Порядок определения скидки на недостаток ликвидности

Термин «ликвидность» существует в различных разделах финансовой науки. В более общем смысле под ликвидностью фондового рынка понимают полную свободу передвижения инвестиций, оформленных в виде ценных бумаг. Благоприятный инвестиционный климат, информационную открытость компаний, разветвленную инфраструктуру рынка, обеспечение равных прав для всех инвесторов и профессиональных участников рынка, наличие законодательной, нормативной базы и другие факторы, во многом определяющие степень ликвидности рынка, количественно описать почти невозможно.

Понятие «ликвидность» в более узком смысле как некая мера скорости превращения активов в денежные средства используется в корпоративных финансах. В процессе оценки бизнеса эксперт сталкивается с понятием ликвидности акций.

На практике существуют различные качественные определения ликвидности акций компаний. Так, акции, ликвидность которых велика, называют «голубыми фишками», а акции, ликвидность которых мала, - «вторым эшелоном». Иногда еще говорят о «третьем эшелоне» и «неликвиде». Такая градация несколько грубовата и в значительной мере условна, так как грани между этими категориями весьма размыты.

Очевидно, что актив, востребованный рынком, имеет большую ценность, нежели актив, реализация которого связана с некоторыми трудностями. Это объясняется следующим: во-первых, в случае, если для реализации актива требуется длительный период времени, собственник актива несет убытки в размере альтернативной рыночной доходности за период реализации низколиквидного актива, во-вторых, собственник сталкивается с неопределенностью относительно рыночной стоимости актива по окончании периода, необходимого для его продажи на рынке, в-третьих, продажа низколиквидного актива может повлечь за собой дополнительные организационные расходы. Для отражения степени ликвидности в стоимости бизнеса используется скидка на низкую ликвидность.

Другими словами, рынок выплачивает премию за ликвидность и. напротив, снижает цену при ее отсутствии. На относительную ликвидность различных пакетов влияет множество факторов. С течением времени важность фактора ликвидности в оценке бизнеса получает все большее признание. По данным зарубежной статистики, непригодность к продаже снижает стоимость акции закрытых компаний по сравнению с акциями публичных компаний в среднем на 35-50%[70].

Поправка на ликвидность на практике рассчитывается, как правило, для компаний акции которых не котируются на фондовой бирже. В случае, если принимается решение о применении скидки к стоимости котируемых акций, поправка рассчитывается путем построения экспертной шкалы соотношения коэффициента ликвидности и величины поправки.

Скидка на недостаток ликвидности акций закрытых компаний определяется либо исходя из среднего значения поправки, либо исходя из стоимости регистрации акций и брокерских комиссионных, взимаемых за продвижение акций компании на фондовый рынок.

Приведенные способы расчета скидки на недостаток ликвидности, так же как и способы расчета поправки на контроль, находятся в зависимости от экспертного мнения, что обуславливает субъективность результатов. В меньшей степени субъективная составляющая присутствует при определении затрат для выхода на фондовом рынок. Однако данный способ не позволяет учесть различия в степени ликвидности обращающихся на рынке акций. Кроме того, данный способ не применим к оценке неконтрольных пакетов, поскольку миноритарные акционеры не имеют возможность решающим образом повлиять на решение общего собрания акционеров по поводу вывода акций компании на фондовый рынок.

Ключевые термины:

· Доходный подход к оценке

· Сравнительный подход к оценке

· Затратный подход к оценке активов

· Метод дисконтирования денежных потоков

· Метод капитализации дохода

· Метод стоимости чистых активов

· Метод ликвидационной стоимости

· Терминальная стоимость

· Прогнозный период

· Постпрогнозный период

· Премия за контроль

· Скидка за низкую ликвидность

· Итоговая величина стоимости

· Метод компании-аналога

· Метод сделок

· Метод отраслевых коэффициентов

· Ценовой мультипликатор

· Мультипликаторы собственного и инвестированного капитала

· Моментные и интервальные мультипликаторы.

Контрольные и дискуссионные вопросы:

1. Какие факторы следует учитывать при выборе метода сравнительного подхода?

2. Какие критерии используются для принятия решения о сходстве компаний?

3. Что такое ценовой мультипликатор? Какие виды мультипликаторов используются в процессе оценки?

4. Какие основные виды корректировок применяются к итоговой стоимости сравнительного подхода?

5. На каких принципах оценки базируется доходный подход и для каких целей он используется?

6. Какие методы оценки, включает доходный подход и какова сфера их применения?

7. Перечислите основные этапы оценки бизнеса методом дисконтирования денежных потоков

8. В чём заключаются преимущества и недостатки метода дисконтирования денежных потоков?

9. Перечислите основные этапы оценки бизнеса методом капитализации. В чём заключаются его преимущества и недостатки?

Задачи:

1. Рассчитать стоимость организации при допущении, что денежные потоки поступают равномерно в течение года. Начиная с 6-го года, темпы роста денежного потока составят 4%. Ставка дисконтирования равна 18%.

 

Первый год Второй год Третий год Четвёртый год Пятый год
         

 

2. В конце каждого из последующих четырёх лет акционерное общество "Радуга" предполагает выплачивать дивиденды в размере: первый год - 2 дол., второй год - 1,5 дол., третий год - 2,5 дол., четвертый год - 3,5 дол. Если ожидается, что в дальнейшем дивиденды будут расти на 5% в год, а требуемая ставка дисконтирования составляет 12%, то какую цену целесообразно заплатить сегодня за акцию данного акционерного общества?

 

3. Используя приведенную ниже информацию, вычислите для компании-аналога «Салют» все возможные виды мультипликаторов «Цена/прибыль» и «Цена/денежный поток». Расчет сделайте исходя из цены одной акции и собственного капитала предприятия в целом.

Капитал фирмы «Салют» поделен на 250 000 обыкновенных акций, рыночная цена одной акции — 75 руб.

Отчет о прибылях и убытках (выписка)

Показатель Сумма, тыс. руб.
Выручка от реализации 60 000
Затраты 50 000
В том числе амортизация 15 000
Сумма уплаченных процентов 3 000
Ставка налога на прибыль, %  

 

 

4. Определите стоимость одной акции предприятия «Байкал», использую следующую информацию: чистая прибыль предприятия — 450 тыс. руб.; чистая прибыль в расчете на одну акцию — 25 руб.; балансовая стоимость чистых активов — 5 млн руб.; мультипликатор «Цена/балансовая стоимость» — 1,5.

 

5. Оцените с помощью мультипликатора инвестированного капитала предприятие «Сирена», годовая выручка от реализации которого составляет 1 800 000 руб.

Пассив баланса предприятия «Сирена», руб.: собственный капитал — 4 000 000; долгосрочные обязательства — 600 000; краткосрочные обязательства — 1 400 000.

Аналогом является предприятие «Гудок», рыночная цена одной акции которого составляет 25 руб., число акций в обращении — 550 000. Годовая выручка от реализации — 1 600 000 руб.

Пассив баланса предприятия «Гудок», руб.: собственный капитал — 8 000 000; долгосрочные обязательства — 2 000 000; краткосрочные обязательства — 4 000 000.

Ключевые функции Bloomberg:

GLCO – Мировые цены на сырьевые товары

FXC – Матрица валютных курсов

ECFC – Экономические прогнозы

ECST – Мировая экономическая статистика

LOIS – Монитор ликвидности 3-м. спред LIBOR-OIS

WEI – Мировые фондовые индексы

MOST – Наиболее активные бумаги

FXIP – Информационный портал валют

CBQ – Обзор рынка по стране

IBQ – Анализ индустрии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: