшим вулканам, которые теперь обеспечивают богатый урожай.

Тема Пустыни часто возникает в ходе исследования других символов (Луг, Река и т. п.) как символ, непосредственно предшествующий инициации или обретению. То, что с ней нужно сделать — просто пройти или превратить в оазис — должно определиться вашей собственной интуицией.

В последней теме — Колдунья — образы часто становятся размытыми или смешанными, и когда это случается, важно найти общую нить. Обычно

таковой является чувство, что вас осуждают или преследуют. Поэтому весьма важно оправдать себя с помощью, например, адвоката — Ментора или выяснить и устранить причину преследования.

В. Стюарт приводит и другие направления «расширения поля символов». Двумя основными из них является использование полярностей «И Цзин» («Книги перемен») и некоторых базовых архетипических образов.

Восемь полярностей «И Цзин» выглядят следующим образом:

Небо. Творческая сила, связанная с энергией, силой и возбуждением.

Земля. Производящая (уступающая), покорная, восприимчивая, связанная с материнским лоном, питанием, большой телегой Земли, которая везет все живое.

Гром. Поднимающийся и противостоящий; связанный с движением, скоростью, расширением и гневом.

Солнце. Поддержка; связано с мягким убеждением, спокойным принятием решения и решением проблем.

Вода. Тело и чувство; связана с тяжелым трудом, упорной работой, опасностью, настойчивостью и меланхолией.

Огонь. Интеллект и мышление; связан с зависимостью, но также и с чистотой и пониманием.

Гора. Размышляющее молчание; связана с верностью, медитацией, наблюдательностью.

Озеро. Радостное взаимодействие; связано с удовольствием, получаемым от еды, разговора, пения.

В качестве же базовых архетипов, которые могут быть вызваны и использованы в процессе символодрамы, выступают нижеприведенные.

Один: корень, сущность природы.

Два или двойная структура: мужское/женское; Анимус и Анима; Позитивное/Негативное; Светлое/ Темное Инь/Ян; Внутреннее/Внешнее.

Три или тройная структура: Троица Отец, Сын и Святой Дух.

Четыре или четверная структура: север, юг, восток, запад; лето, осень, зима, весна; детство, юность, зрелость, старость; огонь, вода, воздух, земля; Эго, Тень, Анимус/Анима, Сущность; мышление, ощущение, чувство, интуиция.

Другие символические модели: чакры; планеты зодиака; боги и богини; демоны и ангелы.

Герои: Король Артур; Ясон, Геракл.

• Поиски пищи и крова.

Суточный ритм работы и сна.

Поиск партнера.

Идеи: Платон считал, что реальность состоит из архетипов, или форм, находящихся за пределами человеческого восприятия, которые являются моделями всего, что существует в человеческом опыте.

Искусство: Работы Ван Гога (например) представляет архетип экспрессионизма, идею эмоциональной спонтанности (не только в живописи).

Великая Мать, от которой зародился мир, оплодотворяющая все живое.

Отец, олицетворяющий все сильное то, что выдерживает испытание временем.

Использование символики алхимии. Помимо этого, В. Стюарт предлагает всем нам обратиться к алхимии. И это не случайно, ибо, К. Юнг считал, что алхимия, если на нее смотреть с точки зрения скорее символизма, чем науки, может рассматриваться как одна из предшественниц изучения бессознательного, в особенности аналитического интереса к трансформации личности. Четыреста лет назад алхимики ставили перед собой две взаимосвязанные цели:

• Изменить или трансформировать исходный материал в нечто более ценное, о чем иногда говорили как о «золоте», или универсальном эликсире, или философском камне.

• Трансформировать исходный материал в дух; иными словами, освободить душу.

Так вот, различные цели алхимии вполне могут рассматриваться как варианты метафор психологического роста и развития. Всего этих целей семь3.

Обжиг (черный; вина; начало; скрытые силы). Обжиг маскирует первичной материей символ души в ее изначальном состоянии. Символическое значение — «смерть мирского» или затухание всякой заинтересованности в жизни и материальном мире.

Разложение (белый; второстепенная работа; первое превращение; ртуть). Символическое значение — отделение разрушенных остатков.

Растворение (красный; сера; страсть). Символическое значение — очищение материи.

Возгонка (золото). Символическое значение дождь очищенной материи, олицетворяющей элементы спасения, изолированного в предыдущих стадиях.

Конъюнкция. Символизирует единство противоположностей, определяемое как тесный союз мужского начала сознательного с женским началом бессознательного.

3 Там же.

 

Сублимация. Здесь в душевной алхимии предстает страдание в результате мистического отчуждения от мира и посвящения духовному усилию.

Философский сплав. А вот это уже символизирует связывание двух начал в нечто совершенно новое.

' ■' —. ■■ ~~ -

Упражнение 191.

- Используя предложенные психотехнологии Высшей АТ, потренируйтесь в

• нахождении своего цвета,

• визуализации конкретных предметов и

• представлении абстрактных понятий.

*" ■ --- ■— ■■ - ----- - ,|[— "*"" "....

Упражнение 192.

- Осуществите необходимую работу над своим характером по рекомендациям Высшей ступени аутогенной тренировки.

— -J.!■■.■■"■ ' ■ II, —

Упражнение 193.

- Обязательно проделайте:

• путешествие на дно моря и

• восхождение на вершину горы.

■ — ■■' I,,,.1.1 I... I ' —II --■■■

Упражнение 194.

-♦Пройдите в воображении все восемнадцать тем всех трех уровней структурированной символо драмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: