Частное размещение акций среди инвесторов (Private placement)

Частное раз­мещение акций (private placement, private offering – РО) – это инструмент финанси­рования, который может быть использован наряду с банковскими кредитами или другими формами займов, когда корпорации необ­ходимы средства для дальнейшего развития.

При таком размещении акции или доля в компании по закрытой подписке продаются одному инвестору или узкому кругу инвесторов. В их качестве могут выступать портфельные инвесторы (финансовые и страховые компании, инвестиционные фонды и банки), а также физические лица.

Основная цель подобных инвесторов – преумножить вложенные средства при выходе из проекта. Выход инвестора осуществляется путем продажи своей доли первоначальным собственникам, или в процессе публичного размещения акций на фондовой бирже.

В отличие от кредиторов, которые при выдаче займа оценивают ликвид­ность активов компании и ее способность обслу­живать долг, для портфельных инвесторов основной интерес представляет потенциал рос­та стоимости корпорации или ее отдельного проекта. Этот потенциал складывается из перспектив освоения соответствующих рынков, вывода новых продуктов или услуг, осуществления сде­лок по слияниям и поглощениям.

Кроме того, у корпорации должна быть слаженная команда менеджеров, перспективные торговые марки и необходимые лицензии, прозрачная структура бизнеса, инновационные технологии и т.п. Желательно, чтобы корпорация была перспективным игроком или даже лидером на каком-то рынке. В любом случае, бизнес или проект должен иметь очевидные конкурент­ные преимущества, быть рентабельным и об­ладать высоким потенциалом роста, кото­рый гарантировал бы портфельному инвестору ожидаемый результат.

Как правило, портфельные инвесторы не принимают активного участия в управлении бизнесом. При этом компания, имея в составе собственника в лице известного финансового института, полу­чает доступ к другим источникам привлечения капитала. Например, после вхождения в капитал лизинговой компании Europlan фонда прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners в 2003 году, она сумела привлечь заемное финансирование на сумму около 400 млн долл., а ее собственный капитал вырос более чем в 3 раза. Помимо предоставления финансовых ресурсов, портфельные инвесторы могут оказывать консалтинговые услуги, принимать участие в разработке стратегии развития бизнеса.

Частное размещение акций осуществляется в несколько этапов. На первом этапе определяются потребности в финансировании, проводится выбор финансового консультанта. Необязательным, но желательным является предварительный переход на международные стандарты отчетности, а также получение аудиторского заключения.

На втором этапе совместно с выбранным консультантом готовится инвестиционный меморан­дум, содержащий описание проекта и структуры предлагаемого размещения. Основной акцент в меморандуме делается на описании бизнес-идеи, а также ключевых компетенций и конкурентных преимуществ корпорации, необходимых для ее реализации. Описываются также потенциальные риски, опыт менеджмента, видение роли и участия будущего инвестора в управлении бизнесом.

Следующий этап – формирова­ние списка потенциальных инвесторов и определение параметров размещения. Обычно эти функции возлагаются на финансового консультанта. Он формирует коман­ду аналитиков, которые осуществляют рассылку меморандума инвесторам, общаются с будущими покупателя­ми.

Заключительным этапом подготовки к частному размещению высту­пает road-show, в рамках которого про­водится презентация компании и заключаются сделки с конкретными инвестора­ми.

Частные размещения получили широкое распространение в РФ. Многие из отечественных корпораций, акции которых в настоящее время обращаются на организованных фондовых рынках, прошли через этап частного размещения. Ниже приведены параметры и результаты частных размещений некоторых российских компаний.

Таблица 9.20

Частные размещения российских компаний

Наименование предприятия Инвестор Объем привлеченных средств (млн долл.) Доля в компании (%) Цель
«Яндекс» Baring Vostok Capital Partners 5,3 35,7 Разработка новых сервисов, развитие бренда
«Элекснет» Mint Capital 12,0 Более 25 Расширение масштабов бизнеса, региональная экспансия
Gallery Baring Vostok Private Equity Fund 25,0 40,63 Поглощение конкурентов, выход в столичный регион
«ТрансКонтейнер» 20 инвесторов 316,6 15,0 Развитие контейнерных перевозок

 

Выделяют следующие преимущества частных размещений:

Þ корпорация сама определяет условия раз­мещения, состав участников, количест­во и цену акции;

Þ отсутствие жестких законодательных требований, а также формальных требований бирж, государственных регуляторов и т.п.;

Þ для привлечения средств не требуется материального обеспечения;

Þ инвесторы, как правило, не вмешивают­ся в текущее управление бизнесом;

Þ повышается капитализация бизнеса;

Þ сравнительно невысокие затраты на подготовку;

Þ небольшой срок проведения сделки (от 1,5 до 3 месяцев);

Þ расширение возможностей по привлечению финансирования из других источников, подготовка к публичному размещению акций и др.

К недостаткам частных размещений следует отнести:

Þ зависимость от узкого круга или единственного инвестора, необходимость предоставления им детальной информации о хозяйственной деятельности;

Þ возможно, потребуется введение представителя инвестора в совет директоров;

Þ ограниченный срок участия инвестора (как правило, не более 5 лет);

Þ незапланированный выход в случае неблагоприятных условий или событий, возможность продажи своей доли «нежелательным» инвесторам и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: