Тема: Современные педагогические технологии
План занятия:
1. Краткая характеристика современных педагогических технологий и обоснование необходимости их использования.
2. Исторические и педагогические корни метода проектов. Цели метода проектов в современном образовании. Требования к организации и проведению метода проектов.
3. Современные модификации обучения в сотрудничестве. Методика организации совместной деятельности учащихся.
4. Различные виды ситуационного анализа. Кейс-стадия как ситуация с образовательными целями.
5. Проблема самоактуализации, формирования навыков самооценки. Пути формирования способности к рефлексии, самооценке.
6. «Портфель образовательных достижений» в педагогическом процессе.
7. Ролевые и деловые игры проблемной направленности. Понятие игры в гуманистической педагогике. Характерные признаки ролевых и деловых игр.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
|
|
Промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольной работы - 1 семестр и
э кзамена -2 семестр.
Тематика контрольных работ
1. Педагогическое творчество и инновации в исследованиях В.И. Загвязинского
2. Концепция инновационной деятельности педагогов В.А.Сластенина, Л.Д.Подымовой.
3. Концепция Т.М. Ковалевой «Школа-проект и школа-лаборатория».
4. Характеристика субъектов инновационной деятельности (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда).
5. Характеристика субъектов инновационной деятельности (по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся).
6. Системное построение процессов воспитания (авторы-Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский).
7. Системно-ролевая теория формирования личности (автор-Н.М. Таланчук)
8. Воспитание как педагогический компонент социализации (авторы - М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, С.Л. Паладьев и др.).
9. Формирование образа жизни, достойной Человека (автор - Н.Е. Щуркова).
10. Воспитание ребенка как человека культуры (автор - Е.В. Бондаревская).
11. Педагогическая поодержка ребенка и процесса его развития (автор - О.С. Газман).
12. Самовоспитание школьников (автор - Г.К. Селевко).
13. Воспитание на основе потребностей (автор - В.П. Сазонов).
14. Проблемное обучение как средство активизации познавательной активности обучающихся. (по выбору - н\п, на уроках истории, русского языка, литературы и др.).
15. Проектное обучение как средство формирования творческой активности обучающихся. (по выбору - н\п, на уроках истории, русского языка, литературы и др.).
|
|
16. Системно-деятельностный подход в образовании.
17. Личностно-ориентированные технологии.
18. Модульная технология обучения.
19. Информационные технологии обучения.
20. Игровые технологии обучения.
21. Проблемно-развивающие технологии обучения.
22. Дифференцированный подход в инновационных процессах обучения.
23. По выбору обучающегося.
Вопросы к экзамену
1. Традиция в педагогике.
2. Инновации в образовании.
3. Инновационный процесс: сущность понятия.
4. Структура инновационного процесса.
5. Закономерности протекания инновационных процессов.
6. Инновационная деятельность.
7. Источники инновационного движения.
8. Краткий исторический обзор инноваций в образовании.
9. Исторический опыт адаптации зарубежных педагогических методик в практику школы России в 20-е годы 20 века.
10. Инновационные процессы в российском образовании в 21 веке.
11. Инновационная направленность педагогической деятельности.
12. Участники инновационного процесса и их отношение к новшествам.
13. Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива
14. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
15. Мотивация инновационной деятельности.
16. Виды профессиональных мотивов учителя, направленные на инновационную деятельность.
17. Антиинновационные барьеры в деятельности учителя.
18. Рефлексия в структуре инновационной деятельности учителя.
19. Нормативно-правовое обеспечение управления инновациями. Условия для инновационной деятельности в содержании ФГОС общего образования.
20. Основные методы выявления и изучения педагогических инноваций
21. Позиция руководителя в инновационной деятельности педагогического коллектива.
22. Технологические основы управления инновационным процессом.
23. Построение «проблемного поля» - основа инновационной деятельности образовательного учреждения.
24. Научное обоснование нововведений в образовании.
25. Потребность в нововведениях и заказчики нововведений.
26. Образовательная политика. Цели и прогнозируемые результаты процесса модернизации.
27. Необходимые условия успешности модернизации образования и риски инновационного развития.
28. Сведения из истории инновационного движения в России: опыт, новаторы, наука.
29. Документы, определяющие направление развития системы образования РФ. Их инновационный характер и направленность.
30. Инновация как необходимость прогрессивных изменений в социально-экономическом развитии России на долгосрочную перспективу.
31. Содержание, функции, классификация инноваций.
32. Инновационный процесс.
33. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании.
34. Личностно-ориентированное обучение.
35. Проектное обучение.
36. Проблемное обучение.
37. Блочно-модульное обучение.
38. Компьютерные технологии обучения.
39. Дистанционное обучение.
40. Системный подход к построению воспитательного процесса.
41. Деятельностный подход в воспитании учащихся.
42. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности.
43. Философско-антропологический подход к воспитанию
44. Синергетический подход как современная методологическая ориентация.
45. Концепции воспитания Н.Е.Щурковой, В.А.Караковского, Е.В.Бондаревской, Г.К.Селевко.
46. Сущность инновационной направленности педагогической деятельности.
47. Личность и факторы творческого саморазвития педагога-новатора.
48. Показатели готовности педагога к инновационной деятельности.
49. Содержание управления образовательным учреждением (функции управления).
50. Управление процессом развития образовательного учреждения.
|
|
51. Распределение функций управления в образовательном учреждении.
Тесты для самопроверки
1.По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на…
1. локальные, модульные, системные;
2. внешние, внутренние, ресурсные;
3. ресурсные, образовательные, содержательные;
4. организационные, дидактические, методические.
2.Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется …
1. инновационным;
2. преобразовательным;
3. творческим;
4. передовым.