Практическое занятие №5

Тема: Современные педагогические технологии

План занятия:

1. Краткая характеристика современных педагогических технологий и обоснование необходимости их использования.

2. Исторические и педагогические корни метода проектов. Цели метода проектов в современном образовании. Требования к организации и проведению метода проектов.

3. Современные модификации обучения в сотрудничестве. Методика организации совместной деятельности учащихся.

4. Различные виды ситуационного анализа. Кейс-стадия как ситуация с образовательными целями.

5. Проблема самоактуализации, формирования навыков самооценки. Пути формирования способности к рефлексии, самооценке.

6. «Портфель образовательных достижений» в педагогическом процессе.

7. Ролевые и деловые игры проблемной направленности. Понятие игры в гуманистической педагогике. Характерные признаки ролевых и деловых игр.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольной работы - 1 семестр и

э кзамена -2 семестр.

Тематика контрольных работ

1. Педагогическое творчество и инновации в исследованиях В.И. Загвязинского

2. Концепция инновационной деятельности педагогов В.А.Сластенина, Л.Д.Подымовой.

3. Концепция Т.М. Ковалевой «Школа-проект и школа-лаборатория».

4. Характеристика субъектов инновационной деятельности (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда).

5. Характеристика субъектов инновационной деятельности (по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся).

6. Системное построение процессов воспитания (авторы-Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский).

7. Системно-ролевая теория формирования личности (автор-Н.М. Таланчук)

8. Воспитание как педагогический компонент социализации (авторы - М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, С.Л. Паладьев и др.).

9. Формирование образа жизни, достойной Человека (автор - Н.Е. Щуркова).

10. Воспитание ребенка как человека культуры (автор - Е.В. Бондаревская).

11. Педагогическая поодержка ребенка и процесса его развития (автор - О.С. Газман).

12. Самовоспитание школьников (автор - Г.К. Селевко).

13. Воспитание на основе потребностей (автор - В.П. Сазонов).

14. Проблемное обучение как средство активизации познавательной активности обучающихся. (по выбору - н\п, на уроках истории, русского языка, литературы и др.).

15. Проектное обучение как средство формирования творческой активности обучающихся. (по выбору - н\п, на уроках истории, русского языка, литературы и др.).

16. Системно-деятельностный подход в образовании.

17. Личностно-ориентированные технологии.

18. Модульная технология обучения.

19. Информационные технологии обучения.

20. Игровые технологии обучения.

21. Проблемно-развивающие технологии обучения.

22. Дифференцированный подход в инновационных процессах обучения.

23. По выбору обучающегося.

 

Вопросы к экзамену

1. Традиция в педагогике.

2. Инновации в образовании.

3. Инновационный процесс: сущность понятия.

4. Структура инновационного процесса.

5. Закономерности протекания инновационных процессов.

6. Инновационная деятельность.

7. Источники инновационного движения.

8. Краткий исторический обзор инноваций в образовании.

9. Исторический опыт адаптации зарубежных педагогических методик в практику школы России в 20-е годы 20 века.

10. Инновационные процессы в российском образовании в 21 веке.

11. Инновационная направленность педагогической деятельности.

12. Участники инновационного процесса и их отношение к новшествам.

13. Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива

14. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.

15. Мотивация инновационной деятельности.

16. Виды профессиональных мотивов учителя, направленные на инновационную деятельность.

17. Антиинновационные барьеры в деятельности учителя.

18. Рефлексия в структуре инновационной деятельности учителя.

19. Нормативно-правовое обеспечение управления инновациями. Условия для инновационной деятельности в содержании ФГОС общего образования.

20. Основные методы выявления и изучения педагогических инноваций

21. Позиция руководителя в инновационной деятельности педагогического коллектива.

22. Технологические основы управления инновационным процессом.

23. Построение «проблемного поля» - основа инновационной деятельности образовательного учреждения.

24. Научное обоснование нововведений в образовании.

25. Потребность в нововведениях и заказчики нововведений.

26. Образовательная политика. Цели и прогнозируемые результаты процесса модернизации.

27. Необходимые условия успешности модернизации образования и риски инновационного развития.

28. Сведения из истории инновационного движения в России: опыт, новаторы, наука.

29. Документы, определяющие направление развития системы образования РФ. Их инновационный характер и направленность.

30. Инновация как необходимость прогрессивных изменений в социально-экономическом развитии России на долгосрочную перспективу.

31. Содержание, функции, классификация инноваций.

32. Инновационный процесс.

33. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании.

34. Личностно-ориентированное обучение.

35. Проектное обучение.

36. Проблемное обучение.

37. Блочно-модульное обучение.

38. Компьютерные технологии обучения.

39. Дистанционное обучение.

40. Системный подход к построению воспитательного процесса.

41. Деятельностный подход в воспитании учащихся.

42. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности.

43. Философско-антропологический подход к воспитанию

44. Синергетический подход как современная методологическая ориентация.

45. Концепции воспитания Н.Е.Щурковой, В.А.Караковского, Е.В.Бондаревской, Г.К.Селевко.

46. Сущность инновационной направленности педагогической деятельности.

47. Личность и факторы творческого саморазвития педагога-новатора.

48. Показатели готовности педагога к инновационной деятельности.

49. Содержание управления образовательным учреждением (функции управления).

50. Управление процессом развития образовательного учреждения.

51. Распределение функций управления в образовательном учреждении.

 

 

Тесты для самопроверки

1.По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на…

1. локальные, модульные, системные;

2. внешние, внутренние, ресурсные;

3. ресурсные, образовательные, содержательные;

4. организационные, дидактические, методические.

 

2.Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется

1. инновационным;

2. преобразовательным;

3. творческим;

4. передовым.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: